ЕАЭС: Не связанные одной целью

12665

Экономист Тимур Исаев: "Евразийский экономический союз начал разбег с «низкого старта». Все его члены придавлены грузом внутренних проблем, мешающих думать о благе интеграции. Это открывает перед Казахстаном возможности занять лидерскую роль - с последующим извлечением долгосрочных дивидендов"

Клятва Горациев. Картина Жак-Луи Давида, 1784.

Каждый о своём

Присоединение Армении (а в скором будущем и Киргизии) сделало Евразийский  экономический союз еще более разнородным, а его перспективы - гораздо неоднозначнее. Понятно, что о формировании полноценного экономического пространства говорить еще смысла нет. Весь этот год - как минимум - для нового союза станет периодом притирок и споров, проверкой на прочность всех членов в их стремлении к интеграции, а также испытанием для аппарата ЕАЭС в его способности действовать, исходя из общих принципов, не поддаваясь манипуляциям.

Тем не менее, уже сейчас, в самом начале пути, пора начать определяться со сверхзадачей союза. Пока что её нет. Само по себе снятие барьеров для движения товаров, капиталов и труда – это хорошо, но уже мало и не годится в качестве цели. Провозглашённые цели укрепления экономик стран-участниц для модернизации и повышения конкурентоспособности на мировом рынке слишком декларативны и размыты.

Была попытка позиционировать ЕАЭС как крупнейший в мире энергетический союз, но её вряд ли можно признать удачной. Во-первых, энергетическими державами являются лишь два члена союза – Россия и Казахстан. Другие являются экспортерами не энергоресурсов, а труда (Армения и Киргизия) и переработанной продукции (Белоруссия). Во-вторых, в современных условиях одно лишь обладание энергоресурсами выглядит сомнительным конкурентным преимуществом. Сейчас скорее - это уязвимое место.

Других вариантов предложено не было. Похоже, что на этом этапе каждая страна нацелена больше на свои задачи.

«Больной человек» ЕАЭС

Россия подошла к началу работы ЕАЭС безусловным лидером по абсолютной экономической мощи, но аутсайдером по динамике развития. Собственно, никакого развития и не было: год прошел в стагнации. По предварительным статданным, ВВП РФ в прошлом году вырос на полпроцента, инфляция превысила 10%. Фактически Россия вступила в такую неприятную стадию, как стагфляция. А в 2015 и вовсе ожидается рецессия при дальнейшем ускорении инфляции. ВВП, по различным оценкам, может снизиться на 3-4%.

Однако дело не только в плохих макроэкономических показателях. По сути, экономика России сейчас является наиболее нестабильной в ЕАЭС, выступая для всего союза ведущим дестабилизирующим фактором.

Прежде всего это касается финансовой системы. Рубль сейчас поддерживается во многом за счет административных мер, но и это не обеспечивает его устойчивость.

Скачки курса российской валюты, с одной стороны, осложняют ведение деловых операций и проработку каких-либо долгосрочных проектов.

С другой стороны, они непосредственно влияют и на самочувствие валют соседних стран. Именно обвал российского рубля привел к панике вокруг рубля белорусского, которая обернулась введением 30-процентного сбора за покупку наличной валюты (ныне сниженного до 10%), введением обязательств для экспортеров продавать половину валютной выручки.

Киргизский сом и армянский драм также потеряли в весе. Но для этих стран более болезненным оказалось резкое снижение, в долларовом измерении, денежных переводов от многочисленных соотечественников, работающих в России. Белоруссия, плюс ко всему, стала получать меньше за экспорт своих товаров на российский рынок – опять-таки в долларовом эквиваленте.

Денег нет, но есть возможности

Помимо валютных проблем, у России возникли серьезные трудности с финансированием. В его поисках за помощью к государству обратились даже крупнейшие банки и компании. Для ЕАЭС это означает, что о подготовке каких-либо крупных межгосударственных инфраструктурных или промышленных проектов можно на время забыть. Без российского финансирования реализовать по-настоящему серьезные проекты будет невозможно.

Еще одна тенденция российской экономики – это сокращение потребительского спроса на фоне падения реальных доходов населения, резкого роста процентных ставок по кредитам и опережающего повышения цен. Декабрьский всплеск потребительской активности из-за обвала рубля исчерпал резервы  наличности, и теперь на рынке ожидается долгий период охлаждения. Это важно для всего ЕАЭС, поскольку Россия является самым емким рынком союза.

Вместе с тем, российская экономика по-прежнему пребывает в режиме санкций, что оставляет хорошие возможности для наращивания сбыта продовольствия даже при сокращении потребительской активности. По мере того, как западные компании сворачивают свою активность, на рынке появляется все больше свободных мест, хотя занять их совсем не просто. 

Если говорить о содержании экономической политики России, то в нынешнем году скорее всего продолжится взятый в 2014 курс на импортозамещение и усиление государственного присутствия. Также основным драйвером будут различные мегапроекты - от газопровода «Сила Сибири» до подготовки к чемпионату мира по футболу.

В соседском фарватере

Белоруссия, чья экономика плотно завязана на российскую, испытала во многом схожие проблемы. И если валютные потрясения удалось как-то сгладить благодаря жестким административным мерам, то взбодрить промышленность, которая ориентирована на рынок России, оказалось сложнее. Экономический рост по итогам года замедлился до полутора процентов. Особых перспектив для промышленности Белоруссии не прослеживается, поэтому для нее как никогда возрастает актуальность рынков других членов ЕАЭС.

Однако конкурентоспособности белорусских товаров препятствует непрерывный рост цен. По уровню инфляции – более 15% - Белоруссия стала безусловным лидером в ЕАЭС, обойдя даже Россию, пережившую беспрецедентную девальвацию. 

На следующий год даже по официальному прогнозу ожидается рост не более 0,7%, снижение экспорта на 3-4% и рост потребительских цен на 12%. Независимые эксперты ожидают еще более пессимистических показателей, вплоть до рецессии. В этих условиях экономическая политика Минска будет заключаться в дальнейшем усилении государственного регулирования – хотя куда уж дальше?

Ставка будет сделана на программу модернизации белорусской промышленности. Вместе с тем критики полагают, что главная проблема промышленников связана с отсутствием спроса на продукцию, которая идет на склад, и ее решение невозможно за счет директивной модернизации.

ВВП по перечислению

Присоединившаяся позднее других к ЕАЭС Армения традиционно считается маленькой отсталой экономикой, которую можно как бы не принимать в расчет при определении общего потенциала союза. Действительно, армянская экономика в абсолютных показателях очень скромная, однако что касается динамики ее развития, то все далеко не так однозначно. По крайней мере, 2014 год она закончила куда успешнее, чем наши «старые» партнеры по ЕАЭС. По предварительным итогам, рост ВВП составит до 3,5%, а инфляция не превысит 7%.

Правда, качество армянской экономики и ее структура, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Промышленность хотя и росла, но очень медленными темпами. Повышение ВВП было достигнуто в основном за счет сферы торговли и услуг. Кроме того, важнейшим фактором поступлений остаются частные трансферты. Почти пятую часть ВВП составляют переводы армянских работников из-за рубежа.  Как сказано выше, из-за обесценивания российского рубля эти трансферты уже сократились. В будущем году тенденция рискует сохраниться, и тогда даже при увеличении внутреннего производства и торговли Армении будет очень трудно обеспечить прогнозируемый экономический рост (5% по официальным прогнозам и 2,6% - по независимым). Кроме того, могут раскручиваться инфляционные процессы, что станет результатом «импорта» российской инфляции.

Помимо экспорта труда, основу дохода армянской экономики составляют медь, молибден, изделия из алюминия, драгоценные и полудрагоценные камни, алкоголь. В Армении был очень либеральный внешнеторговый режим, и при вступлении в ЕАЭС по многим параметрам пришлось поднять уровень тарифной защиты. Не имея стабильных источников экспортных доходов и значимых государственных ресурсов, в экономической политике приоритет отдается улучшению бизнес-климата для привлечения инвестиций, в первую очередь - иностранных.

В рейтинге Doing Business 2015 Армения заняла лучшее место из стран ЕАЭС – 45. Белоруссия оказалась на 57, Россия – на 62, Казахстан – на 77, Киргизия – на 102. Армения вышла на четвертое место в мире по легкости начала бизнеса и на седьмое – по регистрации собственности. В то же время у нее все еще очень плохо с другими, более важными показателями – получением доступа к электроснабжению, оформлением разрешения на строительство, соблюдением контрактных обязательств. Если правительство сможет адресно решить эти вопросы, тогда улучшение условий для бизнеса станет не только номинальным, но и реальным. 

Лидеры по амбициям

Киргизия присоединится к ЕАЭС в мае, так что логично и эту страну уже рассматривать в качестве члена единого экономического пространства. По предварительным данным, 2014 киргизская экономика завершила с теми же темпами роста, что и армянская – 3,5%. При этом рост достигнут также не за счет промышленности, а сферы услуг, торговли и строительства. В то же время инфляция превысила 10%, а киргизский сом в течение всего года обесценивался – вначале вслед за тенге, потом вслед за рублем.   

В следующем году киргизские власти ожидают более скромные темпы роста, не более 2%. Это связано с ситуацией на золотом руднике «Кумтор», а также ожидаемым снижением поступлений от трудовых мигрантов, которые не менее важны для Киргизии, чем для Армении.  В то же время, в отличие от Армении, киргизские власти не скрывают, что в своей политике делают ставку не на структурные реформы, а на поддержку со стороны российского капитала.

Правительство Киргизии объявило 2015 годом укрепления национальной экономики, намереваясь превратить ее из реэкспортно-трансфертной в самодостаточную. При этом предполагается активно завоевывать рынок ЕАЭС. Правда, конкретных механизмов решения столь амбициозной задачи  не приводится.

С виду разные - похожие внутри

Казахстан на фоне остальных членов ЕАЭС продемонстрировал лучшие показатели. По итогам 2014 рост ВВП достиг 4,5%, инфляция составила 7,4%. В начале года тенге обесценился на 20%, однако в его завершение казахстанская валюта показал завидную, можно сказать, парадоксальную устойчивость. В этом году власти планируют сохранить такой же уровень экономического роста, удержав инфляцию. Это будет достигнуто за счет масштабных мер государственного стимулирования. 

Между тем, говорить о качественном отличии состояния казахстанской экономики от партнеров по ЕАЭС не приходится.  Это же касается и всего союза.

Как видим, по итогам года «евразийская пятерка» разделилась на три уровня.

Впереди идет Казахстан с лучшим балансом роста ВВП и инфляции и наиболее ясными перспективами на ближайшее будущее. Затем следуют Армения и Киргизия с более скромным экономическим ростом  и весьма туманными перспективами. Третий уровень – это Россия и Белоруссия со стагнирующей экономикой, повышенной инфляцией и весьма вероятной рецессией в наступившем году.

Между тем, несмотря на статистические различия, содержательные индикаторы развития всех пяти государств очень схожи.  Все подошли к старту работы ЕАЭС с ослаблением экономического роста, с высокой инфляцией, замедлением экономического роста, обесценивающимися валютами, нехваткой финансовых ресурсов. Во всех странах драйверами деловой активности остаются торговля и услуги - то есть сферы, мало подверженные интеграции. Тогда как промышленность, дающая импульс трансграничным потокам товаров и капитала, во всех пяти странах почти прекратила рост.

Наконец, все члены ЕАЭС так или иначе делают ставку на государственную поддержку экономики, только Армения и Киргизия рассчитывают на поддержку со стороны не своих, а других государств.

Важно стать первыми

В таких условиях начало работы союза выглядит не очень ободряющим. Но это вовсе не повод ставить на нем крест и забывать, что в экономике всегда чередуются темные и светлые полосы. Причем нынешняя темная полоса никак не связана с евразийской экономической интеграции, которая просто стала новым фактором. Задача экономической политики не в том, чтобы посыпать голову пеплом, а в том, чтобы использовать этот фактор себе на пользу. 

Ссылки на то, что потенциал Казахстан недостаточен, чтобы лидировать в ЕАЭС, нельзя считать оправданием. Действительно, формируемый ЕАЭС является асимметричным интеграционным объединением. Ярко выраженным экономическим центром - в силу своего масштаба - всегда будет Россия. Остальные члены союза ведут торговлю именно с ней, тогда как между собой экономически связаны очень слабо. Например, доля киргизского рынка в поставках казахстанских товаров составляет лишь 0,9%, а наш экспорт в Белоруссию и Армению – вообще нулевой.

Но асимметричная модель – вовсе не приговор. Это просто модель, которую нужно учитывать и к которой нужно приспосабливаться. Примерная модель сложилась и в одном из наиболее эффективных экономических объединений мира – НАФТА. США на порядок превосходит Мексику и Канаду по экономическому потенциалу. При этом мексиканские и канадские предприятия мало взаимодействуют друг с другом, тесно работая на американском рынке, который является для них конкурентной площадкой. Но всё  это не мешает объединению динамично развиваться.

Канада, совершенно не сопоставимая с США по экономической мощи, сумела превратиться в очень влиятельного члена не только НАФТА, но и всего экономического пространства американского континента. Это произошло за счет её принципиальной позиции как внутри НАФТА, так и по вопросам расширения зоны свободной торговли. Она заняла нишу посредника между странами различного  уровня экономического развития.

В ЕАЭС подобную нишу роль вполне может занять Казахстан. Сейчас, на старте работы союза, мы обладаем преимуществами, тем самым пресловутым «окном возможностей». Мы превосходим Россию по динамике развития и качеству реформ, а всех остальных членов  союза - по экономическому потенциалу и ресурсам.

То, что все страны ЕАЭС подошли к началу его работы в «разобранном» состоянии, думая о внутренних проблемах, также нам на руку. Ведь в такой ситуации лидером станет тот,  кто сумеет раньше и лучше других сформулировать цели для себя в рамках ЕАЭС и предложить общую повестку для всех. Казахстану необходимо выработать четкие задачи для всего союза, а также стать ведущим посредником в его расширении либо создании зон свободной торговли с третьими странами. В настоящее время это позволяет и уровень развития нашей экономики, и восприятие нашей страны в мире.

Между тем, в настоящее время пока неизвестно даже об осмысленной программе действий Казахстана в рамках ЕАЭС. Это самый серьезный пробел в экономической политике, который требуется срочно восполнить

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить