Где найти деньги на восстановление Украины

28152

В этом могут помочь инновационные средства финансирования

ФОТО: pixabay.com

Затраты на восстановление Украины после военных действий оцениваются по-разному. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль озвучил приблизительную сумму в размере $750 млрд, в то время как президент Европейского инвестиционного банка Вернер Хойер считает, что стране может понадобиться $1,1 трлн. С каждым днем, пока продолжаются военные действия, эта цифра растет.

Украине предстоит восстановить электростанции, электросети, важнейшие объекты водоснабжения, канализации и транспортной инфраструктуры. Для восстановления промышленности потребуются инвестиции, а жилые дома необходимо отстроить и отремонтировать с учетом того, что многие города, поселки и села были полностью разрушены.

Украина не сможет самостоятельно обеспечить финансирование такой масштабной восстановительной программы, тем более не стоит рассчитывать на репарации со стороны России. Поэтому финансирование должны предоставить международные институты развития, такие как Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Западные страны и Европейский союз также должны внести вклад в это дело.

Проблема заключается в том, что средства понадобятся Украине сразу же после завершения военных действий. Так как собственных резервов недостаточно, Украине придется занимать. Однако после войны кредитоспособность страны окажется на самом низком уровне, несмотря на то что недавно агентство Fitch Ratings повысило рейтинг кредитоспособности Украины с категории RD (ограниченный дефолт) до CC (высокая вероятность дефолта).

Однако просто в одночасье невозможно перечислить деньги Украине. Финансовые системы западных стран все еще не восстановились после борьбы с последствиями пандемии COVID-19, а тут еще возникла необходимость увеличить расходы на оборону. Так, например, Германия планирует дополнительно выделить €100 млрд на укрепление своих вооруженных сил.

Тем не менее инновационные механизмы финансирования могут помочь преодолеть хотя бы часть огромного дефицита денежных средств в Украине. Властям следует рассмотреть два примера из опыта прошлых лет.

 

Одним из наиболее подходящих вариантов является создание Международного механизма финансирования восстановления Украины (IFFRU). Он может работать по образцу Международного механизма финансирования иммунизации (IFFIm), который был учрежден в 2006 году по инициативе правительств нескольких стран-доноров под руководством Великобритании для предоставления авансовых средств, направленных на вакцинацию детей в беднейших странах мира.

IFFIm привлек более $6 млрд от стран с высоким рейтингом, получил наивысший уровень кредитоспособности (ААА) и приступил к заимствованиям на международных рынках облигаций. Часть заемных средств - первый выпуск облигаций IFFIm на сумму $1 млрд - была направлена в GAVI, Глобальный альянс по вакцинам, для немедленного проведения широкомасштабной иммунизации.

IFFRU, освобожденный от налогов, будет базироваться за пределами Украины и функционировать в соответствии с передовыми стандартами управления. Кроме того, власти западных стран получат возможность не перечислять огромные суммы из текущих бюджетов, а взять на себя обязательства, имеющие юридическую силу, сроком на 20 лет. При правильном распределении эти суммы будут включены в бюджеты соответствующих государств только в год наступления срока платежа.

В зависимости от кредитных рейтингов стран-доноров и финансовой политики механизма, IFFRU сможет получить рейтинг АА или выше. Это позволит IFFRU выйти на международные рынки облигаций и обеспечить финансирование Украины на начальном этапе, предоставляя средства по мере необходимости. Таким образом, появится возможность оперативно восстанавливать инфраструктуру и обеспечить переселенцев жильем.

Второй возможный вариант - Украина может выпустить облигации Брейди, следуя примеру стран с развивающейся экономикой, в том числе нескольких латиноамериканских стран, Болгарии, Марокко, Нигерии, Польши и Филиппин. Три десятилетия назад эти страны объявили дефолт по кредитам коммерческих банков. Для выхода из кризиса банки согласились на дисконт или определенный убыток по кредитам, а оставшийся долг был преобразован в суверенные облигации с выплатой основной суммы долга под залог специально выпущенных государственных ценных бумаг. В случае с облигациями Брейди Министерство финансов США выпустило специальные 30-летние ценные бумаги с нулевым купоном для обеспечения такого залога, что и сделало эти облигации привлекательными для инвесторов.

Рейтинг CC не позволит Украине самостоятельно выйти на международный рынок долговых обязательств, поэтому для старта программы выпуска облигаций можно было бы использовать аналогичную структуру. За выплату процентов по облигациям Брейди будет отвечать правительство - при этом необходимая иностранная валюта будет поступать от налогоплательщиков страны. А выплаты основной суммы долга будут обеспечены или гарантированы облигациями с нулевым купоном, выпущенными странами с высоким рейтингом, ЕС или другими организациями. Украина должна будет приобрести эти облигации с нулевым купоном. Либо же страны, желающие оказать поддержку в восстановлении, могут передать их в безвозмездное пользование.

Повышение процентных ставок и ограниченность государственного бюджета говорят о том, что большие суммы, необходимые для восстановления Украины, невозможно собрать за один раз. Однако инновационные механизмы финансирования могут снизить нагрузку и ускорить процесс восстановления страны.

Маркус Феддер, бывший директор Международного механизма финансирования иммунизации и в прошлом казначей Европейского банка реконструкции и развития, занимался структурированием облигаций Брейди, когда работал во Всемирном банке в 1990-1991 годах

© Project Syndicate 1995-2022 

Перевод: Далила Мадина

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить