Издержки кадровых пасьянсов
От частого «перетрахывания» бюрократического аппарата больше всего страдает бизнес
- А что вообще в мире делается?
- Стабильности нет…
Из кинофильма «Москва слезам не верит»
Этот диалог киногероев вполне характеризует практически все кадровые перестановки в правительстве и регионах Казахстана, которые традиционно подаются по «соусом» оптимизации, рационализации и повышения качества работы государственного аппарата. При этом сам аппарат работает или делает вид, что работает в коротких промежутках от одного бюрократического «перетрахывания» (говоря словами батьки Лукашенко) до другого.
Восьмой
Начиная с 1991 года, Серик Ахметов - уже восьмой премьер-министр РК, на долю которого также выпадает очередная административная реформа. Как по вертикали, так и по горизонтали. Опять появляются новые министерства, меняются акимы, и говорится об очередных эпохальных задачах до 2050 года.
Понятно, что без серьезной модернизации государственной службы действительно не обойтись, так как громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат не только активно глушит инициативы и информационные каналы снизу, но и не менее рьяно блокирует эффективную реализацию многочисленных государственных программ, спущенных сверху. Проще говоря, количество «временщиков» стало превышать число профессиональных управленцев - при параллельном сокращении доступа к распределительной кормушке.
Здравой, на первый взгляд, выглядит идея защите госслужащих при смене руководства и о запрете на групповые «кочевья» чиновников вслед за своим шефом из региона в регион, что нарушало преемственность в реализации государственных программ. Хотя, если в центре эти «ниточки за иголочкой» еще можно контролировать и пресекать, то в областях хорошую задумку, скорее всего, спустят на тормозах.
Но насколько оправдывают себя эти стремительные кадровые перемещения? Если для обывателей аппаратные игры играми и остаются, то для отечественного и иностранного бизнеса каждое кадровое изменение или появление нового курирующего ведомства традиционно влечет за собой значительные издержки.
Вся проблема в том, что у нас все время пытаются скрестить муху и слона. С одной стороны - заявляют о всемерной поддержке бизнеса, особенно малого и среднего. А с другой - активно наращивают государственное присутствие в экономике под лозунгами «контроля» и «наведения порядка».
Отсюда идет рост легиона «смотрящих» за бизнесом - будь то ФНБ «Самрук-Казына», Национальная экономическая палата «Союз «Атамекен» или Национальный банк. А на горизонте маячит Национальная палата предпринимателей, которой в соучредители активно сватают правительство. (Кстати, присутствие некоторых «смотрящих» имеет и вполне конкретные политические цели, а именно: не позволять бизнесу увлекаться политическими играми, как это уже случалось в истории суверенного Казахстана).
Естественно, там, где чиновник становится главной фигурой в системе распределения ресурсов, бизнес практически полностью зависит не от честной конкуренции, а от аппаратных игр, от расклада сил внутри элиты, от перераспределения полномочий между министерствами и ведомствами, которые отвечают за развитие и поддержку предпринимательства.
Кстати, этот тренд хорошо чувствует и молодежь, которая, в отличие от 90-х годов, уже не стремится в бизнес, предпочитая закрепиться в первую очередь в госструктурах (особенно в силовых) или в нацкомпаниях (в основном в сырьевой сфере). По данным опроса, который провела компания «Охота на работу» в 14 вузах страны, около 39% казахстанских студентов хотели бы работать в нефтегазовой сфере. На втором месте стоит государственная служба - 38%. Эту тенденцию подтверждает и официальная статистика.
Еще более непредсказуемой является ситуация в регионах, где приход нового акима часто означает введение новых правил игры для местного и иностранного бизнеса, но только с вполне предсказуемым результатом. Стоит взять любой отчет Счетного комитета за последние годы по поводу деятельности региональных бастыков, которых даже глава государства называл «удельными князьками», и будет все то же самое: «неосвоенные средства», «неэффективное использование», «недостижение конечных целей», «некачественное бюджетное планирование» и т.д.
Определенные надежды возлагаются на новое Министерство регионального развития, которому дано задание навести порядок в областях. Время покажет, насколько очередной эксперимент удачен. Но на раскачку новому ведомству понадобится время. А ведь не стоит забывать, что Минрегионразвития также переданы функции и полномочия Министерства экономического развития и торговли по реализации государственной политики в сфере поддержки предпринимательства, в том числе координация деятельности СПК. Для этого в рамках нового министерства будут созданы несколько комитетов: развития предпринимательства; по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства; по управлению земельными ресурсами; рыбного хозяйства и др., - от которых также зависит работа бизнес-структур. Кстати, несколько лет назад президент Казахстана заявлял о том, что комитеты министерств должны самостоятельно заниматься реализацией политики, осуществлять контрольно-надзорные функции.
Когда протекает крыша
Вернемся к теме калейдоскопической ротации чиновников и структурной реорганизации. Никто ведь не то что не считал, а даже не задумывался об упущенной выгоде Казахстана от частых кадровых перестановок в правительстве и регионах, которые привели к сорванным контрактам, затянувшимся переговорам или к рейдерским захватам собственности, если «крыша» у того или иного бизнеса все-таки стала протекать.
Конечно, много здесь зависит от весовой категории предпринимателя и его аффилированности с элитными группировками.
Для одних важен лишь постоянный доступ к государственным тендерам, где уже заложена коррупционная рента. Им, по сути, все равно, с кем работать, так как они умеют делиться.
Другие настолько тесно привязаны к своим агашкам, что возносятся и падают вместе с ними. На этой неделе, наконец, объявлен в розыск экс-аким Атырауской области Бергей Рыскалиев, против него возбуждено уголовное дело по обвинению в хищении бюджетных средств и злоупотреблении должностными полномочиями. Поэтому вполне логично, что сейчас «лохматят» и весь крупный бизнес в области, который подозревается в коррупционных связях с чиновником и его группой. При этом освободившиеся «золотые» места тут же займут другие.
Третьи бизнесмены, каковых меньшинство, хотят просто честных и понятных правил игры, эффективный государственный аппарат и стабильное законодательство. Они исходят из того, что лучшим защитником бизнеса является не чиновник, а закон, который должен стоять над чиновником, вне зависимости о того, куда и как он двигается по кадровой шахматной доске.
В 2011 году компания Ernst & Young провела исследование, в рамках которого выяснилось, что более половины иностранных инвесторов (53%) оценивают законодательство РК как недостаточно стабильное. И работающие в стране, и потенциальные инвесторы тогда подчеркнули необходимость прозрачной и стабильной нормативно-правовой базы, а также более тщательной оценки последствий при принятии новых законов. Интересно отметить, что в аналогичном опросе за 2012 год уровень прозрачности и предсказуемости нормативно-правовой среды около 50% респондентов также посчитали недостаточным.
Дальше своего носа
Кстати, неспособность прогнозировать последствия своих решений - еще одна ахиллесова пята госаппарата.
Многие «эпохальные решения» часто принимаются, исходя из текущей конъюнктуры, которая меняется довольно быстро.
Где сегодня кластеры, технопарки и бизнес-инкубаторы, о которых было столько шума еще несколько лет назад?
Или какой резон лежал, например, в идее создать Единый пенсионный фонд под контролем государства? Реальная забота о пенсионных накоплениях граждан или дискредитация разработчиков действующей пенсионной системы? Желание получить доступ к общей пенсионной копилке, чтобы нагреть руки, или попытка найти новые источники инвестиций для стратегических проектов? В любом случае, это решение прямо или косвенно может ударить по крупному бизнесу, а не только по пенсионным фондам. The Financial Times уже пишет о том, что акции двух крупных казахстанских банков – Народного и Казкома - могут упасть (а у Народного они уже падают) на Лондонской бирже в результате изменений в пенсионной системе РК. Предусмотрели такую возможность идеологи новой пенсионной реформы (которая, кстати, оказалась сюрпризом для главы Нацбанка) или даже не учли этот риск?
Ход королем
Впрочем, любые кадровые перестановки и структурные новации не идут ни в какое сравнение с тревогой бизнеса по поводу своего будущего после самой главной рокировки. Действительно, что ждет казахстанскую экономику в «сумеречной зоне», которая неизбежно наступит после смены власти в стране?
Будет ли сделана ставка на создание рыночной и конкурентной экономической среды или же проведут национализацию стратегических отраслей казахстанской экономики?
Начнется ли новый передел собственности, который приведет к экономической стагнации, или сохранится status quo, при котором экономика будет развиваться в рамках государственных программ, принятых еще при первом президенте?
Неудивительно, что в последнее время иностранные финансовые аналитики все больше делают акцент именно на инвестиционных и политических рисках в РК, связанных с перспективой смены верховной власти. При этом в глаза бросается идентичность их выкладок с комментариями казахстанских политологов.
В сентябре 2012 года рейтинговое агентство Standard & Poor's заявило в пресс-релизе: «Неопределенность в отношении того, к кому перейдет политическая власть в Казахстане, является фактором, ограничивающим уровень суверенных рейтингов. Президент планирует оставаться у власти в обозримом будущем, и на сегодняшний день его правлению ничто не угрожает. Однако преемник г-на Назарбаева пока не назначен и не определен. Мы считаем, что политическая стабильность может быть подорвана в случае, если г-н Назарбаев оставит свой пост, не назначив преемника».
Похожие прогнозы в 2011 году дала исследовательская компания The Economist Intelligence Unit, хотя горизонт ее прогнозирования был не очень далеким - с 2011-го по 2015 год. По мнению иностранных экспертов, сверхцентрализованное правление президента Казахстана, скорее всего, продолжится. Среди факторов, которые способствуют этому, выделяются относительно высокий экономический рост и слабость оппозиции. При этом, с точки зрения аналитиков, есть вероятность, что угрозы режиму за рассматриваемый период будут также расти.
Эти рассуждения лишь усиливают тревожные ожидания «сумеречной зоны». И вопрос «Что дальше?» с каждым днем звучит всё громче, чем вопрос «Почему?».