Досым Сатпаев: Взойдёт ли геополитический полумесяц над РК?

12731

X Всемирный исламский экономический форум, который прошел на этой неделе в Объединенных Арабских Эмиратах, в очередной раз показал, что для Казахстана приоритетом в отношениях с мусульманским миром является не столько религиозная составляющая, сколько экономические проекты

Иллюстрация: islamicdesktop.net

Стабильная нестабильность

По оценкам экспертов, к 2030 мусульманский мир будет насчитывать свыше 2,2 млрд человек. На форуме прозвучали такие данные: на страны Организации исламского сотрудничества (ОИС), которые контролируют 70% мировых энергетических ресурсов, приходится только 7,5% мирового ВВП и лишь свыше 11% глобального торгового оборота.

Здесь явный намек на превращение стран ОИС в мировую бензозаправочную станцию, которая, кстати, довольно взрывоопасна. Об этом говорит и свежий прогноз МВФ, согласно которому Ближний Восток и Северную Африку ждет еще один год слабого экономического роста в связи со снижением цен на нефть, военными конфликтами в Ираке, Сирии и Ливии, а также высоким уровнем безработицы.

С другой стороны, исламским миром интересуются такие новые драйверы мировой экономики, как Китай. А на него, в отличие от Запада, во многих мусульманских странах меньше «аллергии». В этой связи обращает на себя внимание создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций со штаб-квартирой в Пекине, куда вошел не только Казахстан, но также Бангладеш, Кувейт, Малайзия, Оман, Пакистан, Катар и др.

Казахстан в мусульманском мире: свой среди чужих или чужой среди своих?

Казахстан формально принадлежит к исламскому миру, о чем говорит наше председательствование в ОИС, а также постоянные заявления Духовного управления мусульман РК о 70% мусульман, живущих в республике. Вспомним еще, что в Астане в 2011 проводился VII Всемирный исламский экономический форум.

Однако 50 с лишним стран, входящих в ОИС, вряд ли воспринимают РК как неотъемлемую часть мусульманского мира, относя нас скорее к категории «гибридных государств», где всего понемногу - и западного космополитизма, и кочевого менталитета с его язычеством, и советской истории, и разных форм интерпретации самого ислама. Да и многовекторная внешняя политика Астаны пока не делает серьезного акцента именно на это направление, предпочитая сохранять за собой роль посредника между Востоком и Западом.

Казахстан активно пытается привлечь инвестиции из мусульманских стран, активно рекламируя новый закон «Об инвестиционной деятельности» и предпринятые в этом году меры для улучшения инвестиционного климата в стране. Президент Казахстана в ходе своего выступления на форуме сделал акцент на создании в стране эффективной транспортно-логистической инфраструктуры. Незадолго до этого в казахстанском правительстве заявили, что транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай» планируется дополнить трассой в направлении стран Персидского залива.

Также Казахстан предлагает себя в качестве одного из мировых центров по обеспечению продовольственной безопасности. Помнится, еще в 2011 Астана предлагала создать региональный фонд Всемирной продовольственной организации при ООН в структуре группы Исламского банка развития и пула продовольствия стран-членов ОИС.

А штаб-квартиру этого фонда предполагалось разместить именно в Казахстане. Довольно амбициозное было заявление, если учесть, что совсем недавно Минсельхоз РФ даже не включил РК в список альтернативных стран-поставщиков продовольствия на российский рынок для замещения продукции, запрещенной из-за альтернативных санкций. Причина банальна. Продовольственная безопасность самого Казахстана давно уже находится под угрозой. В прошлом году республика экспортировала сельхозпродукции на $2,7 млрд, а импортировала на $4,6 млрд. За последние 5 лет экспорт продуктов питания из РК упал на 6%, а импорт вырос на 25%. В целом же доля сельского хозяйства Казахстана  в структуре ВВП с 1990 по 2011 уменьшилась почти в 6 раз.

Довольно медленно идет процесс превращения Алматы и в региональный хаб исламского финансирования для стран СНГ и Восточной Европы. Хотя закон об исламском финансировании был подписан еще в феврале 2009.

В послании президента РК народу Казахстана от 29 января 2010 говорилось о том, что необходимо заставить работать отечественный фондовый рынок, который к 2020 должен стать региональным центром исламского банкинга в СНГ и Центральной Азии и войти в десятку ведущих финансовых центров Азии.

В том же году, на первой казахстанской конференции по исламским финансам, правительство РК предложило инвесторам участвовать в реализации пятилетней программы индустриального развития Казахстана. В тот период наши чиновники заявили о том, что планируется выпуск сукук (исламский эквивалент облигаций) в объеме до $500 млн.  Более того, по планам правительства Казахстан должен был стать проводником принципов исламского финансирования, в том числе и для стран Таможенного союза.

Болат Жамишев, тогда еще министр финансов РК (ныне глава БРК. - F), на VII Всемирном исламском экономическом форуме в Астане заявил:

«Если говорить о самих исламских финансовых инструментах, то мне представляется, что эти инструменты могут быть интересными для частного сектора прежде всего, поскольку подход в исламском финансировании – это разделение прибыли: эти инструменты достаточно гибки - в годы кризиса …».

Правда, сомнение вызывал тот факт, что специфическая культура общения бизнеса и власти в Казахстане, с использованием многочисленных теневых схем, могла создать определенные сложности для щепетильных норм шариата в финансовой деятельности. Возможно также, что именно она и объясняла слабую активность исламских игроков в финансовой сфере республики.

Впрочем, Ислам­ская кор­по­ра­ция по раз­ви­тию част­но­го сектора (ICD) уже объявила, что на ба­зе ка­зах­стан­ско­го «За­ман-Банк» в стране, возможно, появится второй ис­лам­ский банк. В свою очередь, председатель Национального банка Кайрат Келимбетов  встретился с чле­на­ми Ас­со­ци­а­ции обли­га­ций и су­кук Пер­сид­ско­го за­ли­ва, на которой они вы­ра­зи­ли за­ин­те­ресо­ван­ность в от­кры­тии до­чер­них ком­па­ний в Алматы. По прогнозам г-на Келимбетова, Ка­зах­стан рассчиты­ва­ет вы­пу­стить су­ве­рен­ные су­кук в 2015 после того, как в 2012 БРК раз­ме­стил пер­вый в РК вы­пуск ис­лам­ских об­ли­га­ций «Су­кук «аль-Му­ра­ба­ха» на сум­му 240 млн ма­лай­зий­ских ринг­ги­тов (примерно $73,4 млн). 

Религия может изменить духовный ландшафт Казахстана за одно поколение

Но, как бы Астана ни фокусировалась только на экономическом сотрудничестве с исламским миром, проблемы религиозного самоопределения мусульманской части казахстанского общества с каждым годом будут становиться всё более актуальными. В современном Казахстане, кроме гражданской и этнической идентификации, становится важной идентификация религиозная, особенно среди молодежи.

Компания M-Vector в рамках проекта «Центральноазиатский барометр» с 20 августа по 22 сентября 2012 провела телефонный опрос 1000 казахстанцев. Он показал: 12% жителей Казахстана считает, что ислам должен стать частью государственной политики. Скорее всего этот процент со временем будет только расти.  А этим трендом могут воспользоваться некоторые наиболее активные игроки исламского мира. В свое время председатель Агентства РК по делам религий Кайрат Лама Шариф говорил: новые религиозные течения активно привлекают молодежь, что может изменить духовный ландшафт страны за одно поколение.

Общественная дискуссия вокруг спорного закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях в РК показала, как серьезно выросло религиозное самосознание у значительной части населения, что в перспективе может сказаться как на внутриполитических процессах, так и на внешнеполитических приоритетах страны.

В будущем может возникнуть серьезная угроза кризиса светской модели развития Казахстана, как это сейчас происходит во многих арабских странах. В аналитическом исследовании казахстанских политологов «Сумеречная зона, или Ловушки переходного периода» также говорилось о том, что в период транзита власти в РК на политической сцене повышенную активность могут продемонстрировать два идейных мейнстрима - национал-патриотический и религиозный. При этом где-то эти направления будут развиваться параллельно, где-то сливаться вместе, а где-то и конфликтовать.

Ведь, как показывает  практика, в истории человечества есть только три идеи, за которой могут пойти массы: идея социальной справедливости, спасение нации и религиозное очищение.

Религиозный ренессанс в  Казахстане в сочетании с низким уровнем религиозного образования не только среди населения, но даже среди части духовенства может активизировать политику прозелитизма у нас со стороны как некоторых государств мусульманского мира (будь то Турция или Саудовская Аравия), так и радикальных идеологических центров.

Как показали события в Сирии, нередко за такими центрами как раз и стоят геополитические интересы части исламских стран. Возможно, на наших глазах,  формируется новое «геополитическое пространство полумесяца», где роль гегемонов пытаются играть уже упомянутые Турция, Саудовская Аравия, а также Иран. По сути, это три разные модели сцепки ислама и политики. И внутри Казахстана - не только в обществе, но и среди представителей элиты - со временем могут появиться активные лоббисты этих моделей. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить