Игра без миллионов

17950

На казахстанском футбольном рынке говорить о деньгах не принято. Этим мы и отличаемся от европейского клубного футбола. Там бюджеты, стоимость игроков, расходы и доходы клубов – прозрачны. В Казахстане же футбол живет не по рыночным законам

Reuters/vostock photo

 

Однажды основатель английской футбольной лиги шотландец Уильям МакГрегор описал футбол как «большой бизнес». С тех пор фраза стала одним из самых больших клише в футбольной истории.
Саймон Купер, Стефан Шимански «Футболономика»

 

«Наши клубы – государственные, что, с одной стороны, казалось бы, и неплохо – целевое финансирование, стабильность, возможность государственного регулирования многими процессами. Но, с другой стороны, мировая практика показывает, что успешные клубы – это акционерные общества либо частные компании», – рассказывает Саян Хамитжанов, генеральный секретарь Федерации футбола Казахстана (ФФК).

Именно поэтому крайне важно привлекать деньги бизнеса в футбол. Этим объясняется решение исполкома ФФК об увеличении количества команд в премьер-лиге. Руководство ФФК, сохранив «Кайрат» в когорте сильнейших, предоставило возможность войти крупной бизнес-компании в состав управления футбольного клуба.

Вперед в Европу

Переход Казахстана из Азиатской конфедерации футбола в состав Европейского союза футбольных ассоциаций (УЕФА), произошедший девять лет назад, дал значительный толчок европеизации отечественного футбола.

Однако хотя наши клубы ежегодно прогрессируют, в качестве футбольного продукта они все-таки уступают в уровне европейским командам. С этим в федерации связывают основную причину непосещаемости футбольных матчей.

Второй причиной, по мнению Хамитжанова, является низкий уровень клубного менеджмента в области анонсирования матчей. Третья проблема – это стадионы, устаревшая инфраструктура которых малопривлекательна для болельщиков, желающих провести время на стадионе семьей.

Reuters/vostock photo

«Стадионные комплексы нужно оснащать кафе, ресторанами, спортивными магазинами, местами развлечений. Требуется системная модернизация стадионов», – подчеркивают в федерации.

Несмотря на это, многие клубы уже начали активную работу в области увеличения посещаемости. Например, в минувшем сезоне карагандинский «Шахтер», ставший чемпионом страны, много внимания уделял привлечению зрителей и с этой целью проводил после матча розыгрыш автомобилей. Этот ход имел успех – на стадион потянулись люди, ранее не посещавшие футбольные матчи. Ими двигал вполне конкретный мотив – надежда выиграть желанный приз. Но вскоре именно игра «Шахтера», зрелищная, яркая, по-настоящему чемпионская, начала привлекать все больше и больше зрителей.

Чтобы помочь клубам создать качественный футбольный продукт, федерация пролоббировала идею о переходе на британский стиль судейства в казахстанском чемпионате, который предусматривает настоящую мужскую борьбу на поле, когда игра не останавливается по пустякам, сохраняется динамика, ее зрелищность. Однако пока это не помогает казахстанским клубам привлечь фанатов на стадионы.

Вкладывают все – победа одна

Пока в Казахстане не прослеживается и связь между инвестициями в клуб и успехами клуба. Так, лидер турнирной таблицы по бюджетам находится только на пятом месте, в то время как «Иртыш» со своими 6,4 млн евро смог занять только пятое место в национальном первенстве.

У детища АО «НК Казахстан Темир Жолы» футбольного клуба «Астана» – лидера рейтинга – бюджет составил
7 млн 692 тыс. евро (4-е место в турнире). Для сравнения: бюджет самого «бедного» клуба премьер-лиги России по итогам 2011 года «Спартак-Нальчик» составил 12 млн 871 тыс. евро, не говоря уже о том, что бюджет самого богатого клуба мира Real Madrid по версии Deloitte составил 479,5 млн евро, что почти в 7 раз больше, чем совокупный бюджет 14 команд казахстанской премьер-лиги.

При таких вложениях довольно сложно говорить об успехах на международной арене или о доходах. Но пока казахстанские клубы таких задач и не ставят. Все знают, что и в 2012 году футбольный бизнес в Казахстане останется неприбыльным, а убыток покроется за счет дотаций государства или спонсоров.

«Основная задача на сегодняшний день – популяризировать футбол в нашей стране, где он имеет огромное социальное значение. Рейтинг транслируемых матчей в силу разных причин крайне низок. Поэтому ни о какой продаже телеканалам прав речи не идет», – говорит Хамитжанов.

Права на показ матчей чемпионата и Кубка страны принадлежит Национальной футбольной лиге (НФЛ), которая бесплатно передает их двум государственным каналам – «Хабару» (включая «Ел Арну») и «Казахстану». Естественно, ни НФЛ, ни клубы не получают дохода от трансляций. По договоренности с каналами зритель должен видеть в прямом эфире два матча каждого тура.

Меняем правила

Сколько можно заработать на мировой спортивной индустрии

Доходы мировой спортивной индустрии в следующие пять лет составят $121, 391 млрд, подсчитали в Pricewaterhouse Coopers (PWC). Основными факторами роста станут улучшение экономической ситуации в мире, усиление воздействия телевизионной рекламы, дальнейшее распространение платного ТВ и продолжающийся переход спортивных трансляций на платное телевещание.

Спортивная индустрия – это системы билетирования, распространение прав на трансляцию, спонсорство и мерчандайзинг, говорится в отчете Pricewaterhouse Coopers «Перспективы развития мировой индустрии спорта до 2015 года». Уже в 2012 году доходы спортивной индустрии вырастут на 9,5 % и составят$129, 929 млрд. Прогнозируется, что самые высокие совокупные темпы годового роста (4,9 %) продемонстрирует Латинская Америка из-за чемпионата мира по футболу (ФИФА) 2014 года, который пройдет в Бразилии. На втором месте окажется Северная Америка (4 %). Самые низкие темпы роста доходов (2,9 %) сохранятся в странах Европы, Ближнего Востока и Африки.

По данным PWC, доходы от продажи билетов составят 32,6 % совокупной выручки спортивной индустрии ($44,7 млрд в 2015 году), при этом они останутся крупнейшим компонентом глобального спортивного рынка, а в странах, где посещение спортивных мероприятий является неотъемлемой частью культуры, – основным источником дохода от их проведения. На долю спонсорства приходится 28,8 % от общего объема спортивного рынка, и до 2015 года средний рост этого компонента составит 5,3 %, а доходы на мировом рынке достигнут $45,3 млрд, равномерно распределенных между всеми регионами.

Согласно отчету, права на трансляцию – третий по величине доходов сегмент рынка (на него приходится 24,1 % всех доходов мировой спортивной индустрии). Рост доходов мирового рынка от продажи прав на трансляцию будет достаточно стабильным – с $29,2 млрд в 2010 году до $35,2 млрд в 2015-м.

Мерчандайзинг представляет собой наименьший компонент мировой индустрии спорта – на него приходится только 14,5 % мирового рынка. В то же время в Северной Америке его доля составляет 25,2 % всех доходов. Рост доходов от мерчандайзинга тесно связан со структурой потребительских расходов, а общий темп роста в этом сегменте (2,6 %) близок к темпу роста доходов от продажи билетов, что приведет к росту доходов в сегменте мерчандайзинга с $17,6 млрд в 2010 году до $20,1 млрд в 2015-м.

Реальный шанс заработать для казахстанских клубов – это победы в еврокубках: «Участвующие в еврокубках могут заработать на продаже прав своих домашних матчей, особенно если встречаются с командами, представляющими развитые в футбольном плане страны. Продажа прав, скажем, на матч квалификации Лиги Европы могут пополнить клубный бюджет на 15–20 тыс. евро», – рассказывает генсек федерации. Другой пример, который приводит Саян Хамитжанов, – клубы, пробившиеся в групповой турнир Лиги чемпионов.

Суммы, полученные командами, образуются из продажи медиаправ телеканалам, а выплаты за участие растут от квалификационных матчей к финалу. Согласно схеме распределения средств Лиги чемпионов все 32 команды группового турнира получают по 3,9 млн евро. Помимо этого, за каждый сыгранный матч в групповом турнире команды получат по 550 тыс. евро. За каждую победу – 800 тыс. евро, за ничью – 400 тыс. евро. Клубы, вышедшие в 1/8-ю получат еще 3 млн евро. Вышедшие в 1/4-ю – еще по 3,3 млн евро. Полуфиналисты прибавят к своей сумме 4,2 млн евро. Победитель турнира получит 9 млн евро, а команда, проигравшая в финале, – 5,6 млн евро. Помимо этого, клубы получат средства от ТВ-пула. Эта сумма примерно равна 341 млн евро.

Это наглядно свидетельствует о том, почему очень выгодно попадать в сетку Лиги чемпионов. «Мы уверены, что вскоре и наши клубы станут конкурентоспособными на европейской арене, а наши успехи в континентальных турнирах станут главным фактором резкого увеличения посещаемости стадионов страны», – заключает Хамитжанов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить