Экономика Казахстана: что дальше - стабильность или реформы?

56457

После выборов президента – крайне важного политического события – на первое место выходит ключевой экономический вопрос. Пришло время ускорить структурные реформы, которые пробуксовывали в последние годы, считает известный экономист Мурат Темирханов

Фото: pixabay.com

Предыстория: 10 задач. Токаев обозначил свои приоритеты на посту президента

Серьёзные негативные тенденции в экономике

Несмотря на сравнительно неплохой рост ВВП в Казахстане последние пару лет, больше половины прироста прямо или косвенно приходится на сырьевую экономику, включая транспортировку, первичную переработку и торговлю сырьём. Росту сырьевой экономики способствуют благоприятные цены на нефть и металлы, а также рост их добычи, что, в свою очередь, дает толчок к подъёму в смежных и других отраслях экономики.

При этом существует парадоксальная ситуация, когда на фоне благоприятных внешних условий и значительных усилий правительства в Казахстане не наблюдается прогресса в диверсификации экономики:

- нет опережающего роста несырьевого сектора;

- частный бизнес (прежде всего МСБ) не развивается;

- импортозамещение не работает, а несырьевой экспорт растёт очень слабыми темпами и ухудшается его технологическая сложность;

- финансовая система страны (банки, фондовый рынок, страховые компании) играет всё меньшую роль в развитии экономики.

Это далеко не полный список проблем.

В ноябре прошлого года Всемирный банк опубликовал (в том числе на русском языке) исследование для Казахстана «Преодоление стагнации производительности». В своем исследовании ВБ говорит, если Казахстан хочет двигаться в направлении 30 развитых стран, то нужно принципиально менять экономическую модель развития страны путем осуществления кардинальных структурных реформ. Напомню, что структурные реформы – это экономические, политические, административные и другие государственные меры, чтобы сделать экономику диверсифицированной и конкурентоспособной.

ВБ также видит в экономике Казахстана серьёзные негативные тенденции. Прежде всего это касается снижения темпов роста производительности в экономике страны. Согласно расчётам ВБ, темпы роста производительности в РК устойчиво снижались на протяжении последних двадцати лет. При этом эксперты отмечают, что именно рост производительности является главным двигателем устойчивого долгосрочного роста в Казахстане.

Отсутствие структурных реформ привело к экономическому застою 

В целом можно сказать, что с экономической точки зрения текущая ситуация в Казахстане стабильна. Пускай не качественный, но рост экономики есть. Значительная сумма нефтедолларов, накопленная в Нацфонде, даёт достаточный комфорт и уверенность в том, что любые внешние шоки (прежде всего это касается резкого падения цен на нефть) не позволят снизить благосостояние населения в ближайшем будущем. Однако уже на средне- и долгосрочном горизонте такой уверенности нет, поскольку текущая экономическая модель развития не поддерживает рост благосостояния населения при длительном падении цен на нефть.

Несмотря на все предпринимаемые меры, в экономике Казахстана присутствуют классические признаки знаменитой «голландской болезни». В годы благоприятных цен на нефть, включая последние пару лет, никаких серьёзных структурных изменений в экономике не происходило, и её диверсификация и конкурентоспособность не росла.

С другой стороны, любые серьёзные структурные реформы, призванные улучшить уровень жизни населения в долгосрочном плане, очень часто на определённый период времени приводят к экономической нестабильности и снижению благосостояния граждан. По всей видимости, с целью сохранения стабильности власти решили пожертвовать серьёзными реформами, что сделало в экономике Казахстана слово «стабильность» синонимом слова «застой».

Во всём виновато ресурсное проклятие

«Ресурсное проклятие» (resource curse) - это явление в экономике, связанное с тем, что страны, обладающие значительными природными ресурсами, в большинстве своём имеют значительно менее развитую несырьевую экономику, нежели страны, у которых ресурсов мало или нет вообще.

Одной из важнейших сторон ресурсного проклятия является отсутствие у властей мотивации и реальной необходимости диверсификации экономики и развития частного предпринимательства. Это связано с тем, что сырьевые доходы позволяют поддерживать достаточно высокий уровень благосостояния всего населения при всех серьёзных недостатках государственного строя и устройства экономики (структурные проблемы, застой или упадок несырьевой части экономики).

Исследователи ресурсного проклятия отмечают, что «лёгкие» сырьевые деньги развращают правительства многих стран. Вместо рыночных подходов по управлению экономикой применяются командно-административные методы, которые характеризуются:

- раздутым государственным аппаратом и его активным вмешательством в рыночные отношения;

- жёстким централизмом распределения сырьевых денег;

- государственной собственностью крупнейших и ключевых компаний страны;

- использованием «ручных» методов управления экономикой;

- господством государственной бюрократии, регулирования и контроля;

- высоким уровнем коррупции и низким уровнем верховенства закона;

- ограниченными экономическими и политическими свободами.

Все эти характеристики можно объединить одним термином – государственный капитализм. Зарубежные исследования показывают, что при таком государственном строе и при наличии легко заработанных нефтедолларов власти позволяют себе принимать решения, которые идут на пользу не всему обществу, а отдельным элитным группам и самим чиновникам. Госуправленцы могут позволить себе грандиозные ошибки (а иногда злоупотребления), которые никак не сказываются на их карьере. Это связано с тем, что у стран, богатых природными ресурсами, накоплены солидные сырьевые заначки (аналоги нашего Нацфонда), что позволяет делать неверные шаги, не снижая уровня благосостояния народа.

Однако одна из крупнейших проблем, связанная с ресурсным проклятием и госкапитализмом, заключается в том, что в такой системе чахнет предпринимательство и частный бизнес.

Фундаментальные проблемы развития частного сектора

Одной из таких фундаментальных проблем является непропорционально высокая доля и роль государства в экономике Казахстана.

Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) рассчитывает индекс государственного контроля над экономикой (State control index), который оценивает уровень государственного вмешательства и доминирования госкомпаний в экономике. В Казахстане ситуация как минимум в два раза хуже, чем в странах ОЭСР, а уровень государственного участия в экономике даже превышает Китай, Россию и проблемную Венесуэлу. При этом, несмотря на все приватизационные планы правительства, заметного снижения доли государства в экономике Казахстана пока не наблюдается.

Крайне высокое присутствие государства на рынке приводит к неэффективности, низкой производительности и искажению рыночных отношений в экономике, что в свою очередь влечёт за собой подавление роста частного бизнеса. В нашей экономике громадные финансовые и прочие ресурсы в основном распределяются не рыночным, а государственным путём так, как это было в плановой экономике СССР. Сильный государственный контроль экономики и вмешательство государства в рыночные отношения способствуют среде, в которой могут процветать «избранные» частные компании, которые в большинстве своем также являются неэффективными и неконкурентоспособными с точки зрения международной конкуренции.

Помимо этого, бизнес в Казахстане страдает от неэффективной борьбы с коррупцией и несоблюдения принципов верховенства закона, что подтверждается Всемирными индикаторами управления. Несмотря на некоторые косметические улучшения в различных индикаторах по лёгкости ведения бизнеса, успешные предприятия не чувствуют себя защищенными от вмешательства со стороны как государства, так и недобросовестных конкурентов или рейдеров. В таких условиях остается только мечтать о быстром росте частных инвестиций в несырьевой сектор экономики.    

Раздутая занятость населения в госсекторе оттягивает на себя квалифицированные человеческие ресурсы, которые сами ничего не производят и, хуже того, мешают развиваться свободным рыночным отношениям и частному бизнесу. Чиновники напрямую заинтересованы в чрезмерной зарегулированности частного бизнеса и рыночной экономики, что поднимает их значимость и оправдывает их существование. Произошел прекос в сознании граждан, когда вместо работы в частном секторе они стараются устроиться на «тёплые» места в госсекторе. 

Наличие раздутого госаппарата и большого количества госпрограмм и госкомпаний приводит к громаднейшим объёмам государственных закупок. Однако, несмотря на многочисленные попытки улучшить этот процесс, эта сфера (тендеры и прочее) остается одной из самых коррупционных.

И, наконец, наше сельское хозяйство никогда не станет конкурентоспособным и высокопроизводительным, пока не решатся две основные проблемы.

Во-первых, международный опыт однозначно показывает, что частная собственность на сельхозземли и развитый рынок по её купле-продаже является обязательным условием для привлечения финансирования/инвестиций и роста конкурентоспособности агробизнеса.

Во-вторых, наши сельхозпроизводители никогда не станут высокопроизводительными, пока государство не прекратит поддержку неэффективных фермеров и не сфокусируется на развитии рыночных механизмов с целью роста конкурентоспособности и производительности в сельском хозяйстве. Слабые должны уходить из рынка, а конкурентоспособные должны занимать их места.

Нужны серьезные реформы в бюджетной сфере

Наличие прозрачности, подотчетности, полноценности и эффективности фискальной политики является обязательным условием для перехода на новую модель развития экономики Казахстана. В этой области у правительства тоже очень серьёзные проблемы.

Сегодня государственный бюджет, утверждаемый парламентом, неполноценен и не соответствует международным стандартам учёта и отчётности. В соответствии с ними консолидированный госбюджет должен включать в себя абсолютно все государственные доходы и расходы. В частности, в него должны включаться поступления и расходование средств по Нацфонду, а также государственные и квазигосударственные расходы, финансируемые Нацбанком, НУХ «Байтерек», ФНБ «Самрук-Казына», ЕНПФ, ГФСС и другими госфондами.

Для сбережения финансовых ресурсов Национального фонда посредством формирования накоплений для будущих поколений и для снижения зависимости госбюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках, в конце 2016 указом президента была утверждена Концепция формирования и использования средств Нацфонда. Документ содержит очень важные бюджетные правила, которые позволяют поддержать долгосрочную фискальную устойчивость Казахстана, что в свою очередь укрепляет инвестиционную привлекательность страны и повышает доверие к экономической политике властей.

Однако эти бюджетные правила начали нарушаться практически сразу после утверждения, и тенденция продолжается. Такие существенные отступления от ранее утверждённой политики по использованию средств Нацфонда демонстрируют низкую дисциплину исполнения планов и непоследовательность экономической политики.

Хуже того, начиная с 2017 для финансирования дополнительных госрасходов вместо средств Нацфонда и увеличения госдолга всё больше стал использоваться печатный станок. Также за счёт средств госкомпаний и нацхолдингов финансируются различные социальные и инфраструктурные проекты, которые по своей сути должны идти через госбюджет и утверждаться парламентом.

Таким образом, несмотря на декларируемый подход, направленный на снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов и проведение контрциклической экономической политики, правительству никак не удаётся прийти к сбалансированному положению госфинансов, а зависимость бюджета от нефти, денежной эмиссии, а также от средств внебюджетных фондов и квазигосударственных структур не ослабевает. Все это приводит к отсутствию понимания в направленности фискальной и экономической политики правительства.

Продолжая тему бюджетных реформ, также важно отметить, что тщательная оценка эффективности государственных расходов и инвестиций – это ключ к экономическому росту любой страны. Причём это касается не только этапа планирования, но и последующего контроля использования государственных денег. К сожалению, и в этой сфере у нас тоже очень серьезные проблемы. Только сейчас по-настоящему всерьёз и на высоком уровне стали анализировать эффективность госпрограмм.

Все вышесказанное – это не полный перечень фундаментальных проблем, мешающих развитию частного предпринимательства и диверсификации экономики в Казахстане.

Как переломить ситуацию?

Международные эксперты дают положительный ответ о возможности структурных реформ в странах - экспортёрах нефти. Более того, они говорят, что в мире нет «ресурсного проклятия», а есть неправильно развитые политические и рыночные (экономические) институты и механизмы. В качестве примера они приводят такие страны, как Норвегия и Чили (крупнейший экспортёр меди), которые смогли диверсифицировать свои экономики именно за счёт развития частного предпринимательства.

Для развития массового предпринимательства и диверсификации экономики в нефтяных странах международные исследования предлагают сломать государственный капитализм и построить рыночную экономику, основанную на политических и экономических свободах. При этом должны быть жёсткие и очень чёткие правила по использованию сырьевых денег, накапливаемых в суверенных фондах (Нацфонд у нас).

Ещё недавно выполнение таких кардинальных структурных реформ в Казахстане выглядело практически невозможным, поскольку у государства при текущих ценах на нефть не было для этого мотивации, а население не желало проявлять инициативу потому, что текущие сырьевые доходы позволяли ему относительно неплохо жить. Главным лозунгом экономической политики государства была стабильность, которая по своей сути означала отсутствие кардинальных реформ, чтобы не увеличивать социальную напряжённость, возникающую в такие периоды.

Сейчас есть надежда на то, что власти смогут решиться на глубокие структурные преобразования экономики. Прошедшие выборы президента показали, что в обществе запустились необратимые политические изменения и резко возросла инициатива населения. Здесь тоже можно сослаться на международные исследования, которые говорят, что ключевыми характеристиками политических систем, которые помогают решать проблемы застоя в экономике, являются сменяемость власти, реальная политическая конкуренция, а также подлинное разделение властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями.  

В прошедшее воскресение новый глава государства получил пятилетний мандат на осуществление кардинальных экономических и политических реформ в стране. Судя по тому, что новый президент говорил в своих предвыборных речах и в программе, он собирается идти именно по этому пути. Теперь очень важно, чтобы слова точно сошлись с делами.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить