Эксперт предложил альтернативную стратегию здравоохранения РК на 2018 – 2028

Что делать врачам, когда роботы заменят хирургов и научатся лучше диагностировать болезни?

Али Нургожаев
 
Али Нургожаев

Госпрограмма развития здравоохранения «Денсаулык» не формулирует стратегии отрасли. Общеукрепляющая терапия и симптоматическое лечение исчерпали себя, уверен консультант Forbes.kz в области здравоохранения Али Нургожаев. Боржоми пить поздно. Стратегия должна точно поставить диагноз и предложить конкретную схему лечения. Перед вами – альтернативная стратегия здравоохранения, задающая главные вопросы и отвечающая на них.

Медицинские технологии и техника, "фарма" и процессы их разработки (НИОКР) производятся капиталом развитых стран. Скоро новые медицинские технологии станут не по карману странам с низким уровнем жизни. Это – основной вызов для здравоохранения развивающихся стран. Традиционно декларируемые ценности – качество и доступность медпомощи – не приоритетны. Любой сотрудник органов управления здравоохранением знает, что принятие решений вращается вокруг расходов и потребления медуслуг. Это – истинный фокус.

Классическое и перспективное потребление

Почти в любой стране есть профицит базовых медуслуг (гипердиагностика и полипрагмазия) и дефицит современных и дорогостоящих. Я предлагаю называть простые, традиционные медуслуги классическим потреблением (консультация терапевта, анализ крови, удаление грыжи), а новые технологии – перспективным.

Для классического потребления характерно преимущественное лечение в стационарах, низкий приоритет первичного звена (ПМСП), акцент на инфраструктуру. В этом году исполняется 40 лет Алма-Атинской декларации Всемирной организации здравоохранения, но принцип приоритетности ПМСП до сих пор далёк от реализации. Антилобби порождается концентрацией ресурсов в стационарах. Государственные стратегии заявляют приоритет ПМСП («усиление первичного звена», «акцент на раннее выявление», «врач общей практики – координатор процесса»), а фактически выделяют ресурсы только на строительство «100 больниц».

В регионах при исполнении стратегии остаётся заинтересованность лишь в строительстве и оснащении. Главврачи стремятся подмять максимум мощностей – коек, штатных единиц, медтехники. Всё это ведёт к избыточному потреблению: типичные случаи амбулаторного уровня лечатся в круглосуточных стационарах, и пациент проводит в больнице десять суток вместо пяти, ведь койка должна быть занята.

Конечно, инфраструктура здравоохранения в развивающихся странах зачастую находится в плачевном состоянии, но привычными методами угнаться за износом не получится.

Куда приведёт нас классическое потребление?

В среднесрочной перспективе совокупные расходы государства и обязательного медстрахования сохранятся на прежнем уровне: экономический рост умеренный, перераспределения средств госбюджета или существенного повышения ставок страхования не ожидается. Это показывают актуарные расчеты.

Стоимость современных лекарств и технологий для страны, не производящей их, постоянно растёт. Как следствие, сокращается объём государственных гарантий. Уже создана рабочая группа по оптимизации гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. Планы по пересмотру ГОБМП и фактор технологической инфляции подробно освещались в СМИ руководством ФСМС.

Одновременно снижается заработная плата врачей: если в 2014-2015 рабочая группа по внедрению ОСМС оценивала среднюю зарплату врача на уровне 110% от средней зарплаты по экономике, то сегодня это соотношение в столице составляет менее 80%.

В долгосрочной перспективе (15-20 лет) без организованной реакции на развитие новых технологий мы рискуем получить простаивающие площади больниц и массу безработных врачей.

Развитие технологий снижает востребованность инфраструктуры и трудовых ресурсов в области медицины. Уже есть искусственный интеллект, намного точнее врача читающий снимки и назначающий более эффективные схемы лечения. Улучшается диагностика, сокращается продолжительность лечения, снижается вероятность повторных госпитализаций. В области биомедицины и генетики появились методы сверхранней диагностики и профилактики, что снизит объёмы госпитализации.

Появляются новые препараты: эмболизация злокачественных образований уже сегодня эффективнее традиционной химиотерапии или хирургии, а значит, требуется меньшее количество курсов. Роботы заменяют хирургов. Реабилитация после хирургического вмешательства через миниатюрный разрез занимает значительно меньше времени, чем классические травматичные операции. Диагностика желудочно-кишечного тракта с помощью видеокапсул в перспективе ставит под вопрос содержание кабинета эндоскопии.

Решение – трансформация классического потребления в перспективное

Реализация предлагаемых ниже мер в условиях сильного лобби требует политической воли. Необходимо выстраивать убедительную аргументацию для диалога на самом высоком уровне, в терминах социальных последствий, внешнеторгового баланса, зависимости от других стран.

1. Меры сегодняшнего дня:

1.1. Ввести критерии распределения эпизодов лечения между амбулаторным звеном, дневным и круглосуточным стационаром. Идеальная формула: «В круглосуточном стационаре лечатся состояния, угрожающие жизни, общественной безопасности либо требующие применения высоких технологий».

1.2. Зафиксировать перечень ГОБМП. Новые технологии и лекарства включать в ГОБМП (а возможно, и в страховой пакет) только на условиях сооплаты. В сегодняшнем контексте это единственная допустимая форма сооплаты со стороны пациента.

1.3. Жёстко ограничить закуп и строительство новой дорогостоящей инфраструктуры. Современная медицинская техника устаревает слишком стремительно, и до определения дальнейшей тактики в отношении трансформации потребления необходимо сократить масштаб расходов. Установка нового оборудования должна стать предметом исключительно негосударственных и зарубежных инвестиций. Это оправдает процессы приватизации.

2. Среднесрочно:

2.1. Воплотить план снижения классического потребления, с жёстким контролем результатов. Некоторые пункты плана: развитие амбулаторной хирургии; снижение пребывания в больнице; развитие телемедицины; внедрение программ управления заболеваниями в отдалённых регионах для снижения потока госпитализации в близлежащие города.

2.2. Привлекать инвестиции мировой "фармы" на условиях размещения R&D центров, а не только производственных мощностей.

3. Долгосрочно:

3.1. Разработать план трансформации инфраструктуры классического потребления в технологии перспективного потребления. Эта центральная задача выполнима при условии придания ей высокого государственного приоритета.

3.2. Разработать прогноз и план трансформации и замещения врачебных профессий.

Для реализации этой стратегии необходимы слаженные действия Министерства здравоохранения и Фонда обязательного медстрахования.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7815 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
18 октября родились
Есжан Биртанов
заместитель председателя Национального банка Республики Казахстан, председатель совета директоров KASE
Елжан Биртанов
министр здравоохранения РК
Эдуард Огай
председатель совета директоров ТОО «Казахмыс холдинг»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить