Джобс наоборот: вредные советы начинающим бизнесменам

7619

Когда вы встретите на улице, в офисе или банке человека в джинсах, черной водолазке и круглых очках – знайте: перед вами, скорее всего, мечтательный стартапер

Кадр из фильма "Стив Джобс"

Я не являюсь специалистом по стартапам, но в силу работы в консалтинге постоянно сталкиваюсь с молодыми ребятами, запускающими новый бизнес. Им хочется получить дельные советы, пообщаться с опытными бизнесменами, «поймать инсайд». Поначалу я просто отмахивался от них, говоря, что стартап - не мой профиль. Но с каждой новой встречей мой багаж кейсов рос. И теперь я уже могу рассказать о нескольких типичных ошибках начинающего бизнеса. С юмором.

Какие же бывают проекты и что делать, чтобы с большей долей вероятности ваш стартап прогорел?

Стартап в себе

Эта идея настолько крутая, что хозяин даже не может стройно выразить ее. Он может увлеченно извлекать из себя массу информации, по которой постороннему человеку очень трудно понять структуру проекта. Даже после пары часов общения с таким бизнесменом не получается понять суть стартапа. Смешнее всего выглядит попытка пересказать встречу своим партнерам по бизнесу.

Совет: запуская новый проект, ни в коем случае даже не задумывайтесь над визуализацией и формализацией своих идей. Никаких стройных концепций! Презентации? Это для слабаков! Ваш гений и так приведет вас к успеху!

Хорошее - враг великого, или Мы сделаем гениальный продукт

По мнению автора проекта, все сразу захотят его творение как продукт высших умов планеты. Просто придут и встанут в километровую очередь за ним. Все же видели такие примеры в жизни. Все знают, как великий Стив придумал смартфон, планшет, ноутбук и все его купили. А то, что до этого он и его компания совершили множество проб и ошибок - не в счет. Более того, большинство стартаперов не знают о проблемах и вызовах на этапе роста у почитаемых ими идолов.

Совет: не идите ни на какие компромиссы. Никаких компромиссов между ценой, сроками и качеством! Только всё сразу и на 100%, только хардкор! И когда вам будут говорить, что у ведущих продуктов есть недостатки - не верьте. Это они хотят сбить вас с вашего великого пути.

Продажи на финале

Хозяин свято верит, что продавать можно только самую финальную и многократно проверенную версию продукта. Вот когда отполируем поверхность, тогда будем продавать. Но стартапер не учитывает, что этот подход, который приемлем для больших корпораций, не совсем подходит для нового проекта. У ТНК есть смежные продукты, есть денежный буфер, выстроенная система маркетинга и продаж. Что есть у стартапера? Энтузиазм, идея, возможно, соратники и ограниченный бюджет. Продажи на уровне «практически готово» дают обратную связь, дают поступление финансов, приносят реальный опыт в стартап.

Совет: никаких продаж до конца проекта! Вы же не хотите испортить имидж проекта. Вы творец, а не торгаш! А то, что Стив продал первые компьютеры, даже не имея их физически - это мелочи.

Инвестор спасёт

О эта святая вера в добрых, честных и бескорыстных инвесторов! Где-то рядом обязательно бродят толстосумы, которые жаждут вложить деньги в сырые идеи. При этом они будут согласны не лезть в управление компанией и, конечно, отдадут стартаперу деньги без контрольного пакета, а про простое большинство даже не будут задумываться. Святые люди.

Совет: если на горизонте появится потенциальный инвестор, сразу же соглашайтесь на все их условия и без раздумий заключайте партнерство. Не бойтесь, никто не захочет отобрать ваш бизнес! А то, что Стива «ушли» из своей компании… Да брешут.

Конкурентов нет

Наивная вера, а иногда и неспособность здраво оценить окружение играет злую шутку со стартаперами. Во-первых, может быть, конкурентов нет, потому что этот сегмент не интересен потребителю. В нашем городе никто не продает сладкие печеньки с зирой. Вот это будет бомба! Все захотят есть по утрам печеньки с зирой.

Во-вторых, возможно прямых конкурентов и нет, но косвенные не захотят расставаться со своими клиентами, бюджетам, каналами просто так.  Посмотрите, как Uber встречают классические автопарки.

Совет: не забивайте себе голову исследованиями конкурентной среды. Кто они такие по сравнению с вашей идеей?

Тесты нам не нужны

Недооценка важности для стартапа - проводить тестовые замеры. Молодые ребята строят интернет-магазин. На предложение сделать несколько тестовых дизайнов и обкатать их на фокус-группах отвечают отказом. «Мы сами знаем, что будет вкуснее».

Совет: не проводите никаких опросов, наблюдений, сравнений. Зачем вам тесты, если вы и так все знаете! Идешь на рыбалку - бери то что нравится тебе, а не рыбе.

Какой такой павлин-мавлин, то есть, прототип?

Пункт очень близкий ко второму и третьему. На предложение развивать стартап поступательно, переходя от одного более-менее успешного прототипа к следующему, накапливая компетенцию, встречаешь практически негодование: «Воровать - так миллиард, жениться - так на королеве!». Теория прототипирования не очень жалуема в среде стартаперов.

Совет: если уж запускать новый проект, то такой, чтобы Билл Гейтс от зависти позеленел! На меньшее не соглашайтесь.

Если говорить серьезно, то ни один из этих пунктов не претендует на истину в последней инстанции. И можно привести не один пример международных стартапов, которые ломали стереотипы и добивались колоссального успеха. Но успешных стартапов единицы, а неуспешных, которые пошли ва-банк - миллионы.

Не уверен - не обгоняй. Определите, что для вас важнее: запустить стабильный бизнес с задачей выживания в долгосрочном периоде, или яркая вспышка с многомиллиардными оборотами и последующим банкротством. Под выбранную концепцию и стройте развитие своего стартапа.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить