Почему государство получает дешевые деньги ЕНПФ на неясные цели?

19288

В среду, 18 января, депутатская фракция «Акжол» озвучила запрос на имя премьер-министра и главы Нацбанка РК с предложением отказаться от монополии ЕНПФ и вернуться к конкуренции в деятельности пенсионных фондов. На эту тему Forbes.kz поговорил с управляющим партнером и основателем юридической фирмы Synergy Partners Альжаном Стамкуловым

Иллюстрация: bigbucks.com.ua

F: Альжан, в ноябре 2015 в своем послании президент Нурсултан Назарбаев заявил: «В 2016 пенсионные активы должны быть переданы под управление частных казахстанских или иностранных компаний». Ну, во-первых, этого пока так и не произошло. А, во-вторых, могут ли иностранцы по закону управлять нашими деньгами?

Альжан Стамкулов.
 
Альжан Стамкулов.

- Дело в том, что Казахстан, вступив в ВТО, уже открыл свой рынок по управлению пенсионными активами частным компаниям. Но предположение о передачи части средств ЕНПФ в управление частным компаниям противоречит требованиям ВТО. Дело в том, что управляющие компании должны иметь доступ к пенсионным фондам, а не средствам ЕНПФ. Они должны бороться в конкурентной среде за клиентов. А клиенты должны сами выбирать, кому доверить свои накопления и на каких условиях.

Если возвращаться к старой системе, то необходимо внести ряд усовершенствований для устранения прежних ошибок, а также чтобы соответствовать требованиям ВТО. И наши законодатели должны были без замедления устранить государственную монополию на управление пенсионными активами.

F: О каких прежних ошибках вы говорите?

- Основная ошибка прошлых лет заключалась в конфликте интересов со стороны собственников управляющих компаний. Чтобы получить дешевое финансирование, финансово-промышленная группа покупала управляющую компанию с пенсионным фондом. Затем аффилированная дочерняя компания, которой требовалось финансирование, выпускала корпоративные облигации, которые покупал этот пенсионный фонд. Управляющая компания действовала в интересах своих акционеров, а не клиентов-вкладчиков.

Поэтому законодательство должно запрещать управляющим компаниям покупать на пенсионные деньги ценные бумаги аффилированных структур, а также совершать перекрестные свопы с другой управляющей компанией по покупке корпоративных облигаций, как способ обойти аффилированность.

Кроме того, законодательство также должно запрещать классическим банкам владеть управляющими компаниями с пенсионными активами, так как сразу возникнет конфликт интересов по размещению пенсионных накоплений в этих банках или покупки ценных бумаг этих банков для поддержания капитализации и пруденциальных нормативов банка.

F: А не было ли конфликта интересов государства и управляющих компаний?

- Да, аналогичной ошибкой был конфликт интересов государства. Этот конфликт интересов является, возможно, самой крупной ошибкой за всю историю Казахстана. Поясню. Все было создано таким образом, чтобы обязать пенсионные фонды покупать низкодоходные казахстанские казначейские бумаги, ценные бумаги национальных компаний и казахстанских банков. Ранее у пенсионных фондов и сейчас у ЕНПФ нет иного выбора.

На практике оказалось, что государство занимало деньги у пенсионных фондов, чтобы финансировать свои различные правительственные программы, строительство объектов ЭКСПО и т.д.

Государство финансировало национальные компании за счет накоплений из пенсионных фондов под очень низкие проценты. В результате пенсионные фонды не зарабатывали доходов для покрытия инфляции. Зато национальные компании могли получить финансирование под менее 5% годовых в тенге. Для сравнения:  предприятия МСБ могли получать финансирование в банках под 18-20% годовых в тенге.

С падением цен на нефть ситуация стала очень ясной. Сектор МСБ в экономике сжимался, а государственное присутствие в экономике расширялось. Разумеется, занятость и налоговые поступления не увеличивались. В качестве доказательства можно привести тот факт, что большинство областей и городов страны не имеют МСБ в качестве основного налогоплательщика.

Возникает вопрос: почему пенсионные фонды должны предоставлять финансирование государству под очень низкие проценты на непонятные цели? Если государство хочет занимать, то оно должно занимать на рыночных условиях и по решению управляющей компании. Зачем занимать деньги государству, если государственные расходы, не совсем понятные населению? Наверное, уже более чем очевидно, что необходимо устранить такой конфликт интересов.

F: А есть ли другие инвестиционные возможности у пенсионных фондов?

- Инвестиционные возможности для управляющих компаний пенсионными активами - это основной вопрос. Управляющие компании должны иметь возможность действовать исключительно в интересах своих клиентов, а не государства. Это возможность хранить накопления в иностранной валюте, в иностранных финансовых институтах с высоким инвестиционным рейтингом, покупать акции из списка S&P500, покупать высоконадежные инструменты с фиксированным доходом. Конечно, управляющей компании должна быть предоставлена еще возможность незначительных инвестиций в рискованные инструменты. Суть всех возможностей в том, чтобы можно было защититься от различных рисков, при этом получая прибыль.

F: Неоднократно поднимался вопрос о возможности частичного снятия с пенсионных накоплений потребителем на его целевые нужды, например, ипотеку.

- Давайте рассмотрим один пример. Мужчине 45 лет необходимо сделать сложную операцию по удалению доброкачественной опухоли. Стоит вопрос жизни и смерти. Допустим, у него нет своих средств на операцию. В государственной клинике очередь – на два месяца вперед. Обязательное медицинское страхование только-только запускается. Единственным вариантом оплатить платную операцию остается пенсионные накопления мужчины. Если они у него есть, то почему нельзя снять часть накоплений, чтобы спасти свою жизнь за счет дорогостоящей хирургической операции?

Ответ очевиден. У граждан должна быть возможность:

а) частичного снятия своих пенсионных накоплений на жизненно важные медицинские операции, которые не покрываются обязательным медицинским страхованием;

б) покупать или докупать медицинское добровольное страхование или пакеты медицинского обслуживания за счет инвестиционных доходов, чтобы получить более широкое или универсальное медицинское обеспечение как альтернативу обязательному медицинскому страхованию.

Это может быть на ежегодной основе или на полугодовой основе.

Например, работник с ежемесячной зарплатной 200 тыс. тенге за год получил за счет пенсионных отчислений и накоплений инвестиционный доход за год в размере 15 тыс. тенге. Работник решил докупить медицинскую страховку за 15 тыс. тенге на полгода.

Пенсионные фонды помогут развивать нашу медицину, так как фондирование было бы более конкурентным, что привело бы к повышению качества медицинских услуг за счет конкуренции. Работник сам выбирает подходящую ему медицинскую страховую компанию либо абонементное обслуживание в частной клинике со своим пакетом страхования и сервисом. Деньги поступают медицинским страховым компаниям и клиникам напрямую от пенсионного фонда.

Что произойдет? Будет конкуренция, рынок будет выбирать более экономичного и эффективного игрока на рынке медицинских услуг.

И, наоборот, люди будут выбирать те управляющие компании пенсионными активами, которые могут увеличить инвестиционный доход, чтобы купить более дорогую медицинскую страховку с большим покрытием или сервисом.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить