Досым Сатпаев: Евразийский экономический союз - поезд или подлодка?

16729

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев: «Ни обществу, ни экспертам не были представлены критерии и условия, при которых Казахстан имеет право выйти из Евразийского экономического союза»

Фото: Facebook
Досым Сатпаев.

Прошедший в субботу в Алматы Антиевразийский форум в очередной раз говорит о том, что любые темы надо обсуждать, а не замалчивать. Это полезно как для власти, так и для общества. Тем более что с момента создания Таможенного союза и в преддверии подписания договора о Евразийском экономическом союзе казахстанское общество поделилось на две группы. Первые считают, что эти интеграционные проекты напоминают поезд, с которого всегда можно сойти. А вторые уверены, что нас затащили в подводную лодку, из которой невозможно будет выйти, даже если она утащит нас на дно. 

Яйца вкрутую

Когда-то Шарль де Голль сказал: «Мечта о единой Европе – это утопия: невозможно приготовить омлет из яиц, сваренных вкрутую»... Евросоюз отчасти подтвердил, отчасти опроверг слова легендарного французского президента-генерала. Но в случае с ТС и Евразийским экономическим союзом возникает ощущение, что его участники вообще имеют в виду разные блюда. Причина в том, что Россия, Казахстан и Белоруссия, заходя в интеграционную «кухню», ставили перед собой различные цели. Для России создание ТС и его трансформация в более тесное интеграционное объединение не столько экономический, сколько геополитический проект, который должен закрепить за ней роль региональной державы. Кстати, задолго до создания Таможенного союза некоторые представители российской политической и бизнес-элиты высказывали любопытные интересные мысли.

Например, еще в ноябре 2003 председатель правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс активно продвигал идею превращения России в «либеральную империю»:

«Говоря о либеральной империи, мы сразу переходим в другой горизонт времени - 10, 20, 50 лет… Казахстан уже превратился в реального лидера на среднеазиатском пространстве. Если мы не создадим из России либеральной империи, которая напористо, но корректно выстраивает свои отношения с экономиками и обществами соседних государств, то это сделают с нами. Не нравится либеральная империя, в центре которой Россия, - получите либеральную империю, в центре которой Казахстан. А Россия на задворках. Нравится? Мне – нет».

При этом для России создание Таможенного союза, а затем и ЕЭС также является одним из механизмов сдерживания экономической активности Китая в Центральной Азии. Кроме этого, Москву беспокоит и другой игрок в лице Турции, так как дальнейшее политическое и экономическое усиление этого государства на постсоветском пространстве действительно представляет угрозу для ЕЭС. В первую очередь, это связано с тем, что долгосрочные перспективы участия Казахстана в данном союзе довольно туманны. Контуры нашей внешней политики после транзита власти пока не различимы. И никто сейчас не даст гарантии, что в будущем новое руководство не переориентирует Казахстан в сторону более тесного союза с тюркоязычными странами.

А Батька себе на уме

Что касается Белоруссии, то Александр Лукашенко уже заявил, что рассчитывает при создании ЕЭС решить ряд проблем в ТС. Среди них - равный доступ к трубопроводам и равные тарифы на прокачку энергоресурсов, в том числе из РК. Не стоит забывать, что Батька уже имел неудачный опыт создания Союзного государства с Россией. Этот пример является наглядным: там шла банальная борьба за роль первой скрипки, и Лукашенко её проиграл, главным образом из-за экономической зависимости от России. Кстати, неожиданное для Москвы признание Лукашенко легитимности и.о. президента Украины Александра Турчинова, говорит о том, что Белоруссия не такой уж стопроцентно лояльный России партнер, как это видится на Западе. При всей неприязни Лукашенко к любым формам революций и переворотов, российский прецедент передела границ и поддержки сепаратистских настроений, судя по всему, понравился ему еще меньше.

Вход без права выхода?

В свою очередь, Акорда везде заявляет о том, что Евразийский экономический союз является только экономическим проектом - без посягательств на политический суверенитет. Хотя надо четко понимать, что все интеграционные проекты являются частью выстраивания внешнеполитического имиджа главы государства, который не без оснований считает ТС собственным детищем. Возможно, этот фактор и привел к той спешке при создании Таможенного союза, от которого Казахстан пока больше проиграл, чем выиграл.

Наверное, опасаясь снова наступить на грабли, к обсуждению проекта договора о создании ЕЭС правительство РК решило подключить недавно созданную Националь­ную па­ла­ту пред­при­ни­ма­те­лей Казахстана. Однако презентация разработанного договора о создании ЕЭС накануне подписания в мае этого документа, с которым не успеет детально ознакомиться и, самое главное, внести свои предложения экспертное сообщество Казахстана, а не только НПП, оказалась явно запоздалой. Тем более что ни обществу, ни экспертам изначально не были представлены четкие критерии и условия, при которых республика имеет право выйти из Евразийского экономического союза.

Окончание см. здесь. Во второй части статьи, которая будет опубликована утром в четверг, автор расскажет о мифах, в плен которых попали наши чиновники, активно лоббируя участие Казахстана в Таможенном и Евразийском экономическом союзах.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить