Что получит экономика Казахстана от новой волны приватизации

12428

Нынешняя волна масштабного разгосударствления, помимо доходов от продажи госкомпаний, может стать той самой волшебной палочкой-выручалочкой, которая изменит жизнь к лучшему. Но случится ли это? Ответ на этот вопрос, как выясняется, не является риторическим

Фото: © Depositphotos.com/pressmaster

Стране нужны большие деньги и мощные «локомотивы»

Начнем с того, что без приватизации такого размаха сегодня никак не обойтись. Ресурсы внутреннего рынка капитала довольно ограничены, а регулярная государственная поддержка и субсидирование отраслей в экономике не способствует развитию рыночных механизмов. Между тем амбициозные и вполне достижимые цели, сформулированные в стратегиях развития ведущих национальных компаний, отвечающих за развитие нефтегазового, энергетического, железнодорожного секторов и атомной промышленности, требуют огромных инвестиций. Средства же для них могут быть получены только на международных рынках капитала. Вместе с тем, для удовлетворения растущей потребности в долговом финансировании этим компаниям в том числе необходимо увеличивать и свою акционерную стоимость. А это в свою очередь требует приватизации с привлечением инвесторов международного масштаба.

Напомним, что в роли таких «локомотивов» отечественной экономики выступают нацкомпании «КазМунайГаз», «Казахстан темир жолы», «Казатомпром» и энергетический холдинг «Самрук-Энерго», имеющие огромный потенциал роста. К примеру, «КазМунайГаз» к 2025 намеревается войти в число 30 крупнейших нефтегазовых компаний мира по объемам коммерческой добычи нефти и конденсата. При этом целевая бизнес-модель компании формируется с учетом результатов программы приватизации. «Казахстан темир жолы» ставит задачу в своей стратегии развития до 2025 стать результативной и инновационной транспортно-логистической компанией, действующей в соответствии с передовым опытом ведения бизнеса. Ей в качестве национального логистического оператора предстоит увеличить транзитные перевозки через Казахстан к 2020 в два раза, а к 2050 - в 10 раз, для чего, естественно, потребуется значительный рост акционерной стоимости и привлечение масштабных инвестиций.

«Казатомпром» в своей стратегии до 2025 планирует сохранить уже достигнутые лидирующие позиции в мире по добыче природного урана с диверсификацией бизнеса во все последующие стадии дореакторного ядерно-топливного цикла и получением доступа к услугам по конверсии, обогащению и фабрикации ядерного топлива для АЭС. А «Самрук-Энерго» в ближайшее десятилетие намеревается увеличить акционерную стоимость вдвое, стать лидером в инновационном развитии с долей возобновляемых источников энергии в структуре мощностей до 10% и на рынке угля, не говоря уже об укреплении лидирующих позиций на отечественном рынке электроэнергии и мощности с выходом на экспортные направления.

Напомним и о том, что в плане нации «100 конкретных шагов» поставлена задача создать в приоритетных секторах экономики совместные предприятия с «якорными» инвесторами – международными стратегическими партнерами по примеру «Тенгизшевройл», «Эйр Астаны» и завода по строительству локомотивов «КТЖ». А «Стратегия-2050» вообще ставит задачу к 2050 полного обновления производственных активов Казахстана в соответствии с новейшими технологическими стандартами! И если за годы независимости было привлечено прямых иностранных инвестиций на общую сумму более $200 млрд, то в ближайшее десятилетие потребуются вполне сопоставимые вливания, чтобы поддерживать рост экономики и проводить ее структурные реформы.

Саян Комбаров.
Саян Комбаров.

С тем, что приватизация окажет благотворное влияние на «голубые фишки» казахстанской экономики, согласны и эксперты. Экономист Саян Комбаров, финансовый директор ТОО "Эковатт", подчеркивает, что «передача государственной собственности в частный сектор приведет к притоку частных инвестиций в наиболее привлекательные, конкурентные и прибыльные отрасли промышленности. Это снизит нагрузку на бюджет, приведет к повышению эффективности эксплуатации активов, диверсификации источников капитала, развитию фондового рынка». Безусловно, должно измениться и государство – ему, по мнению эксперта, надлежит «обеспечить беспрекословное уважение законодательства РК в части защиты прав собственности, соблюдения контрактов, защиты жизни и здоровья граждан, охраны природы, национальной безопасности и независимости РК».

Действительно, нынешняя масштабная приватизация является ключевым элементом системной трансформации отечественной экономики, предусмотренной в стратегических документах развития РК. И государство здесь не является сторонним наблюдателем. Помимо развития сугубо рыночных компонентов экономики – рынка капитала на базе Международного финансового центра «Астана» (площадки для планируемых IPO упомянутых нацкомпаний), корпоративного управления, конкуренции, - ему предстоит снять ограничения на приватизацию объектов госсектора, сократить перечень стратегических объектов,  не подлежащих приватизации, обеспечить свободный доступ отечественных и иностранных инвесторов к размещению акций на фондовом рынке и открытым аукционам, покончить с искусственным регулированием цен.

Айдархан Кусаинов.
Айдархан Кусаинов.

Эксперты указывают также, что после приватизации прошедшие через нее компании должны стать «иконами» лучшего стиля ведения дел в бизнесе. Г-н Комбаров полагает, что «все приватизированные на таких принципах компании в дальнейшем должны стать объектами торговли на рынках капитала, что потребует соблюдения лучших принципов корпоративного управления, в условиях конкуренции и подотчетности менеджмента перед акционерами, кредиторами, регуляторами и обществом». С другой стороны, экспертами высказываются вполне резонные опасения в том, что приватизационная кампания может пойти не по задуманному сценарию и не оправдать возлагаемые на нее ожидания под влиянием самых разных факторов. Так, Айдархан Кусаинов, директор компании «Almagest», предупреждает, что «в таких условиях и по имеющимся данным невозможно оценивать последствия приватизации».

Маркетинг по-крупному и на десятилетия

В любом случае, процесс системной трансформации казахстанской экономики уже запущен, и тон здесь, конечно же, задает ФНБ «Самрук-Казына», играющий в ней ключевую роль. Программа его трансформации была запущена в октябре 2014, ее реализация идет полным ходом, охватывая помимо самого ФНБ, еще и 6 национальных компаний. Как подчеркнул глава государства в своем выступлении на форуме по запуску этой программы, «усилия должны быть направлены на создание новой стоимости компаний фонда». Для этого ФНБ должен перейти с позиции администратора активов, переданных государством, к роли активного инвестора, увеличивающего стоимость группы его компаний. И приватизация играет здесь ключевую роль, так как необходимо привлечь внешних инвесторов наряду с выводом непрофильных активов из портфеля ФНБ.

По мнению г-на Комбарова, ФНБ «Самрук-Казына» «должен максимально трансформироваться в более гибкую, коммерчески устойчивую рыночную структуру, которая подчиняется не политическим, а экономическим принципам управления». Для этого, полагает эксперт, «предстоит радикально снизить раздутые бюрократические и административные затраты и ликвидировать виды деятельности, которые уничтожают все формы капитала». В итоге ФНБ «сможет достичь тех декларативных целей, ради которых он создавался, создавать долговременную стоимость и благотворно способствовать социальному и политическому равновесию общества». Г-н Кусаинов полагает, что «формальная (бухгалтерская) эффективность фонда вырастет. Улучшатся всякие коэффициенты и т.д., потому что пока идет все в формате «сбросить балласт». Однако эксперт предупреждает, что «это будет краткосрочный эффект на год или на два, пока будут отражаться балансовые движения активов, пассивов».

Как бы то ни было, для достижения этой стратегической цели необходимо решить задачу оптимизации активов госхолдингов (помимо ФНБ «Самрук-Казына», в приватизации участвуют НУХ «Байтерек» и «КазАгро») в рамках их трансформации. Поскольку речь идет о масштабной распродаже активов, которая уже набирает обороты, то вполне естественно, что у их продавца, в роли которого в конечном счете выступает государство, возникает потребность в грамотном маркетинге, нацеленном на отечественных и зарубежных инвесторов для максимизации спроса на выставляемые для продажи объекты. По мнению экспертов, подходы здесь могут быть самые разные. Так, г-н Кусаинов утверждает, что «если цель сбросить балласт - то нужно бесплатно передавать в управление, дарить, продавать в рассрочку. Если цель фискальная - то нужно делать предпродажную подготовку, в том числе через изменение регулирования и через маркетинг. Если цель повышение эффективности рынка и конкуренции в среде, то нужно работать над регулированием внутристранового конкурентного законодательства, а не над отраслевым регулированием. Если цель привлечь деньги, то нужно работать над корпоративными соглашениями и четче озвучивать отраслевые стратегии самого фонда». Г-н Комбаров подчеркивает: «Необходимо четкое публичное разъяснение правил и принципов приватизации, общедоступное раскрытие перечня приватизируемых компаний, активов и объектов и оценка их справедливой рыночной стоимости».

Айдан Карибжанов.
Айдан Карибжанов.

Глава Visor Holding, инвестиционный банкир Айдан Карибжанов предупреждает: «С одной стороны заманчиво встроиться в производственную цепочку какой-нибудь естественной монополии и получать ренту. Но есть много «но». Предположим, что её менеджмент дружественный на сегодня, но в государственной компании все же может поменяться? Не говоря уже про более серьёзные изменения на уровне государства. В один момент ситуация может перевернуться, и инвестиция станет критически зависимой и слабой». Отсюда вполне логично вытекает рассуждение эксперта о том, что «такая вероятность подразумевает требование значительного дисконта при покупке. Готово ли государство или госхолдинги предоставлять такой дисконт? Как воспримет это общественное мнение? Однозначно плохо. А не будут ли оспорены результаты этой приватизации, если поменяется сама власть или подходы существующей власти?»

Директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов полагает, что в результате приватизации не все госкомпании будут переданы в рыночную среду. По его мнению, в собственности государства останутся три их типа - стратегические, убыточные и созданные под конкретные задачи с изначальным отсутствием смысла в их продаже.

Олжас Худайбергенов.
Олжас Худайбергенов.

На такой случай при отсутствии спроса на ряд государственных активов вполне стоит рассмотреть следующее предложение г-на Карибжанова: «Устроить самую стоящую приватизацию в стиле Чубайса начала девяностых. Все равно государство на продаже денег не заработает. Надо дать возможность покупать эти активы людям. Все понимают, что денег у них нет. Значит, пусть покупают за ваучеры. Не устраивать им ограничений в виде инвестфондов и т.д. Хочешь - скупай ваучеры, хочешь - продавай или меняй. Если уж продавать госактивы за копейки - пусть это людям достаётся, а не приближенным к госменеджменту». По мнению эксперта, такой подход «позволит оживит экономическую жизнь среднего класса, и так придавленного девальвацией и эрозией пенсионных накоплений. Придаст импульс полуживым брокерам и фондовой бирже. Даст возможность разбогатеть активным молодым предпринимателям. Также с точки зрения корпоративного управления создаст огромное позитивное давление «снизу».

Что ж, распродажа такого большого числа участников рынка и в самом деле дело непростое. Ключевую роль здесь играет, конечно же, предпродажная подготовка объектов с их обоснованной оценкой, занимающей немалое время и требующей расходов на оплату труда оценщиков-консультантов. Как показывает опыт и Казахстана, и других стран, в том числе и развитых, цена конкретного актива становится объектом ожесточенных дебатов не только между представителями госсектора и инвесторами, но и острой общественной полемики с участием политиков, экспертов и широкой общественности.

Отдельная тема здесь – подготовка «голубых фишек» к выходу на IPO, в чем уже сумели убедиться казахстанцы на примере нацкомпаний «КазТрансОйл» и «KEGOC». И, конечно же, особая роль отводится выбору механизма реализации госактива. Ведь таких механизмов предусмотрено немало – публичное размещение (IPO/SPO), прямая адресная продажа активов стратегическому инвестору, электронный конкурс и аукцион, открытый двухэтапный конкурс в отношении активов, имеющих стратегическое значение и активов, затрагивающих вопросы национальной безопасности, государственно-частное партнерство (концессия, контракты на управление). Добавим также необходимость широкомасштабной PR-кампании по приватизации, проведения Road-show крупных компаний и других направлений информирования инвесторов и широкой общественности.

Безусловно, сведение воедино столь разных аспектов приватизации, - дело непростое.

Ключевым узлом здесь будет являться эффективная координация действий различных сторон, учет мнений комиссий отраслевых компаний и независимых консультантов. Именно поэтому, создание проектных офисов по приватизации и передаче активов квазигосударственного сектора в конкурентную среду при госхолдингах ФНБ «Самрук-Казына», «КазАгро» и «Байтерек» является вполне закономерным шагом. Также логичным является и рассмотрение предложений проектных офисов Госкомиссией по вопросам модернизации РК, которая выступает в данном бюрократическом процессе последней инстанцией. И, хотя такая ступенчатая схема подготовки окончательных решений требует времени, даже в нынешних быстро меняющихся условиях рынка она все же выглядит единственно верной – ведь все мы заинтересованы не в сиюминутном, а долгосрочном эффекте от столь масштабной приватизации.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить