Благодаря карантину воздух в Алматы стал намного чище: правда или миф?

25027

Forbes.kz вместе со специалистами разбирался в проблеме выбросов вредных веществ в атмосферу южной столицы

ФОТО: Анастасия Новикова

«Хоть воздух в городе стал чище!» Наверняка за последние три-четыре недели алматинцы слышали это восклицание от своих друзей и близких неоднократно. Ведь введение карантина и ограничение на любое передвижение, в том числе автомобилями, заметно разгрузило дороги в крупнейшем мегаполисе страны. Как сообщают официальные службы, количество автотранспорта на дорогах снизилось более чем в 4 раза.

У наших экологов появилась уникальная возможность наконец разрешить «курино-яичную дилемму», то есть определить, что же является первопричиной экологических проблем Алматы: автотранспорт или три ТЭЦ, а также частный сектор, отапливающийся с помощью угля. Согласитесь, что очистить дороги от автомобилей в любое другое время и провести подобный эксперимент было бы практически невозможно.

Насиба Байматова, эколог, PhD, постдокторант КазНУ им. аль-Фараби, эксперт фонда AirVision.kz, заведующая лабораторией «Экология биосферы» Центра физико-химических методов исследования и анализа, считает, что сложившаяся ситуация стала хорошей возможностью провести анализ атмосферы южной столицы.

- Для нас ситуация сложилась вообще крайне удачно - наш ежегодный мониторинг выпал на период карантина. В отличие от Казгидромета и, например, активиста Павла Александрова, у нас нет возможности на постоянной основе мониторить состояние воздуха в городе – наше оборудование и анализы слишком сложные и дорогостоящие. Тем не менее с 2015 года каждый апрель, то есть раз в год, мы проводили собственные исследования атмосферы города на содержание летучих органических соединений (ЛОС). В этом году мы провели замеры воздуха 3, 5 и 7 апреля, так что нам удалось сравнить текущие показатели с результатами прошлых лет, - рассказала Насиба Байматова.

В конце 2019 года лаборатория «Экология биосферы» получила поддержку от фонда AirVision.kz, который организован бизнесменами Бериком Каниевым и Алексеем Ли. Согласно планам, Насиба Байматова и ее коллеги будут проводить исследования воздуха города на содержание ЛОС ежеквартально – осенью, зимой, весной и летом. К слову, в январе 2020 экологи в течение трех дней уже совершали пробные замеры. Все это должно помочь нарисовать более точную картину состояния экологии Алматы и составить четкие планы по очищению воздуха.

Приборы Казгидромета, например, в первую очередь измеряют количество PM2.5 (рarticular мatter – мелкие частицы размером менее 2,5 микрометра), а также концентрации оксидов и диоксидов серы, азота и углерода в воздухе. Лаборатория «Экология биосферы» проводит более сложное и углубленное изучение состава воздуха - методом газовой хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием в сочетании с твердофазной микроэкстракцией. Здесь изучаются менее уловимые и более сложные вещества - ЛОС, в состав которых входят такие канцерогены, как бензол, токсичные соединения - толуол, этилбензол, о-ксилол (БТЭК) и так далее. Всего 26 химических соединений. Все эти вещества очень токсичны и являются одними из основных причин развития онкологических заболеваний.

Отдельно стоит уточнить, что ЛОС в воздухе возникают при горении любых веществ: как угля, листьев, дров и пластика, так и при сжигании бензина или дизельного топлива.

Как объяснила Насиба Байматова, сотрудники лаборатории в течение трех замерочных дней утром и вечером выезжают в шесть постоянных точек города, где совершают заборы воздуха.

- Мы выезжаем на точки отбора, где в специальные сосуды – виалы – проводим отбор воздуха по специально разработанной нами методике, все герметично упаковываем и везем в лабораторию, где и проводим наш анализ, - пояснила собеседница.

По словам эколога, одной из проблем Алматы является то, что в Казахстане установлены очень высокие нормы ПДК (предельно допустимой концентрации) веществ для ЛОС. В европейских странах среднегодовая концентрация того же бензола не должна превышать 5 мкг/м3, а у нас – среднесуточная концентрация не выше 100 мкг/м3. И это проблема, на которую власти пока не обращают должного внимания.

ФОТО: По данным лаборатории «Экология биосферы»

- За весь период нашего мониторинга уровень концентрации бензола в Алматы никогда не превышал максимального значения в 100 мкг/м3. Однако 5 апреля 2020 норма ПДК была сильно превышена - средняя концентрация бензола в этот день составила 148-216 мкг/м3. Для сравнения: при мониторинге в январе 2020 средние концентрации бензола составили 54-189, 71-182 и 115-152 мкг/м3 (за 15, 17 и 19 января соответственно). Показатели за апрель 2020 также значительно превысили наши предыдущие весенние замеры (рис. 2). Мы сами были этим фактом чрезвычайно удивлены, поскольку перед началом мониторинга думали, что концентрация ЛОС будет если и не намного, но все-таки ниже, - подчеркнула Байматова.

ФОТО: По данным лаборатории «Экология биосферы»

Эксперт уточнила: в пользу того, что основным загрязнителем воздуха является все-таки твердотопливное отопление, то есть ТЭЦ и частные дома, отапливающиеся углем, говорит и снижение количества толуола по отношению к бензолу (рис.3). Толуол в большей степени производится благодаря сжиганию бензина, а бензол – угля (как бы парадоксально это не звучало). А на момент наблюдения ТЭЦ города продолжали отапливать город, пусть и в сниженном объеме.

ФОТО: По данным лаборатории «Экология биосферы»

С тем, что уровень загрязнения воздуха в Алматы не слишком снизился из-за ограничения движения автотранспорта, согласен и экологический активист Павел Александров. Автор проекта Airkaz.org считает, что на общую экологическую обстановку в городе в первую очередь влияет сезонный фактор.

- Мои трехлетние наблюдения показывают, что в этот период – март-апрель - общий уровень загрязнения атмосферы действительно снижается после пиковых значений в зимний период. Это объясняется в первую очередь снижением объемов работы угольных печей, ведь с повышением температуры топить приходится меньше. Ну, и самими погодными условиями: частые осадки в виде дождей и более теплый воздух, а значит, улучшенная конвекция позволяют загрязненному воздуху все-таки рассеиваться, - отметил активист.

Павел Александров заключил меморандум о сотрудничестве с Казгидрометом и самостоятельно проводит мониторинг атмосферы города. В прошлом у государственной организации и экоактивиста возникали разногласия по поводу точности работы станций общественника, но совсем недавно стороны нашли точки соприкосновения и провели сверку нескольких датчиков, разработанных и установленных Александровым. В итоге Казгидромет согласился с тем, что они соответствуют установленным нормам.

Всего в разных частях города и в пригороде свыше 15 автоматизированных станций круглосуточно осуществляют замеры воздуха для измерения концентрации PM2.5 – также одно из опасных веществ и некий общепризнанный индикатор  загрязнения атмосферы.

График: Павел Александров

- Задача моих приборов - не дать полный химический анализ воздуха, разложить все вещества по полочкам, а быстро установить уровень загрязнения воздуха в текущий момент. Исходя из мониторинга в предыдущие годы, мы видим, что общий уровень загрязнения воздуха PM2.5 практически не изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет. Если смотреть на график, то совершенно четко видно, что с середины марта по начало апреля уровень загрязняющих веществ постепенно снижается, однако с похолоданием количество PM2.5 опять растет – вместе с интенсивностью топки углем, - рассказал Павел Александров. 

График: Павел Александров

Впрочем, эколог отдельно отмечает, что он противник того, чтобы во всем винить только ТЭЦ или частный сектор, отапливающийся углем. Автомобили – это также большая проблема нашего города. Нужно понимать, что даже если из города будут убраны ТЭЦ и все будут отапливаться газом, это не решит проблему в корне. Есть хороший пример Лос-Анджелеса, где в 70-80-е годы так же остро стоял экологический вопрос, хотя в силу климатических и географических особенностей ни ТЭЦ, ни угольных печей там не было. Тем не менее властям города и штата пришлось вводить ряд жестких законодательных мер, которые позволили быстро исправить ситуацию.

- Нам необходимо развивать общественный транспорт, увеличивать его количество, улучшать состояние автомобильного транспорта, улучшать качество самого топлива, приводя его в соответствие с международными экологическими нормами, поскольку качество нашего топлива не соответствует им. И, конечно же, городу требуется полный и жесткий запрет на сжигание твердого топлива во всех его видах. У Алматы нет другого выхода, поскольку наше географическое расположение не оставляет нам выбора, - подчеркнул Павел Александров.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить