Экономика Казахстана: почему правительству выгоден слабый тенге

31767

Обзор представляет директор департамента аналитики «Казкоммерц Секьюритиз» Нурлан Ашинов

Фото: Андрей Лунин

Экономика Казахстана демонстрирует умеренные темпы роста - за 11 месяцев 2018 ВВП вырос на 4,1%. Основными факторами экономического роста стали высокий инвестиционный и потребительский спрос, а также производственная активность в базовых отраслях экономики. Напомним, что в 2017 рост ВВП составил 4%.

Ниже представляем прогнозы по росту ВВП некоторых институтов.

Источник

Прогноз на 2018

Прогноз на 2019

Прогноз из предыдущего отчета

Текущий прогноз

Национальный банк

3,5%

3,5%

2,6%

МНЭ РК

4%

3,8%

3,9%

ЕАБР

3,7%

4,0%

3-3,5%

МВФ

3,2%

3,7%

3,1%

ЕБРР

3,9%

4,0%

3,5%

АБР

3,2%

4,0%

3,8%

Усреднённый прогноз роста ВВП Казахстана на 2018 составляет 3,8%, а на 2019 - 3,4%.

Текущий уровень дефицита бюджета приводит к росту долговой нагрузки или сокращению ЗВР

По итогам 11 месяцев 2018 дефицит бюджета РК составил 446 млрд тенге, или 0,8% от ВВП. Дефицит бюджета без учёта трансфертов из Нацфонда составил 5,8% от ВВП (против 11,3% за 11 месяцев 2017). Основная часть (87%) этого дефицита покрывается средствами Нацфонда, которые также пополняются за счёт прямых поступлений от нефтяного сектора.

Поступления в Нацфонд за 11 месяцев текущего года составили 2 884 млрд тенге, в то время как в республиканский бюджет было направлено 2 951 млрд тенге. То есть, если бы деньги, которые направляются в Нацфонд, поступали бы напрямую в бюджет, то дефицит бюджета составил бы 513 млрд тенге, или 0,9% от ВВП.

При таком дефиците бюджета рост госдолга составит около 4% в год при номинальном росте ВВП 11-12% в год. То есть уровень долга (к ВВП) будет сокращаться, однако это при сценарии, что почти все поступления в Нацфонд будут направляться на финансирование дефицита бюджета. А это значит, что золотовалютные резервы страны не будут расти (или будут расти за счёт роста цен инвестиционных активов). Отсутствие роста ЗВР при росте размера экономики на 11-12% (3,5% в реальном выражении) является негативным фактором, который может создать дополнительное давление на экономику в целом.

Исходя из всего вышенаписанного, можно сделать вывод, что текущий уровень дефицита бюджета приводит к росту долговой нагрузки или сокращению ЗВР и не приемлем в долгосрочной перспективе. Однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе данный дефицит вполне допустим, учитывая текущий уровень госдолга и ЗВР.

Немаловажным моментом является тот факт, что за 11 месяцев 2018 средний курс тенге к доллару США составил 342, а средняя цена Brent $72,9. Расчётная выручка в тенге от продажи нефти составила 25 тыс. тенге. При текущей цене на нефть $62 за баррель и курсе тенге 376 тенге за доллар расчётная выручка в тенге от продажи нефти составляет 23,3 тыс. тенге за баррель, что на 7% меньше, чем средний уровень за 11 месяцев 2018.

Республиканский бюджет

Млн тенге

2015

2016

2017

11М2018

Поступления

6 251

7 760

9 799

8 205

Поступления без учёта трансфертов

3 619

4 679

5 120

5 254

Трансферты из Нацфонда

2 633

3 080

4 680

2 951

Расходы

7 163

8 501

11 156

8 651

Профицит/дефицит бюджета

-912

-741

-1 357

-446

в % к ВВП

-2,2%

-1,6%

-2,6%

-0,8%

Профицит/дефицит бюджета без учёта поступления трансфертов

-3 545

-3 821

-6 037

-3 397

в % к ВВП

8,7%

8,1%

11,7%

5,8%

По итогам 2019 ожидаемый дефицит бюджета составляет 1,5% от ВВП. Прогнозы бюджета сделаны с учётом курса 370 тенге за доллар и цены на нефть в размере $55 за баррель, или 20 350 тенге за баррель нефти. По прогнозам, налоговые поступления должны вырасти на 19%, а расходы на 10%. При этом поступления трансфертов должны снизиться на 4%.

Нам остаётся не совсем понятным, как при снижении расчётной цены на нефть на 21% (с 25 000 до 20 350 тенге за баррель) экономика сможет увеличить корпоративный подоходный налог на 16%, НДС на 25% и таможенные платежи на 15%. Мы предполагаем, что для реализации этой цели нужен более слабый тенге.

Государственный долг с начала года сократился

Дефицит бюджета финансируется с помощью трансфертов из Нацфонда или с помощью привлечения дополнительного долга. Если уровень задолженности государства высокий, то естественно возникнут трудности с привлечением финансирования или стоимость будет высокой. Особенно это актуально на фоне роста доходностей в США и ожидаемого роста стоимости фондирования в Европейском союзе.

Млн тенге

2015

2016

2017

9М2018

Государственный долг

9 022 195

11 436 643

13 504 221

14 514 307

Долг правительства РК

8 665 700

8 877 277

10 193 333

10 971 736

Долг НБРК

354 000

2 518 658

3 183 439

3 387 674

Долг местных исполнительных органов РК

310 850

439 601

572 117

683 598

Доля в ВВП

22%

24%

26%

25%

Государственный долг Казахстана по состоянию на 1 октября 2018 составляет 14 514 млрд тенге. С начала года уровень долга по отношению к ВВП сократился с 26% до 25%. Относительно умеренный рост госдолга связан с тем, что дефицит бюджета в большей степени финансировался за счёт средств Нацфонда. В четвёртом квартале дефицит бюджета будет в большей степени финансироваться за счёт привлечения долга, ввиду плана по минимальному использованию средств Нацфонда в данном периоде.

ЗВР с начала года снизились

За 11 месяцев 2018 средства Нацфонда снизились на 1,2% и составили $57,6 млрд. Международные резервы Нацбанка за этот же период сократились на 1,9%. В итоге золотовалютные резервы Казахстана уменьшились на 1,4% и составили $87,8 млрд, или 52% от ВВП. Соотношение ЗВР к размеру экономики страны остаётся довольно высоким.

млн долларов

2015

2016

2017

11М2018

Нацфонд

63 392

61 218

58 319

57 628

Международные резервы НБРК

27 871

29 530

30 745

30 158

Золотовалютные резервы

91 263

90 748

89 064

87 786

ВВП

183 474

137 343

157 697

167 556

В % от ВВП

50%

66%

56%

52%

Индекс реальных обменных курсов

Индекс реального эффективного обменного курса тенге (REER - Real effective exchange rate) представляет собой средневзвешенное изменение обменного курса тенге по отношению к корзине валют 24 стран - основных торговых партнёров Казахстана (4 страны СНГ и 20 стран дальнего зарубежья), скорректированное на изменение относительных цен.

Увеличение/снижение индекса показывает, что тенге реально дорожает/дешевеет по отношению к корзине валют стран, с которыми Казахстан осуществляет торговые операции, а значит, при прочих равных условиях отечественные производители испытывают менее/более благоприятные конкурентные условия на внутреннем и внешнем рынках.

После того как в августе 2015 года НБ РК перестал поддерживать курс тенге, национальная валюта начала активно девальвировать и индекс реальных обменных курсов тенге снизился до диапазона 70-80. Сейчас данный индекс находится на уровне 75. Если сравнивать данный индекс с периодами, когда проводилась девальвация (январь-2009 – 113,7; январь-2014 – 101,0; август-2015 – 109,3), то он значительно ниже, чем в эти периоды. То есть сейчас можно сказать, что давление на тенге с точки зрения индекса реальных обменных курсов отсутствует. Более того, курс тенге выглядит недооценённым. Сейчас, условно говоря, покупать товары и услуги в Казахстане выгоднее, чем это было перед последними девальвациями. А значит, спрос на тенге должен оставаться достаточно высоким, поддерживая национальную валюту. Кроме того, снижение индекса может положительно повлиять на торговый баланс и баланс услуг, что тоже хорошо для нашей экономики.

ИсточникНБРК

Дефицит счёта текущих операций снижается

Платёжный баланс также является важным показателем состояния экономики. Казахстан имеет отрицательный счёт текущих операций вот уже несколько лет. В последний раз положительный текущий счёт был зафиксирован в 2014. Однако в последние кварталы наблюдается значительное сокращение дефицита счёта текущих операций. Так, в третьем квартале текущего года дефицит счёта текущих операций составил $118 млн, что является самым низким квартальным показателем с начала 2015.

ИсточникНБРК

Торговый баланс также играет ключевую роль в стабильности экономики. Казахстан всегда имел положительный торговый баланс. Однако во второй половине 2015 и в 2016 торговый баланс Казахстана значительно снизился и начал восстанавливаться только в 2017. В третьем квартале 2018 торговый баланс Казахстана составил $7,0 млрд, что является самым высоким показателем с 2014.

В целом можно сделать заключение, что платёжный баланс находится в самом выгодном положении за последние годы и демонстрирует положительную динамику. Однако снижение цены на нефть в четвёртом квартале может негативно сказаться на платёжном балансе.

Наши ожидания и видение по курсу тенге

Если резюмировать вышеописанное, то можно сказать, что в целом экономика Казахстана чувствует себя хорошо на данный момент. Однако с падением цены на нефть страновые показатели могут ухудшиться. Если средняя цена на нефть в 2019 будет ниже $60, то в 2019 рост экономики будет ниже, дефицит бюджета будет выше, а необходимость финансирования дефицита бюджета приведет к росту государственного долга или сокращению ЗВР страны, а возможно, и к тому и другому. Дефицит текущего счёта тоже может вырасти. Эти факторы, могут оказать давление на курс тенге в следующем году.

Единственный фактор, который говорит о недооценённости тенге, это индекс реального эффективного обменного курса тенге.

Мы считаем, что на горизонте 3-6 месяцев существует реальный риск ослабления курса тенге, если цена на нефть останется в районе $60. Вот основные причины.

  • Необходимость выполнения бюджета. Как уже было отмечено выше, республиканский бюджет на 2019 предполагает рост налоговых поступлений на 19%. Однако при текущем курсе тенге (376 за $1) и цене на нефть ($62 за баррель) выручка от продажи нефти на 7% меньше, чем в 2018. Исходя из этого можно предположить, что если цена на нефть сохранится в районе $60 или ниже, реализация плана по росту налоговых поступлений, скорее всего, потребует корректировок по курсу тенге.
  • Ослабление рубля. Наблюдения в течение 2018 показали, что тенге больше подвержен влияниям курса рубля, чем нефти. Рубль будет слабеть по следующим причинам.

1. Рост инфляции в РФ из-за повышения НДС. Основная ставка НДС в России с 1 января 2019 вырастет с нынешних 18% до 20%. ЦБ в августе оценивал общий вклад повышения НДС в годовую инфляцию в коридоре от 0,6% до более чем 1,5%. Основное влияние роста НДС, по мнению регулятора, придется на первые месяцы 2019.

2. Новые санкции по отношению к РФ. Наверняка санкции последуют. Поводов достаточно: дело Скрипалей, строительство Северного потока - 2 и инцидент в Керченском проливе.

3. Возобновление с 15 января рыночной покупки валюты Минфином для пополнения Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рамках бюджетного правила. Эти покупки увеличат спрос на иностранную валюту и, соответственно, ослабят рубль.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить