Гостиничный бум

47389

С появлением новых игроков рынок отелей Казахстана переживает новый этап в развитии

Фото: Jason Kuffer

На фоне наблюдающихся последствий экономического кризиса на европейском отельном рынке индустрия гостеприимства в различных частях Азии развивается ударными темпами. По данным экспертов, потенциал Казахстана в области гостиничного бизнеса может реализоваться в ближайшей перспективе, причем впечатляющим образом. «Сегодня рынок отелей – это один из секторов экономики, которые динамично развиваются», – отмечает президент Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов Рашида Шайкенова. Вместе с тем, если говорить об общей ситуации, до сих пор остается нерешенным целый ряд важных вопросов.

Общее количество мест размещения в Казахстане за первые два квартала текущего года составило 1559 единиц. Номерной фонд достиг 39 274 комнат, что означает рост на 3,9% по сравнению с прошлым годом. Однако, что касается спроса, средний показатель загрузки номерного фонда с января по июнь текущего года составил лишь 23,7%. Для сравнения: данный показатель в Российской Федерации – 36,6%, а на Мальте и Кипре и вовсе 72,9%.

Лидером среди регионов по заполняемости гостиниц стала Атырауская область с показателем в 59,7%, на втором месте расположилась соседняя Мангистауская – 40,1%, а замкнул первую тройку, как ни удивительно, Жамбылский регион – 34,9%. На западе страны загрузка номерного фонда всецело зависит от деловой активности, а также степени развития промышленности. Аутсайдерами стали Восточно-Казахстанская – 14,1%, Карагандинская и Павлодарская области – по 15,8%. В то же время показатели по всем регионам остаются на уровне ниже среднего.

В связи с низкой загрузкой номерного фонда всплывает вопрос о жесткой ценовой политике гостиничных комплексов. «Первая жалоба, которую мы часто слышим из уст иностранных гостей, это достаточно высокие цены за размещение, – говорит Шайкенова. – Хотя это категория, которая складывается из разных параметров». Между тем, по сведениям экспертов Veritas Brown, на рынке существует ценовой сговор и большинство гостиниц превышают свои базовые и корпоративные тарифы. Средняя стоимость номера в сутки в брендовой гостинице среднего класса Holiday Inn примерно равна расценке в небрендовой пятизвездочной гостинице. Среднесуточный тариф в брендовых гостиницах Алматы составляет $145–420, а в Астане достигает $400–520, включая НДС и стоимость завтрака.

Большинство предпринимателей, не зная законов гостиничного бизнеса, ожидают быстрый возврат на инвестиции, а также прибыль. Однако если до рецессии 2008 года сроки окупаемости таких проектов определялись в пять-восемь лет, то сейчас этот период оценивается в 10–15 лет. При этом инструментарий государственной поддержки для гостиничного рынка до конца не отработан. В законе об инвестициях есть строка о том, что владельцы гостиничных комплексов могут завозить импортное оборудование без таможенных пошлин. Но это касается только компьютеров, посуды и мелких принадлежностей, расходы по которым не являются значительными.

Основными барьерами, препятствующими развитию гостиничного рынка, являются слабый уровень квалификации кадров, отсутствие научной базы туризма и низкое качество предоставляемых услуг.

С некоторых пор добавилась еще одна проблема – на рынке появился ряд организаций, которые претендуют на комиссионное вознаграждение в качестве правообладателя различного контента – от музыки, звучащей в лобби и ресторане, до ретрансляции телевизионных каналов в гостиничных номерах. Тогда как, напоминает Рашида Шайкенова, в соответствии с жилищным законодательством номер является временно арендованной собственностью гостя, и платить за это гостиницы вовсе не обязаны. «Потому что человек зашел в комнату и закрыл за собой дверь. Мы не знаем, смотрит ли он телевизор или, напротив, является ярым противником ТВ», – говорит Шайкенова.

Все перечисленные факторы работают против этого бизнеса в Казахстане. Тем не менее предприниматели не теряют оптимизма и продолжают открывать отельные комплексы.

Нельзя не отметить и растущую заинтересованность международных сетевых компаний в выходе на казахстанский гостиничный рынок. Эксперты считают это одним из признаков перспективности сектора. Наблюдается рост конкуренции среди отелей в Астане. Согласно данным Агентства по статистике, 72% посетителей прибывают в город с деловыми целями, что является результатом повышения бизнес-активности. В ближайшее время планируется запуск Marriott Astana, Hilton Garden Inn Astana и Ritz-Carlton. Ожидается, что общий номерной фонд трех отелей составит 850 номеров. Так, заказ на строительство Hilton Garden Inn Astana поступил от ТОО «Экспо-Центр Астана». 19-этажный отель общей площадью 31 тыс. кв. м откроется уже летом 2014 года. Что касается Marriot Astana, то осенью 2011 года Евразийский банк развития (ЕАБР) выделил кредит ТОО «Астанапромстрой-М» (дочерняя структура ЗАО «Моспромстрой») в размере $44 млн на возведение гостинично-административного комплекса. Финансирование предоставляется сроком на 10 лет. Отель планируется сдать в эксплуатацию уже в январе 2014 года. Слухи о строительстве Ritz-Carlton в столице ходили шесть лет, и наконец в середине июня текущего года на месте последнего свободного участка у Байтерека был торжественно заложен фундамент многофункционального комплекса A+Talan Towers, который, как планируется, будет включать в себя отель. Общая площадь Ritz-Carlton, Astana составит более 23 тыс. кв. м, а номеров в нем будет 160. Сумма инвестиций в комплекс составила $300 млн. Кроме того, намечается открытие 88-этажного Abu Dhabi Plaza (2017 год) с общим пакетом инвестиций в $1,1 млрд и первого продукта группы Accort – «демократичного» отеля IBIS с 280 номерами (IV квартал 2013 года). В итоге в течение ближайших трех-четырех лет ожидается пополнение столичного номерного фонда на 1200 номеров. Следует отметить, что немаловажную роль в развитии гостиничного сектора Астаны уже играет будущая выставка EXPO-2017, которая ориентировочно привлечет более 4 млн человек.

Возвращаясь к западному региону, следует отметить, что благодаря победе ТОО «Акцепт Constraction LPP» в республиканском конкурсе на 10 лучших регио­нальных стартап-проектов в туристической сфере, объявленном Комитетом индустрии туризма, в Актобе появится первый отель Sheraton международной сети Starwood. Открытие комплекса запланировано на 2014 год. По словам Роланда Воса, президента Starwood Hotels & Resorts Worldwide, Inc. в регионе Европы, Африки и Ближнего Востока, выход на новые рынки является приоритетным направлением стратегии компании, а открытие Sheraton Aktobe станет важным этапом расширения сети в Восточной Европе.

По данным Veritas Brown, в Казахстане кризис в большей степени оказал влияние на гостиничный рынок Алматы, где показатели загрузки номерного фонда снизились практически на 16% (38,4% в 2007 году против 29,1% в 2008-м и 22,3% в 2009-м). Однако затем ситуация стала выправляться: в 2011 году средняя заполняемость увеличилась до 26,3%, а в I квартале 2012 года достигла 45,1%. Деятельность отельных комплексов в южной столице определяет сезонность: лето считается мертвым сезоном, повышенная активность приходится на осенний период. В IV квартале 2012 года наблюдались высокие уровни загрузки отелей благодаря ряду крупных выставок и конференций – KIOGE, Agro World Kazakhstan, KazUpack, Power Kazakhstan, World Food Kazakhstan и других. Что касается среднесрочных перспектив, то предполагается ввод в эксплуатацию около 850 дополнительных номеров, однако есть вероятность, что сдача объектов не уложится в срок.

Если говорить о прогнозах развития гостиничного рынка Казахстана в ближайшую пару лет, то с учетом достаточно стабильного экономического развития положительная динамика будет увеличиваться. Отмечается отток клиентов в более демократичный сегмент – то есть в трех- и четырехзвездочные отели. В первую очередь это касается делового туризма, поскольку компании стали экономить средства и искать варианты размещения сотрудников за более приемлемую цену. С другой стороны, наблюдается тенденция роста цен на гостиничные номера в пятизвездочных отелях: если в 2009–2010 годах они вели достаточно гибкую ценовую политику, то уже на следующий год суточные тарифы увеличатся. 

Отели премиум-класса страны

2013 год можно смело назвать годом гостиничного бизнеса: появились новые игроки на рынке, инвесторы активно направляли средства в этот сегмент, были заключены выгодные сделки с иностранными компаниями. Наибольший интерес вызывал сегмент люксовых отелей, то есть гостиничных комплексов представительского класса.

Сегодня в Казахстане действуют 17 пятизвездочных гостиниц, некоторые из них существуют десятилетиями, другие только пришли на рынок.

Forbes Kazakhstan сделал свой выбор 10 лучших по следующим критериям: бренд (сетевая компания, представленная на рынке), расположение, номерной фонд, количество и качество внешних и внутренних услуг, отзывы клиентов на сайте Tripadvisor.

Rixos Almaty

Количество номеров: 238

Стоимость номера: от $342

Сеть отелей: Rixos Hotels

На фоне мирового финансового кризиса в середине октября 2009 года состоялось открытие второго отеля Rixos Group в Казахстане, однако на этот раз в южной столице. На строительство комплекса было потрачено $150 млн. Комплекс премиум-класса, расположенный на территории в 2 гектара, включает в себя весь спектр высококлассных услуг.  В отеле представлены номера разных категорий (presidential suite, executive suite, «дуплекс» и др.). Каждый номер имеет свой собственный гардероб и душевую кабину. Гости с ограниченными физическими возможностями могут быть размещены в двух специальных номерах, оборудованных для инвалидных кресел и оснащенных специальными удобствами. Кроме того, предлагается конференц-зал на 1000 человек, рестораны, бутики, бассейн, спа-салон и фитнес-центр.

Inter-Continental Almaty

Количество номеров: 277

Стоимость номера: от $345

Сеть отелей: InterContinental Hotels & Resorts

Меньше чем за два месяца до открытия отеля Intercontinental Hotels Group и Ayt-Otel (AhselHolding) подписали соглашение о перестройке бывшей гостиницы Regent Almaty Hotel в нынешний InterContinental Ankara Hotel Almaty. Стоимость проекта составила $150 млн. Сегодня это 277 полностью отремонтированных номеров, включая девять VIP-люксов, 13 улучшенных люксов и два президентских. В отеле действует электронная система, оснащенная кнопкой оповещения персонала о необходимости услуг горничной или о просьбе не беспокоить. Отличительной особенностью является четырехтрубная система кондиционирования, которая работает в каждой комнате. Загрузка за последние три квартала текущего года в среднем составила 60,39%, или 45 670 гостей.

Royal Tulip Almaty

Количество номеров: 165

Стоимость номера: от $416

Сеть отелей:  Golden Tulip Hotels

Летом 2010 года швейцарская группа Golden Tulip открыла свой четвертый по счету отель – на сей раз в предгорьях Тянь-Шаня. Он включает в себя 165 номеров, в том числе 111 superior, 44 deluxe, четыре люкса Junior, пять люксов executive и президентский люкс. Отель располагает рестораном с международной кухней, лаунж-барами, тремя конференц-залами, бальным залом с фойе общей площадью 1480 кв. м, который может вместить до 1500 человек. Отель предлагает мильную программу лояльности, включающую девять программ frequent flyer, присуждающих мили часто летающим клиентам за каждый день проживания в гостиницах сети. 

Donatello Boutique Hotel

 

Количество номеров: 22

Стоимость номера: от $300

Сеть отелей: Donatello

17 декабря 2011 года в Алматы состоялось открытие нового отеля-бутика Donatello Almaty. В презентации и церемонии открытия участвовал знаменитый американский рэп-исполнитель P.Diddy. Идея проекта началась с итальянского ресторана и переросла в отель. К услугам гостей 22 номера класса люкс, оснащенных предметами мебели от именитых итальянских дизайнеров, таких как Fendi и Armani. Отель-бутик имеет три категории комнат – executive room, executive suit и grand suit. При этом grand suit полностью оснащен продукцией Fendi – от потолка до матраса, а executive suit – Armani. Среднесуточный тариф составляет 46 750 тенге. Процент загрузки номерного фонда за последние три квартала текущего года составил около 40%.  Что касается внутренних услуг, то это fusion- ресторан, lounge bar, караоке , спа, а также обслуживание в номерах 24 часа. В июне 2012 года Donatello вошел в состав Small Luxury Hotel sof the World.

Dostyk Hotel Almaty

Количество номеров: 72

Стоимость номера: от  $261

Сеть отелей: –

Гостиница «Достык» является одним из пионеров гостиничного рынка Казахстана, была открыта в 1983 году, в 2009 году был сделан капитальный ремонт. Отель располагается в сердце южной столицы, предлагает для размещения номера, оснащенные системой климат-контроля, высокоскоростным доступом в интернет, интерактивным телевидением, сейфом, мини-баром, телефоном с голосовой почтой. Общая вместимость – 122 человека. 

В отличие от других отелей «Достык» ведет стабильную ценовую политику. Стоимость стандартного номера – 40 000 тенге, а президентских апартаментов – 200 000 тенге. Здесь также находятся ресторан французской кухни «Оранж» (цены ниже средних по городу), бар «Бастау» (на 60 человек). Фитнес-зал и бассейн входят в стоимость проживания в отеле. Бизнес-центр представлен функциональными комнатами для переговоров на 15 и 25 персон, конференц-залами, рассчитанными на проведение мероприятий на 70 и 200  участников соответственно.

Rixos President Hotel Astana

Количество номеров: 184

Стоимость номера: от $440

Сеть отелей: Rixos Hotels

В середине июня 2005 года состоялось официальное открытие первого отеля турецкой сети Rixos Group в Астане. Признанный World Travel Awards как «Ведущий отель Казахстана 2010 года», он располагает 184 номерами, включая два royal suites, 12 presidential suites, четыре junior suites и два premium suites. Здесь есть два ресторана европейской кухни, а также четыре бара. В конгресс-центре расположено четыре удобных зала для проведения деловых приемов, конференций, совещаний или банкетов. Залы Grand ball room и Shanyrak также оборудованы системами синхронного перевода с отдельными комнатами для переводчиков. Когда в 2010 году в Астане проходил саммит ОБСЕ, Rixos President Hotel стал одним из главных мест проживания участников. 11 президентов разных стран (из 30 приехавших на форум) остановились в нем.

Radisson Hotel Astana

Количество номеров: 181

Стоимость номера: от $420

Сеть отелей: Radisson Blu

Астана стала первым городом в Казахстане, где в январе 2007 года компания Rezidor Hotel Group открыла свой первый отель Radisson BLU, тем самым подчеркнув важность региона для одной из наиболее растущих международных компаний. Отель предлагает 181 стандартный номер и номер-люкс, оборудованные по последнему слову техники. Средняя цена в сутки составляет 85 064 тенге. Здесь есть сигар-бар, а также итальянский ресторан «Капри», обслуживающий по меню alacarte.

Renaissance Atyrau Hotel

Количество номеров: 202 

Стоимость номера: от $400

Сеть отелей: 

Marriott International

Международная компания Marriott International в партнерстве с Capital Partners и АО «Казкоммерцбанк» открыла первый пятизвездочный отель Renaissance в нефтяной столице Казахстана. Он располагает 202 номерами, включая 51 номер представительского класса, апартаменты и клуб. Инвестиционный пакет составил $50 млн.

Renaissance Aktau Hotel

Количество номеров: 120

Стоимость номера: от $189

Сеть отелей: 

Marriott International

Строительство отеля сети Renaissance велось по проекту, разработанному компанией Capital Partners при финансовой поддержке Казкоммерцбанка. Объем инвестиций составил $20 млн. Строительные работы велись под контролем международной Bureau Veritas, она же являлась консультантом по сопровождению проекта.  Отель располагает 120 комфортабельными номерами и апартаментами с видом на Каспийское море, оснащенными высокоскоростным доступом в интернет, сейфом, мини-баром, кондиционером и спутниковым телевидением. Количество проданных комнат составляет 112 номеров в сутки, а процент загрузки номерного фонда – 63. Доход от продажи номеров за 2012 год составил 399,5 млн  тенге.  К услугам постояльцев два ресторана и открытая терраса, два бара, зал торжеств и три конференц-зала.

Rixos Hotel Borovoe

Количество номеров: 200

Стоимость номера: от $204

Сеть отелей: Rixos Hotels

Свой третий проект компания Rixos Group запустила в регионе Боровое, который известен как «казахстанская Швейцария». Данный объект является одним из проектов по развитию туризма, предусмотренных программой ФИИР. На эти цели из республиканского бюджета было выделено 17,8 млрд тенге, в октябре 2012 года в план были внесены коррективы, потребовавшие ассигнования еще 4,1 млрд тенге. Пятиэтажное здание включает в себя 200 номеров, два ресторана, казино, закрытый бассейн, фитнес- и спа-зону, зал для приема гостей и четыре конференц-зала. Дизайн выполнен немецкой Peter Silling & Associates.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить