До каких пор Казахстан будет подвержен кризисам

11886

Forbes.kz продолжает публиковать отрывки книги Айдархана Кусаинова «Экономика Казахстана: Мифы и реальность. Новая экономическая политика. Информационное пространство. Национальная идея». Сегодня речь пойдет о минусах нынешней экономической политики правительства

Фото: © Depositphotos.com/BrianAJackson

Я специально посвятил отдельную главу эволюции экономической политики страны, чтобы показать, что при номинальной декларации поддержки экспорта, фактически последние 15 лет реализовывалась политика импортозамещения. Минусы этой политики, то есть собственно текущие проблемы нашей экономики, прекрасно описаны в программных документах правительства еще 10-15 лет назад.

Сначала рассмотрим традиционные антикризисные рецепты.

Почему не работают традиционные рецепты

На основании анализа текущей ситуации считаю, что традиционные рассматриваемые сегодня антикризисные рецепты, типа роста государственных расходов, изменения системы налогообложения, увеличения доходов населения, роста конкуренции через приватизацию не сработают. И не сработают по двум причинам.

Во-первых, эти рецепты во многом не применимы к экономике Казахстана в ее текущей структуре, что видно из результатов 2010-2015. Рост государственного финансирования и доходов населения привел к росту добавленной стоимости в торговле, росту импорта и падению отечественного производства, несмотря на феноменальные усилия по его развитию. Ситуация сложилась из-за сильного тенге и олигопольной структуры экономики.

Во-вторых, страна нуждается в принципиальном изменении экономической политики. Текущий кризис является системным, его природа практически идентична кризису 2007 года – это результат импортозамещающей политики, когда развитие упирается в емкость внутреннего рынка. До 2008 внутренний рынок расширяли частными инвестициями и потреблением, создавая пузырь на рынке недвижимости, после 2009 рынок расширяли государственными инвестициями. Сегодня больше нет рычагов расширения рынка. Классические антикризисные стратегии в традиционном виде как по книжке ухудшит состояние экономики.

Рост государственного финансирования еще сильнее олигополизирует экономику, передав государственные средства в прибыли частного сектора без какого-либо влияния на реальный сектор или мультипликативного эффекта. Еще одной опасностью является то, что усиление олигопольности и конкуренции за государственное финансирование приведет к обострению отношений в бизнес-элите.

Изменение налогового законодательства с упрощением налогового администрирования, замена НДС на налог с продаж вроде бы является логичным путем, ведь много людей работает в торговле. Однако улучшение налоговых условий для торгового посредничества и торговли приведет к ухудшению условий для производственного сектора, который включает в свою цепочку создания стоимости несколько переделов. Это означает ухудшение конкурентных позиций отечественного производителя перед иностранным, что приведет к росту импорта, ухудшению торгового баланса и окончательно похоронит инвестиции программы ГПФИИР, сделанные в обрабатывающую отрасль.

Низкая инфляция и стабильный тенге вроде важны, ведь «очевидно», что номинальный курс определяет стоимость товаров; бизнес и население убеждены, что именно номинальный курс определяет их благосостояние. То, что сильный тенге подрывает экономику, и вообще политика сильной валюты реализуема только для стран с высокой долей капитального счета в платежном балансе, значительной распространенностью своей валюты в мировой торговле и со значительным экспортом, выпадает из внимания и понимания.

Приватизация вообще не приведет к росту конкуренции. В сложившейся олигопольной экономике приватизируемые активы не имеют значительной ценности. Активы, которые были созданы несколько лет назад, неинтересны ключевым игрокам – им достаточно того, что государственный конкурент просто уйдет с рынка. Активы, которые остались в государственной собственности после нескольких волн приватизации, тем более не интересны. Уже очевидно, что в текущих макроэкономических условиях инвестиции в страну не идут, а приватизация, то есть покупка государственных компаний частным сектором тоже является инвестициями.

Таким образом, без принципиальной смены государственной политики кризис в экономике Казахстана неизбежен. Подчеркну, что кризис еще не начался, мы стоим на его пороге, и чем раньше начнутся изменения, тем быстрее восстановится экономика.

Предлагаемая политика

1.    Слабый, очень слабый тенге. Высокие накопления.

2.    Защита внутреннего рынка. Дешевый и качественный неторгуемый сектор (инфраструктура).

3.    Активная маркетинговая поддержка экспорта.

4.    Изменение общественных ценностей и ожиданий

Такая политика потребует существенных изменений в структуре управления экономикой.

1.    Переход к системности, комплексности и макроэкономичности.

2.    Изменение структуры правительства.

3.    Пересмотр методов государственного участия в экономике. Расформирование национальных холдингов.

4.    Активное управление информационным пространством. Перестройка идей и общепринятых ценностей.

Для реализации вышеперечисленного вполне достаточно существующих средств Национального фонда, более того, его использование резко упадет уже в 2018-2019, а с 2020 начнется активное пополнение золотовалютных резервов страны.

Предлагаемая политика качественно изменит экономический ландшафт, в результате чего многие текущие проблемы и противоречия, которые сегодня трудно решаются, резко снизят свою актуальность или сами по себе исчезнут. В этой политике те особенности структуры казахстанской экономики, которые сегодня мешают ее развитию, станут конкурентными преимуществами, повышающими ее эффективность.

Меры требуют ряда институциональных изменений и пересмотра текущей системы государственного управления, поддержки бизнеса, налогообложения, таможенного регулирования, принципов государственного финансирования и, разумеется, пересмотра социальной и информационной политики. Все компоненты этой системы должны трансформироваться слаженно и гармонично.

Действия и тактические задачи имеют различные периоды реализации: часть задач может быть выполнена быстро, часть может быть решена в течение одного-трех лет, в зависимости от законодательных ограничений и масштабов изменений. В связи с этим ключевым вопросом становится своевременность, тайминг, все меры могут быть воплощены в течение трех лет, но результаты будут формироваться и проявляться на протяжении последующего десятилетия…

Новая политика требует и дает возможность конструктивному изменению формата общественного договора и формированию новой национальной идеи. Такое изменение давно назрело в связи с резким и качественным естественным изменением самого общества, его ожиданий и установок, так что этот процесс является неизбежным и вопрос стоит только в управляемости процесса и извлечения из него выгод для общества и государства. Об этом я напишу отдельно, в следующей части.

Указанные предложения не могут быть реализованы немедленно, это план на несколько лет, но начинать необходимо сейчас. В разных сегментах и направлениях плана процессы будут протекать с разной скоростью: где-то быстрее - например, в монетарной политике, где-то медленнее – в информационной и экспортной политике. Тем не менее при гармоничном и сбалансированном подходе фундамент сформируется уже через полтора – два года, а через три года можно будет увидеть первые результаты качественно новой экономики.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить