Фонды национального благосостояния после эпохи нефти

11326

Свой анализ государственных «копилок» Казахстана и Ближнего Востока представляют эксперты PwC

Фото: © Depositphotos.com

Совокупные активы всех фондов национального благосостояния (ФНБ) недавно достигли рекордных $7,4 трлн, из которых доля ФНБ Казахстана и Ближнего Востока составляет около $3,1 трлн (или около 41,7%). Активы, управляемые ФНБ Ближнего Востока, в основном благодаря доходам от углеводородного сырья, в настоящее время превышают совокупный годовой ВВП региона и намного больше по размеру активов под управлением всей местной отрасли управления активами. Активы казахстанского Национального фонда и «Самрук-Казыны» незначительно меньше суммарного ВВП страны и имеют такое же ключевое значение для местной экономики и финансовой системы, как и ФНБ Ближнего Востока

Большинство суверенных фондов Ближнего Востока, также как, и в Казахстане, достигали значительного роста в периоды высоких цен на нефть и газ, в частности, с 2007 по 2014. Однако снижение цен на углеводороды за последние два-три года привело к бюджетному дефициту в странах, богатых нефтью, и, как следствие, некоторые правительства использовали свои ФНБ, чтобы поддержать социальные расходы бюджета, тем самым уменьшая совокупную сумму активов под управлением.

Изменение целей и роли региональных ФНБ

ФНБ в Казахстане и на Ближнем Востоке были созданы для достижения одной или нескольких из следующих долгосрочных целей: накопление сбережений для будущих поколений; увеличение стоимости активов в долгосрочной перспективе; диверсификация экономики от влияния нефти и газа и осуществление экономического развития. Многие из этих фондов были созданы с помощью консолидации государственных предприятий (для управления и оптимизации их производительности). Впоследствии излишки бюджета в течение периода высоких цен на сырьевые товары были переведены в эти фонды и размещены в местные и международные инвестиционные инструменты с различными классами активов и стратегиям.

Однако на фоне ухудшающихся текущих и ожидаемых макроэкономических показателей и снижающихся среднесрочных прогнозов цен на нефть и газ роль региональных ФНБ стала более стратегической и важной, чем когда-либо прежде, и они стали рассматриваться как институт, обеспечивающий «поддержку стабилизации фискальной системы и валютных резервов» для своих правительств.

Как ФНБ готовятся к эпохе после нефти

ФНБ Ближнего Востока и Казахстана вынуждены принять новые реалии невысоких цены на нефть и газ, а также «постнефтяную эпоху». Можно отметить семь ключевых недавних тенденций в их стратегии и направлениях дальнейшего развития.

1. ФНБ пересматривают свои локальные и международные инвестиции, классы активов и секторные риски портфелей, чтобы согласовать их с более широкими планами своих правительств по трансформации экономики.

2. Возрастает вес в инвестиционных портфелях альтернативных типов инвестиций, включая недвижимость, инфраструктурные активы, фонды private equity и, в меньшей степени, фонды private debt и хедж-фонды. Изменение структуры инвестиционного портфеля делается для достижения целей абсолютной отдачи от вложенных средств и получения преимуществ диверсификации. Это также связано с более низкой доходностью ценных бумаг с фиксированным доходом, неустойчивыми фондовыми рынками и возможностями ФНБ для принятия долгосрочных инвестиционных рисков.

3. Развивающиеся рынки предоставляют возможности для инвестиций с высокой доходностью (а также соответствующей ей высокой рискованностью) и выгоды от диверсификации для фондов, в основном инвестировавших ранее локально, в Европе и Северной Америке.  В связи с чем некоторые ФНБ постепенно наращивают в своих инвестиционных портфелях долю инвестиций в страны с высокими темпами роста, такие как Китай, Гонконг, Индия и Турция.

4. Существуют различные примеры того, как ФНБ инвестируют в высокотехнологические компании, местные стратегические высокопроизводительные секторы (для содействия национальным планам диверсификации) и МСБ, что отличается от традиционной практики инвестировать в сырьевые компании и более знакомые сектора, как, например, недвижимость и инфраструктура.

5. Стала более очевидна определенная склонность ФНБ к внутреннему поиску и управлению активами с целью снижения затрат на внешнее управление инвестициями и финансовые консультации. Это связано также с большим инвестиционным опытом ФНБ, изменениями в стратегическом распределении активов (в пользу альтернативных инвестиций), потребностями ликвидности и убытками, понесенными по некоторым мандатам выданным внешним менеджерам.

6. ФНБ экспериментируют и внедряют новые инновационные модели инвестиций, такие как совместные предприятия со стратегическими и финансовыми партнерами, сотрудничество/альянсы с компаниями управляющими активами и финансовыми посредниками, совместные инвестиции и клубные сделки, а также более активное управление своими инвестициями (т.е. пассивные стратегии находятся под давлением).

7. Некоторые ФНБ проводят внутреннюю реструктуризацию и рассматривают слияние с суверенными фондами, которые имеют аналогичные инвестиционные мандаты и общих акционеров, например, принадлежащие тому же правительству.

Что еще нужно сделать для достижения инвестиционных целей в постнефтяную эру

В то время как вышеизложенное направление развития инвестиционной практики ФНБ имеет некий экономический смысл и увеличивает добавленную стоимость, также нам видится возможным принятие на вооружение следующих семи стратегических и тактических инициатив, которые могут иметь решающее значение для достижения будущих целей роста стоимости портфеля, отдачи на вложенный капитал и управление риском:

Инвестиционный либерализм. ФНБ должны получить максимальную свободу в осуществлении инвестиций, чтобы они могли полностью контролировать и эффективно осуществлять инвестиционные стратегии. Это также поможет увеличить ответственность управляющих инвестициями. Неожиданные запросы правительств по изъятию средств из ФНБ для реализации различных фискальных или стабилизационных инициатив фокусируют внимание руководства ФНБ на достижение краткосрочных целей, отвлекая от основной миссии долгосрочного роста стоимости инвестиционного портфеля. Для покрытия срочных нужд правительства могут рассмотреть использование альтернативных источников фондирования, как, например, евробонды или инструменты Сукук.

Дальнейшая диверсификация между различными классами активов. Перераспределение долей активов может изолировать портфели ФНБ от волатильности цен на углеводороды и снизить зависимость фондов от доходов от нефти, обеспечить фискальную поддержку и максимизировать прибыль, скорректированную с учетом риска. В исследовании оптимальной структуры портфеля ФНБ, опубликованной Edhec-Risk Institute, была предложена инвестиционная модель для ФНБ, которая включает в себя распределение активов по трем блокам или портфелям:

- портфель, ориентированный на достижение высокого дохода (оцениваемого с применением корректировок на риск инвестиции) – здесь фокус на акции;

- портфель для хеджирования рисков собственного капитала;

- портфель хеджирования обязательств – здесь фокус на облигации и активы хеджирующие от инфляции.

Работа над «якорными» активами. Некоторые из активов ФНБ определяются как «якорные» или стратегические, что ограничивает возможности их реализации. В этой ситуации ФНБ могут рассмотреть возможности их реструктуризации или оптимизации их эффективности, принимая более активную роль в управлении, разработке стратегии и управлении такими активами. Любые портфельные компании, которые не определены как «якорные», могут быть подготовлены к оптимальному выходу ФНБ из их капитала, например, путем приватизации, реализации доли стратегическим партнерам и проведение IPO. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что своевременное эффективное планирование отчуждения может значительно увеличить инвестиционный IRR. ФНБ «Самрук-Казына» работает в данном направлении через программу приватизации и трансформации своего портфеля.

Подготовка к трансформации бизнес-модели. Чтобы добиться успеха в динамичной конкурентной среде, ФНБ должны далее улучшать свой кадровый потенциал, стать менее бюрократичными и более гибкими, готовыми реагировать на внезапные изменения экономической ситуации. Кроме того, переход к активному управлению, инвестиции в альтернативные сектора и внедрение сложных структур хеджирования требует от ФНБ современной организации работы, соответствующие процессы, системы и возможности, определяемые выбранными целевыми бизнес-моделям.

Развитие культуры меритократии. Привлечение «новой крови» и внедрение управления внутренним резервов талантов для достижения лучших результатов от имплементации новых инициатив и использования лучших мировых практик управления активами. Кадры решают все, и без внедрения агентов изменений в структуру ФНБ, будет сложно победить эффект инерции и принять изменения. Многие из фондов, включая «Самрук-Казыну», уже реализуют инициативы развития кадрового потенциала и привлечения сотрудников из лучших мировых практик. 

Стратегическая роль функций среднего и бэк-офиса. Финансы, эффективность инвестиций и управление рисками могут играть роль стратегического бизнес-партнера и могут быть включены в процессы управления инвестициями и эффективностью. Средний и бэк-офис, включая операционные системы, больше не рассматриваются как центры затрат, а играют важную роль в формировании добавленной стоимости портфеля; Контрольная функция этих внутренних департаментов также имеет решающее значение. Также, необходимо отметить, что в зависимости от уровня активов под управлением ФНБ и бизнес-модели ФНБ, любые «неосновные» средние и бэк-офисные операции могут передаваться сторонним поставщикам услуг на аутсорсинг. Это помогает сосредоточиться на основном бизнесе, обеспечивает доступ к более крупной организации специалистов среднего и бэк-офиса, страхует частично от операционного риска и увеличивает добавленную стоимость фонда.

Технология, робототехника, управление большими данными и аналитика. ФНБ смогут не отстать от управляющих активами и посредников через внедрение современных технологий. Ключевым вопросом, является,- имеют ли они правильные платформы для управления инвестициями в области цифровых технологий, которые являются безопасными и масштабируемыми. Кроме того, управление данными и расширенная аналитика могут обеспечить своевременную, качественную, критически важную информацию и определить тенденции, которые могли бы существенно улучшить отдачу от инвестированного капитала.

В будущем, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе, сложные экономические условия, особенно низкие цены на нефть, будут продолжать проверять устойчивость региональных ФНБ и бросать вызов их динамике роста. Но те из них, которые будут готовы к изменениям и иметь поддержку заинтересованных сторон, особенно их правительств, выйдут победителями и достигнут целей достижения доходности, снижения риска и долгосрочного роста стоимости портфеля.

P.S. В публикации использовались данные Sovereign Wealth Fund Institute, Preqin, Financial Times, Reuters, Eurasian Business Briefing

Салех Хан, директор группы оценки финансовых институтов лондонского офиса PwC

Акмаль Нартаев, директор департамента консультационных услуг астанинского офиса PwC

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить