Химия цифрового мира

9941

В рамках проекта «Зеленый коридор» совместно с Forbes Kazakhstan и «Лабораторией Касперского» нам выпал шанс поговорить о семье, защите детей и балансе личного и рабочего в цифровом мире с настоящим бойцом невидимого фронта. Асель Молдабекова - советник министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

Асель Молдабекова - советник министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
Асель Молдабекова

Асель, кто такой советник министра, какова его роль? Каков идеальный портрет человека на этой позиции?

Наверное, идеал зависит от того, какие качества ожидает увидеть в советнике конкретный министр. Базовая комплектация: человек с богатым жизненным опытом и профессиональными навыками, широким кругозором. Я помогаю складывать из разных пазлов картину мира в голове у министра и его команды, участвовать в создании команды, помогать, вдохновлять ее. Я вижу роль советника сродни роли химика на НПЗ – нужно, чтобы все было правильно скомпоновано. В основном работа химика незаметна: если на заводе все стабильно, нефть перерабатывается, техника безопасности соблюдается – значит, химик работает хорошо.

Цифровой министр не может без цифровых инструментов. Как вы организуете свою работу с их помощью и помогаете руководителю ГО?

- Наверное, основные инструменты – это мессенджеры, наше все. Мы для себя помимо глобальных выбрали казахстанский мессенджер aitu, он сейчас активно нацелился на роль и место Telegram. Мой любимый цифровой инструмент – карты мозгового штурма «МайндМапс». Недавно оказалось, что я уже семь лет покупаю подписку на один из таких популярных сервисов, по ним можно отслеживать мою карьеру, все мои проекты на жизненном пути. Кроме того, как на работе, так и в личной жизни я часто пользуюсь программами Trello, Notion.

Также мы начинаем повсеместное внедрение нового проекта для работы всех ГО. Это проект для передачи министру самой свежей информации: за какими ключевыми показателями надо следить, что в тренде, над чем предстоит поработать. Там же есть дашборды. Мы рассчитываем, что в скором времени эта платформа станет основной для финансирования государственных проектов. В госпрограмме «Цифровой Казахстан» участвуют множество государственных органов, и тут создано отличное пространство для совместной работы.

Чтобы создать картину в 360 градусов, какие источники данных вы наиболее часто используете для докладов, записок министру, чьи прогнозы и аналитику используете?

- Я стараюсь создать полноценную картину на базе СМИ, в том числе зарубежных, изучаю тематические телеграм-каналы. В РК есть хорошие финансовые аналитические агентства, но в области цифровизации мне очень нравится изучать отчеты и рейтинги ООН, там очень четкая прозрачная методология, понятные метрики, особенно это касается рейтингов электронного правительства, эти показатели помогают не сбиться с пути.

Если говорить о прозрачности в целом, то это не только декларативный принцип, но еще и цифровой след, который мы оставляем в публичном пространстве. О чем должен беспокоиться современный чиновник в 2020-м?

– Мне кажется, что беспокоиться не стоит, но наша жизнь должна максимально соответствовать простому принципу: «не делать ничего, за что было бы стыдно», что позволяет соответствовать образу не только современного этичного чиновника, но и просто хорошего человека. А если говорить про поведение в социальных сетях, у меня простой критерий – я веду свои аккаунты так, чтобы их могли читать моя мама и мои дети.

Асель, в вашем активе опыт политической работы, а также работы в правоохранительных органах и в бизнесе. Есть ли в РК женское предпринимательство как понятие, существует ли менторинг для женщин-предпринимателей, особенно для женщин в ИТ,  что предлагает государство, какие программы вы знаете и рекомендуете?

– Мне кажется, тут как раз разделение по гендерному признаку может навредить. Наше министерство запустило и поддерживает достаточное количество программ предпринимательства, это происходит в Astana Hub, там отличные программы акселерации стартапов. И я думаю, что во многих отраслях коучить нужно скорее мужчин.

Советник и многодетная мать – как две функции не мешают друг другу? Помогают ли технологии в воспитании детей?

– Не всегда уживаются. Баланс в жизни – сложная задача. Именно сейчас, в этом возрасте, я начала ощущать тонкую грань этого баланса. Возможно, мои дети со мной не согласятся, но я очень стараюсь его соблюдать, максимально уделять время семье, к примеру, воскресенье – это максимально семейный день. Если же говорить про рабочую неделю, то дети могут напомнить о себе в любой момент, я всегда говорю им, что я доступна для них 24/7. Да, возможно, я не всегда могу ответить на их звонок, но тогда они напишут в мессенджер.

Моя старшая дочь живет очень далеко от меня, но благодаря нашей постоянной связи в коммуникаторах расстояние удается принимать проще. 15 лет назад я была в длительной командировке, и уже тогда мы с детьми долго общались по скайпу. Тогда же мои дети сказали такую фразу: «Как жаль, что по скайпу нельзя обнять». Думаю, нас ждет огромная эволюция в коммуникациях, с использованием VR и тому подобного, но объятия матери и ребенка ничто не заменит. А вот отношения иногда лучше выяснить через вотсап, диалог будет отстраненный и более конструктивный, даже если вы в соседних комнатах.

Я знаю, что вы достаточно давно занимаетесь проблемой детей, оставшихся без родителей. Как их проблемы курирует ваше министерство, есть ли какой-то цифровой контроль?

– «Цифровой Казахстан» – это программа для всех слоев граждан РК. Совместно с МОН мы долго шли к этому и наконец пересчитали всех детей в стране, в том числе детей в детских домах. К примеру, если ребенок пропадет, об этом кто-то должен знать, и мы это сделали. Это очень помогает в контроле за выделяемыми на детей ресурсами и средствами, сейчас мы знаем, что всего в РК осталось около 4000 детей в детских домах, и мы готовимся к тому, чтобы ввести цифровое видеонаблюдение для их безопасности.

Как вам кажется, что ждет цифровое образование? Как сделать его более эффективным?

– В первую очередь мы стали активно рассматривать механизм ГЧП в образовательном секторе, признали право на существование качественных частных образовательных школ, которые тем не менее не носят статус вуза или другого образовательного учреждения с формальной точки зрения. Далее, к сожалению, надо признать, что повсеместное введение наших базовых предметов – информатика, программирование – не дает эффекта, так как объективно отсутствуют в селах учителя по этим предметам.

Поэтому мы внесли предложение, которое поддержал президент, – вне зависимости от того, когда закончится пандемия, информатика и программирование будут преподавать онлайн, ученики смогут подключаться к платформе из любой точки. Мы обучаем, генерим контент, мотивируем как преподавателей, так и учеников. Это очень сложная, системная работа по совершенствованию уроков информатики с первого класса. Я хочу, чтобы наши дети были максимально конкурентоспособны – для этого нужны онлайн-инструменты, геймификация, и в первую очередь – фокус на детях из глубинки.

Как не потерять свои жизненные ценности в цифровом мире, не дать цифровому миру поглотить себя без остатка? Возможно ли сбалансировать время в своих отношениях с гаджетами?

- Я стараюсь всегда оставаться человеком. А еще я удалила все лишние приложения из телефона и посвящаю время детям. Подросткам нового века я хотела бы сказать: вне смартфона и «ТикТока» есть жизнь, внимательно посмотрите вокруг.

Евгений Питолин

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить