Досым Сатпаев: Далеко ли уедет казахстанский Rolls-Royce?

17544

Директор Группы оценки рисков, кандидат политических наук Досым Сатпаев – об инвестиционном имидже Казахстана

Фото: ago.kz

На прошлой неделе была довольно интересная дискуссия на 10-м PR-форуме, посвященная инвестиционному имиджу Казахстана, состоящему из большого количества разных пазлов, которые трудно собрать вместе.

Досым Сатпаев.

Анекдот от Келимбетова

В ходе этой дискуссии глава Нацбанка Кайрат Келимбетов рассказал анекдот о человеке, который купил Rolls-Royce и сразу же поехал по делам. Но уже через 100 км машина вдруг встала, и возмущенный покупатель позвонил продавцу. Выслушав претензию, в компании ему спокойно ответили, что в машину надо просто залить бензин. «А как же я тогда проехал эти 100 км?» - удивленно спросил покупатель. «На репутации», - ответили ему.

Если спроецировать этот анекдот на нашу действительность, то в Центральной Азии Казахстан действительно выглядит роскошным Rolls-Royce на фоне прочих неказистых «транспортных средств». В пользу такого сравнения, в частности, говорит  улучшение позиций нашей страны в многочисленных международных рейтингах - от Индекса экономической свободы до рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Не удивительно, что руководство Казахстана, судя по всему, не хочет ставить свой Rolls-Royce в общий с соседями гараж - чтобы не отпугнуть инвесторов. В феврале президент предложил переименовать Казахстан в «Қазақ елі». Эту идею он, в частности, мотивировал тем, что избавление от окончания «стан» (которое подсознательно ассоциирует нашу страну с другими, менее успешными «Станами») может повлиять на повышение интереса к нам иностранных инвесторов.

Но здесь есть две проблемы. Во-первых, мест в казахстанском Rolls-Royce на всех не хватает, поэтому сидят в нем лишь избранные, а остальной народ «едет на автобусе» по другой дороге, и эти пути часто не пересекаются. Во-вторых, сама машина больше движется не на репутации, а на сырье, которое и привлекает инвесторов.

В общем, всё познается в сравнении. Если в Центральной Азии и даже, возможно, на  постсоветском пространстве мы кому-то и напоминаем автомобиль премиум-класса, то, с точки зрения глобальной экономики, класс нашей «машины» намного ниже.

Если говорить об инвестиционном имидже любого государства, то его главное составляющее – это доверие. Доверие иностранных инвесторов к стране, в которую они собираются вложить деньги. Доверие отечественного бизнеса к своему собственному государству, которое должно гарантировать справедливые правила игры. И, наконец, самое важное - доверие между властью и обществом, без которого невозможно рассчитывать на долгосрочную политическую стабильность. Ведь её отсутствие ставит крест на любых инвестиционных преимуществах.

Магнит всё тот же - нефть

Не секрет, что по объему привлеченных инвестиций Казахстан является лидером в Центральной Азии. По данным Министерства экономики и бюджетного планирования РК, с 2005 их объем составил более $180 млрд.

Есть только три нюанса. Во-первых, основная часть иностранных инвестиций всё так же идёт в сырьевую сферу. Например, в прошлом году на нефтегазовые Атыраускую, Мангистаускую и Западно-Казахстанскую области пришлось 84% от всех зарубежных вливаний.

Во-вторых, не все иностранные инвестиции на самом деле таковыми являются: в страну часто возвращаются казахстанские деньги, отмытые через офшоры.

В-третьих, постепенно меняется состав инвесторов, где свои позиции укрепляют китайские компании. По данным посольства РК в КНР, с 1992 по 2013 Китай вложил в нашу республику порядка $20 млрд, из них около $6 млрд - прямые инвестиции. А с сентяб­ря 2013 мы заключили с Китаем со­гла­ше­ни­я о ре­а­ли­за­ции ин­ве­сти­ци­он­ных проектов в Ка­зах­стане на $43 млрд. Для сравнения: Япония за последние 8 лет инвестировала в Казахстан около $4,2 млрд, Южная Корея - $3 млрд, Россия, по данным 2012 года, - чуть более $5 млрд. Плюс Евразийский банк развития, созданный РК и РФ, с 2006 вложил в республику свыше $2 млрд.

Пряники для инвестора

Но денег слишком много не бывает. И правительство пытается привлечь дополнительные финансовые потоки в экономику. Ожидается, что в июле оно внесет в парламент пакет поправок в инвестиционное законодательство.

Предусматриваются такие меры по улучшению инвестклимата, как упро­ще­ние визового ре­жи­ма для инвесторов, облегчение про­це­дуры по при­вле­че­нию иностран­ной рабочей силы вне квоты на весь пе­ри­од ре­а­ли­за­ции ин­ве­сти­ци­он­но­го проекта и один год по­сле вво­да объ­ек­та в экс­плу­а­та­цию.

Также инвесторов должны заинтересовать компен­са­ция государством до 30% капитальных за­трат после вво­да объек­та в экс­плу­а­та­цию, освобож­де­ние от упла­ты корпора­тив­но­го подоходно­го на­ло­га на 10 лет и наличие рынка сбыта произведенной продукции и услуг в лице гаран­ти­ро­ван­ного госзаказа.  

Не менее заманчиво предложение ввести га­ран­тии для ино­стран­ных инвесторов от измене­ния зако­но­в. Речь идет о «принци­пе ста­биль­но­сти» законодательства на 10 лет в на­ло­го­вой, миграци­он­ной и экологи­че­ской сфе­рах.

Еще один «пряник» для инвесторов - рас­ши­ре­ние до­сту­па к международ­но­му коммерческо­му ар­бит­ра­жу. Недавно аудиторская компания Ernst & Young, оценивая инвестиционную привлекательность Казахстана, указывала на то, что 59% работающих в Казахстане инвесторов считают нормативно-правовую среду недостаточно прозрачной и стабильной. Также отмечалась неэффективность судебной и арбитражной системы с точки зрения соблюдения права собственности и гарантии безопасности инвестиций. Выходит, правительство не оставило без внимания эти оценки.

Впрочем, даже «принцип стабильности» на 10 лет при сохранении такого серьезного политического риска, как неопределенность развития страны после транзита власти, может показаться недостаточным условием для привлечения новых инвесторов.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Невозможно создать позитивный инвестиционный имидж государству, которое состоит из регионов, где этот климат скверный. Можно завлечь инвестора в страну под обещания «неба в алмазах», но работать ему с властями на местах, которые часто больше вредят, чем способствуют инвестиционной активности.

Поэтому и Акорда, и правительство постоянно требуют от акимов большей инициативы как в привлечении инвестиций, так и в улучшении инвестиционных условий. Хотя как это сделать, когда на всех уровнях исполнительной вертикали доминирует «синдром временщика»? В результате, по мнению инвесторов, все усилия центра по созданию благоприятного инвестклимата сводятся на нет именно на региональном уровне, где царствует произвольное трактование или «игнор» законодательства и решений Астаны.

Новые угрозы – новые возможности

Инвестиционный климат в Казахстане сегодня определяют не только госструктуры и регионы, но в значительной степени - внешние факторы.

Это видно по винегрету различных прогнозов роста ВВП РК в 2014. Правительство оценивает его в 6-7%. Евразийский банк развития - на уровне 5,6%. Финансовая компания Citigroup - в пределах 5%, объясняя скромную цифру тремя причинами. Во-первых, это взаимозависимость экономик Казахстана и России, где в этом году роста вообще не ожидают. Во-вторых, замедление экономического роста в Китае. В-третьих, срыв начала добычи нефти на Кашагане. Рекорд пессимизма побил МВФ, который снизил свой прогноз роста ВВП РК до 4,75%, тоже связав его с нашими тесными торгово-финансовыми связями с РФ. Кстати, и Кайрат Келимбетов на PR-форуме признал зависимость казахстанской экономики от ситуации в России и отметил, что чувствительный удар по нашему инвестиционному имиджу нанес банковский кризис и сложная ситуация на Кашагане.

В ближайшем будущем серьезное влияние на инвестиционную привлекательность Казахстана будут оказывать геополитические факторы. Речь в первую очередь идет, конечно, об Украине, где конфликт между Россией и Западом, помноженный на внутренние проблемы этой страны, толкают ее к краю экономической пропасти.

Мы вступаем в период нового передела геополитического влияния на постсоветском пространстве между Россией, Китаем, Турцией и США. И Казахстану снова придется предъявить чудеса дипломатической гибкости, чтобы не попасть в жернова этих процессов.

Говоря об инвестиционном имидже Казахстана, никак не обойдешь подписание Договора о создании ЕАЭС. С точки зрения многих экспертов, этот союз для нашей страны – амбивалентен. Проще говоря, палка о двух концах. Несомненно, единый рынок с населением 170 млн человек - привлекательный приз для любого инвестора. Но всегда есть угроза, что общие инвестиционные риски в рамках этого проекта могут нивелировать индивидуальные преимущества каждой из стран-участниц ЕАЭС. По крайней мере, экономические санкции Запада против Кремля уже встревожили Акорду. Но есть оптимисты, которые считают, что они, наоборот, могут переориентировать западные инвестиции из России и Украины в Казахстан.

Окончание следует.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить