Есть ли смысл обсуждать повышение налогов, когда экономика падает?

По состоянию на июнь 2020 большинство экономистов всё еще не пришли к консенсусу по прогнозу глобальной экономики на этот год

Иллюстрация: Depositphotos.com/Aleutie

Всемирный банк прогнозирует сокращение мирового ВВП на 5,2%, в то время как Международный валютный фонд предполагает снижение на 3,2%. Казахстан — это страна с малой открытой экономикой и по определению является абсорбентом внешних шоков (price taker). Последствия текущего структурного шока, вызванного пандемией Covid-19, влияют на нашу страну: происходит сокращение деловой активности, снижение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, падение цен на биржевые экспортные товары, снижение доходной части бюджета и увеличение его дефицита.

На фоне вышеперечисленных факторов, в информационном пространстве Казахстана всё чаще обсуждается тема увеличения налоговых ставок по КПН и НДС. Мы не будем рассматривать влияние роста ставок налогов, а рассмотрим в принципе возможность фискального прессинга в период спада экономики.

Известно, что экономика циклична. Так называемые экономические циклы или же бизнес-циклы являются неизменными на протяжении всего существования человечества. Существуют периоды подъема экономики и снижения экономики (рецессии). Самым простым примером является легенда о том, как египетскому фараону приснился сон о семи тучных коровах и семи тощих коровах. Зная, что грядут тяжелые времена, фараон сделал запасы зерна в течение изобильных лет, и таким образом пережил период засухи. Цикличность свойственна и экономике Казахстана (график 1). Макроэкономическая теория подтверждается не только для большинства стран мира с рыночной экономикой, но и для нашей страны.

Совокупный итог деятельности экономики страны за год измеряется внутренним валовым продуктом (ВВП). Если ВВП показывает фактический рост производства, то потенциальный ВВП демонстрирует максимально возможный рост производства при полной занятости и использовании ресурсов (кейнсианская теория). Существует множество методов расчета потенциального ВВП, но общепринятыми являются методы линейного тренда (ln), фильтра Ходрика-Пресскота (HP) и производственной функции (PF). Разница между ними составляет так называемый разрыв ВВП (оutput gap), который является основным общепризнанным индикатором экономической активности страны.

Положительный output gap означает, что экономика развивается и производит больше товаров, совокупный спрос превышает предложение, однако это может привести к «перегреву» экономики и повысить инфляцию. При отрицательном разрыве спрос на товары и услуги являются слабыми, экономика не реализует свой потенциал, при продолжительном негативном разрыве могут уменьшаться доходы от налогов и увеличиваться государственные расходы, в том числе на социальное обеспечение. На графике 1 продемонстрированы экономические циклы экономики Казахстана за последние 24 года с периодами спада в 1995-1999, периодами подъема в 2000-2007 и снижением темпов роста экономики начиная с 2008, который перманентно продолжается по сегодняшний день.

График 1. Разрыв ВВП Казахстана

Источник: расчеты авторов

Output gap показывает, когда и как государство должно регулировать экономику страны посредством фискальной и монетарной политики, которые в рыночной экономике являются его единственными инструментами. В случае если монетарная политика центрального банка подразумевает регулирование базовой ставки и предложения денег на рынке, то фискальная политика правительства отвечает за государственный бюджет, т.е. налоговые ставки и государственные расходы. По определению монетарная политика является процикличной, а фискальная – контрцикличной.

В рамках этой статьи мы рассматриваем только фискальную политику. При положительном output gap, в целях защиты от «перегрева» экономики, правительство должно проводить сдерживающую политику: сокращение государственных расходов, трансфертов и налоговых преференций, увеличение налогов для создания «запасов ресурсов» (Национальный фонд 2001 года), которые будут использоваться во время рецессии и стагнации. Однако если страна находится в стадии рецессии, правительство применяет фискальную политику в режиме автоматического стабилизатора, которая становится стимулирующей (экспансионистской), позволяющей вывести экономику из отрицательного output gap. Что подразумевает стимулирующая политика? Это увеличение государственных расходов, тем самым стимулирование роста спроса, а также снижение налоговой нагрузки на бизнес и население. Другими словами, для удержания роста экономики на уровне потенциального ВВП, правительству необходимо придерживаться контрциклической политики, т.е. сдерживать рост на стадии подъема и стимулировать экономику при состоянии спада.

Другим важным индикатором определения состояния государственной фискальной политики государства является фискальный импульс (FI) который представляет собой изменения основного сальдо бюджета. В случае если FI <0, то фискальная политика является менее экспансионистской и более сдерживающей, и, наоборот, FI >0 означает стимулирующую политику. Графически динамика output gap и FI должны находиться на противоположных сторонах оси. За период с 1997 по 2019 (график 2) только в 45% случаев фискальная политика Казахстана соответствовала постулатам макроэкономической теории – контрциклической политике.

График 2. Фискальный импульс и Разрыв ВВП,% от потенциального ВВП

Таким образом сегодняшняя фискальная политика не соответствует теории и практике рыночной экономики, которой Казахстан является. В текущей ситуации, когда мировая экономика и экономика Казахстана находится под воздействием структурного шока, страны мира используют, помимо монетарных стимулов (снижение ставок по кредитам, отсрочка оплаты по кредитам, количественное смягчение), фискальные стимулы для поддержания платежеспособного спроса (helicopter money, освобождение от налогов, увеличение государственных расходов). Использование инструментов сжатия экономики (сокращение государственных расходов и увеличение налоговых ставок) идет вразрез не только с теорией, но и экономической логикой. Потому что в случае увеличения ставок по налогам и сокращения государственных расходов спрос в падающей экономике еще больше сожмется по причине ужесточившихся условий для бизнеса и населения. Рост налогов будет приводить к сокращению производства бизнесом, сокращению рабочих мест, увеличению теневого сектора, далее к сокращению налоговых поступлений в бюджет и, соответственно, снижению экономики в целом. Поэтому в целях снижения шоков мировой экономики правительство должно проводить контрциклическую политику и разработать в рамках «Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года» среднесрочную фискальную политику.

Жаныбек Айгазин, директор AERC

Диас Кумарбеков, руководитель департамента прикладных исследований AERC

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4322 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
4 августа родились
Тимур Сатыбалдин
акционер Forbes Kazakhstan и радиостанции LuxFM Казахстан
Бекболат Орынбеков
первый заместитель акима Жамбылской области
Анатолий Попелюшко
председатель Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить