Дорога высоких технологий

23150

Железные дороги в Казахстане обновляются и объединяются с другими видами транспорта. «Казахстан Темир Жолы» меняет роль и превращается в транспортно-логистический холдинг

фото: David Gubler

Рост отечественной экономики предъявляет особые требования к работе железной дороги. Транзитные возможности страны, которые задействуются все активнее и шире, обусловили модернизацию железнодорожной инфраструктуры.

По словам вице-президента по экономике и финансам АО «Казахстан Темир Жолы» Алмаса Лепесбаева, деятельность компании акцентируется на реализации крупных инфраструктурных проектов, производстве продукции железнодорожного машиностроения, модернизации активов, формировании транспортно-логистической системы и развитии новых компетенций. Такие ключевые процедуры, как обеспечение ресурсами, техническое обслуживание, ремонт, подготовка кадров, претерпевают существенные изменения.

Уже сейчас рядовые пассажиры могут оценить прогресс в повышении их комфорта. Четыре поезда, соединяющие Алматы и Астану с другими городами страны, оснащены холодильниками, микроволновыми печами, аудио- и видеоаппаратурой со встроенным контентом. Появились мини-библиотеки, полки со свежей прессой, диспенсеры с питьевой водой, настольные игры и щетки для одежды и обуви. Купейные вагоны оборудованы информационными табло с данными о погоде и занятости туалетных кабин.

В плацкартных вагонах установили кондиционеры, биотуалеты и складные скобы для повышения безопасности людей. Штабной вагон теперь может разместить пассажиров-инвалидов и их сопровождающих. Он оснащен подъемниками для въезда на инвалидной коляске. Условия для путешествия людей с ограниченными возможностями также созданы в 22 составах, соединяющих крупнейшие города страны. В ближайшем будущем состоится запуск еще двух вагонов повышенной комфортности, а также скоростного поезда «Алматы – Ташкент». Состав создается ТОО «Тулпар-Тальго».

С конца марта этого года КТЖ перешла на новую, электронную, витрину по продаже билетов. Пассажир теперь может попасть на поезд посредством электронной регистрации, предъявив лишь удостоверение личности. Эта функция работает для 46 поездов дальнего и пригородного сообщения.

Для решения новых задач нацкомпания пошла по пути трансферта современных технологий, которые используют транснациональные корпорации вроде General Electric, Alstom и Рatentes Talgo.

С 2008 года КТЖ наладила производство машиностроительной продукции. Вагоны, тепловозы, электровозы, стрелочные переводы теперь создаются в Казахстане совместно с вышеперечисленными компаниями. Таким образом, фактически создана новая отрасль транспортного машиностроения с объемом выпуска продукции 206 млрд тенге в 2013 году, что в 20 раз выше уровня 2008 года, и запланированным объемом в 300 млрд тенге в 2015 году.

Параллельно в течение вот уже четырех лет КТЖ работает над повышением своей эффективности. Ее рост обеспечивается за счет внедрения инноваций в технологические процессы эксплуатации, содержания и обслуживания производственных активов. С 2010 по 2013 год в холдинге АО «НК «КТЖ» получен экономический эффект в размере более 84 млрд тенге, в том числе 30 млрд тенге в 2013 году, а накопленный экономический эффект до 2020 года составит 573 млрд тенге.

С 2006 года КТЖ внедряет автоматизированную систему управления ресурсами предприятия от SAP. Как известно, эта компания является мировым лидером в области управления бизнес-процессами. Практичность системы признана АО «ФНБ «Самрук-Казына». Консолидированная отчетность фонда также была автоматизирована на базе SAP. Кроме того, система используется такими госкорпорациями, как «КазМунайГаз», «Казахтелеком» и «Казатомпром».

Партнерские отношения КТЖ с частным капиталом выражаются в присутствии последнего в транспортно-логистической сфере, в частности в развитии морского порта Актау. КТЖ отмечает повышенный интерес частных инвесторов к вопросам открытия новых производств. 

На сегодня планируется автоматизация управления производством, денежными потоками и ликвидностью, планированием и учетом затрат на техническое обслуживание подвижного состава и магистрального пути.

По замечанию Лепесбаева, обязательства перед инвесторами и государством не оставляют компании права на ошибку. Поэтому в качестве консультанта по выбору оптимальной базовой информационной системы для сокращения рисков и затрат была приглашена PwC, входящая в мировую «Большую четверку» лидеров в области консалтинга и аудита. 

В целях развития транзитного потенциалы страны КТЖ ведет масштабную работу по развитию мультимодальных коридоров с участием всех видов транспорта, включая железнодорожный, воздушный и морской.

В планах компании – сформировать с участием частного капитала национальную сеть транспортно-логистических центров. На первом этапе начнется строительство ТЛЦ в Астане, Павлодаре, Шымкенте, Актау и Атырау общей площадью 160 га.

Среди логистических активов также несколько аэропортов, Актауский морской порт, Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» близ китайской границы. Новая роль КТЖ заключается в координации логистики грузов, наращивании грузопотоков и сокращении времени транспортировки и затрат. 

 
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить