Досым Сатпаев о дебатах: «Великолепная семёрка» или «Белоснежка и семь гномов»?

12243

Предвыборные дебаты и предстоящие президентские выборы обсудили в Алматы на открывшемся в четверг, 30 мая, XV Международном PR-Форуме

В четверг, 30 мая, в Алматы открылся XV Международный PR-Форум. Каждый год организаторы конференции определяют главную тему, остро стоящую на повестке дня. В этом году тема форума - «Транзитные коммуникации. Большой забег». Он разбит на несколько заседаний и дискуссий, в том числе посвящённых локальным трендам, контенту и потреблению, рынку блогеров в социальных сетях, работе пиарщиков и маркетологов.

Работа Международного PR-форума продолжится и в пятницу, 31 мая, уже в менее официальной обстановке. Основной темой второго дня станут последние тенденции и разработки в PR.

Открыла мероприятие пленарная дискуссия «Накануне», посвящённая президентским выборам, которые состоятся 9 июня.

Собравшиеся эксперты: политологи, социологи, маркетологи, представители СМИ - провели анализ предвыборных платформ кандидатов, оценив их кампании, сильные и слабые стороны, работу с населением и использование новых технологий в коммуникациях.   

Начали дискуссию с яркой темы, интересующей в той или иной степени всех казахстанцев, – предвыборных дебатов кандидатов, состоявшихся накануне вечером.

Как отметил модератор сессии, главный редактор Informburo.kz Михаил Дорофеев, «это апофеоз всей избирательной кампании, всей коммуникационной стратегии, которая есть у каждого кандидата».

Политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев рассказал, что он посмотрел политические дебаты, но ничего нового не увидел.

- На официальном уровне семерых заявленных кандидатов подают как великолепную семёрку из самураев, но, на мой взгляд, они больше напоминают Белоснежку и семь гномов, у которых были свои прозвища – Профессор, Ворчун, Чихун и так далее... Наши кандидаты заняли определённые ниши, за пределы которых они выходить не хотят. Каждый декларировал то, чего в целом мы от них и ожидали, - отметил политолог.

Досым Сатпаев
Фото: @KazakhstanPressClub
Досым Сатпаев

- Самое интересное, что мы вчера увидели, – это казахстанское политическое ноу-хау: из семи кандидатов не было трёх, вместо них были их доверенные лица. Как я пошутил, такими темпами мы скоро и выборы по доверенности проводить будем. С точки зрения коммуникации это также провальный проект. Возьмём даже время проведения дебатов – 18:00. Будний день, основная часть населения на работе. А ведь это даже на официальном уровне подавали как первый серьёзный шаг к демократии, одни из первых дебатов в нашей истории. По этим моментам становится ясно, что они не были интересны как политические платформы кандидатов, а больше напоминали доклады на партийной конференции. Не было и никакого желания увидеть обратную реакцию населения. Это мероприятие, по большому счёту, по своей сути к дебатам никакого отношения не имело, - закончил Досым Сатпаев.

Айдос Сырым
Фото: @KazakhstanPressClub
Айдос Сарым

Политолог Айдос Сарым отметил, что у состоявшихся дебатов мог быть несколько другой контекст.

- На мой взгляд, дебаты кандидатов в президенты больше преследовали другую цель. Каждый выполнял те задачи, которые не слишком тесно связаны с этой избирательной кампанией. Мне кажется, они были подготовкой к парламентским выборам. Я считаю, что подобных дебатов вообще должно быть больше, - поделился своим впечатлением Айдос Сарым.

Гульмира Илеуова
Фото: @KazakhstanPressClub
Гульмира Илеуова

Руководитель ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова оценила дебаты «как хорошее политическое начало».

- Мы впервые выбираем нового президента, и лучше пусть будет это, чем ничего. Что мне понравилось – практически все кандидаты и их представители отыграли тему аулов, потому что её раньше вообще практически не было. А это работает для сельского электората. Что касается самой коммуникации, то было бы хорошо, если бы были известны цифры: сколько людей посмотрело трансляцию дебатов, сколько зрителей зашло и когда они переключили кнопку, на каком из кандидатов было больше всего включений. Возможно, смотрело много, но точной статистики у нас нет, так что мы не можем говорить о конкретных цифрах - много было просмотров или мало, - отметила Гульмира Илеуова.

Генеральный продюсер коммуникационного агентства Movators Дмитрий Щеголихин отметил, что слишком малое количество времени, выделенное на предвыборный период, сказалось на качестве кампаний кандидатов именно с коммуникационной точки зрения. Конечный продукт предвыборных штабов – рекламные и агитационные ролики, плакаты, даже оформление официальных сайтов кандидатов - оставляет желать лучшего.

Дмитрий Щеголихин
Фото: @KazakhstanPressClub
Дмитрий Щеголихин

- Большая часть из представленного продукта словно застряла в прошлом веке. Мы не видим здесь проведённой большой работы. На мой взгляд, если бы кандидаты захотели сильно понравиться своему избирателю, они приложили бы больше усилий, - подчеркнул Щеголихин.

Эксперты также обратили внимание на то, что на традиционных медиаресурсах – ТВ и в печатных изданиях – политической агитации не так много, как в прежние годы. Поэтому у большинства той части электората, которая пойдёт голосовать, нет чётко сформированных портретов кандидатов. Им непонятно, с какой платформой идут на выборы политики, чего от них ждать. Для большинства казахстанцев кандидаты так и не стали узнаваемыми.

При этом идёт активная работа в социальных сетях и мессенджерах, особенно в казахскоязычных группах и сообществах. Однако, по мнению части экспертов, это направление в некоторой степени переоценено: Казахстан - не Запад, где население активно формирует тренды общественной жизни, в том числе и предвыборные вкусы, именно в гаджетах.

Интересно и то, как проявят себя 2,5 млн казахстанцев, для которых эти президентские выборы станут первыми в жизни. Это часть населения, выросшая уже в новых реалиях, без бэкграунда, который есть у граждан, сформировавшихся в эпоху СССР, перестройки или девяностых. Новое поколение хочет и активно может потребовать изменений, но насколько активно оно будет участвовать в выборах - вот главный вопрос.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить