Как построить успешный международный бизнес

11868

Свои рекомендации дают аналитики The Boston Consulting Group

Фото: Catherine Karnow

Волна глобализации, накрывшая корпоративный мир в последние два десятилетия, постепенно сходит. На гребне этой волны оказались те компании, которые вовремя осознали важность международной экспансии. Все они смогли неплохо заработать: концерн Volkswagen, например, увеличивал свою ежегодную прибыль в среднем на 10,5% в эти годы. Менее активный в освоении новых рынков Peugeot достиг намного более скромного показателя 2,5%. Похожее наблюдалось и в других отраслях, включая нефтесервисную. Schlumberger, сделавшая ставку на глобализацию, росла на 16% ежегодно в последние 20 лет, тогда как Halliburton – всего на 8,6%.

Нет, окончательно глобализация в прош­лое не ушла, считают эксперты BCG. Просто она стала подспудной, многосложной. Ее основным драйвером по-прежнему являются развивающиеся страны, где растет население, богатеет средний класс и бурлит деловая жизнь. Если вы хотите создать глобальный бизнес, свое шествие по планете лучше всего начать именно с этих рынков.

Разумеется, будет непросто. Лет 10 тому назад вы могли бы идти вперед, не оглядываясь. Сегодня придется развиваться вдумчиво и осторожно. Как бы то ни было, международная экспансия необходима – иного пути остаться на плаву в нынешних реалиях нет. Как стать лидером, не растеряв своих достоинств, и на какие аспекты ведения бизнеса стоит обратить внимание?

Разнообразие форм

Глобальность – понятие относительное, и достичь ее можно разными путями. Такие бренды, как Pepsi, повсюду строят одинаковые заводы и продают одни и те же напитки. Группа LVMH, в состав которой помимо Louis Vuitton входит около 60 престижных марок, тоже реализует унифицированную продуктовую линейку в самых разных странах.

В то же время другие гиганты бизнеса – P&G, Unilever, Nestlé – проявляют намного больше гибкости в своем отношении к особенностям потребительских вкусов. Они создают локальные бренды, варьируют цены, сотрудничают с большим количеством поставщиков.

То, какой подход выберете вы, зависит от множества факторов, в числе которых сегмент вашего бизнеса, стиль руководства, действия конкурентов.  Главное – помнить: глобализация принимает разные формы, но она неизбежна.

Зона риска

Мир, как известно, переменчив. Это не так заметно, когда вы находитесь в знакомой обстановке. Домашний рынок вами наверняка досконально изучен и поделен. Заграница – дело другое. Там действуют свои правила. Зачастую не вполне ясные.

Риски работы на других рынках очень разнообразны. Вспомните те же природные катаклизмы: извержение вулкана ­Эйяфьядлайекюдль в Исландии или землетрясение 2011 в Фукусиме.

16% составил ежегодный рост прибыли Schlumberger за последние 20 лет

Предвидеть подобные катастрофы и их последствия для бизнеса невозможно. Единственный способ стать менее уязвимым перед лицом стихии – построить прочную и подвижную бизнес-структуру.

Кроме того, важна информированность. В наш век неосведомленность стала роскошью, которую бизнесмены позволить себе не могут. Убедитесь в том, что регулярно получаете сводки с международного фронта из проверенных источников.

От вертикали к горизонтали

Транснациональные компании – структуры по умолчанию сложные. При этом управлять ими командно-административными методами, как доказала практика, – бессмысленная затея.

Руководителям, как правило, очень сложно дать своим подчиненным самостоятельность. Особенно когда местный стиль управления исторически тяготеет к централизации. Вам нужно переломить себя, если вы собираетесь завоевывать дальние страны.

Почему либерализация так важна? Ответ прост: потребность в переменах всегда в первую очередь ощущается на периферии. Если у менеджеров на местах будут полномочия принимать решения, ваша компания значительно ускорит свое развитие. По этому пути в свое время пошли General Electric, SAP, HSBC. И не прогадали.

Всеобщее равенство

Понятие «мультикультурализм» уже давно перекочевало из словарей политологов и социологов в мир бизнеса. Успешные глобальные компании – те, которые бережно относятся к ценностям своих сотрудников. Разумеется, должна быть и объединяющая идея, однако внедрять ее насильно все же не стоит.

Международный опыт в области корпоративной культуры весьма богат. Владельцы азиатских корпораций, как правило, назначают на высшие должности только соотечественников. Европейцы и американцы любят командировать в заграничные представительства экспатов. При обобщении становится совершенно ясно, что обе эти практики положительных результатов не приносят. Сотрудники должны знать, что и у них есть шанс попасть в руководящий эшелон. В конце концов, у всех должны быть равные возможности, не так ли?

Как стать глобальным лидером

Универсальных рецептов успеха не бывает – все сводится к личному опыту, участию в жизни своей компании. Побольше путешествуйте, будьте доступны для сотрудников. Пропускайте всю информацию через себя.
При этом не следует забывать о товариществе. Вы не сможете вынести всю нагрузку глобализации на своих плечах, каким бы талантливым ни были. Подберите команду людей, которые разделяют ваши ценности, – и вперед, к новым вершинам!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить