Что казахстанский бизнес не устраивает в налоговых проверках

9905

Эксперты выяснили, как предприниматели реагируют на работу фискальных органов в период пандемии

ФОТО: © pixabay.com

PwC провела масштабный опрос представителей крупного бизнеса в Казахстане и отдельных странах СНГ и Центральной и Восточной Европы (далее - регион) с целью выявить основные тенденции и проблемные вопросы, которые возникают при проведении налоговых проверок в период пандемии. Опрос проводился с января по март 2021 года. Активность респондентов в Казахстане и в указанном регионе можно оценить как готовность представителей крупного бизнеса давать обратную связь на работу налоговых органов.

Опрос PwC дал возможность представителям крупного бизнеса поделиться личным опытом взаимоотношений с налоговыми службами. Всего в опросе приняло участие 872 респондента. В фокусе размышлений оказались темы налоговых проверок, обжалование налоговых проверок, возвраты налогов, а также влияние пандемии COVID-19 на взаимоотношения с налоговыми органами.

Как итог можно сразу обозначить, что доля респондентов, недовольных работой налоговой службой, в Казахстане ниже, чем в других странах, принимавших участие в опросе.

Согласно результатам опроса, крупный бизнес недоволен большим объемом документов и информации, запрашиваемым налоговыми службами для проведения проверок (так считает 49% опрошенных в регионе). Тогда как в Казахстане аналогичный показатель составил лишь 11%. 

Бизнесмены в Казахстане не согласны с тем, что в стране отсутствует единый подход к схожим транзакциям (21%). По региону этот показатель достиг 35%.

Оптимистично можно оценить тот факт, что в Казахстане налоговики прислушиваются к аргументам налогоплательщиков во время проверки. Так, 44% респондентов ответили, что финальный акт проверки был изменен в связи с доводами и комментариями, которые были предоставлены налоговой службе. Тогда как региональные результаты по аналогичному критерию составили лишь 33%.

Отметим, что в Казахстане доля респондентов, которые обжаловали налоговые претензии в части трансфертного ценообразования, в разы выше, чем в остальных странах региона. В частности, 15% казахстанских респондентов обжаловали претензии в досудебном порядке против 5% по региону, а в рамках судебного разбирательства - 8% против 4%.

Эксперты уже оценили эти факты как положительные сигналы. Активность респондентов по защите своих интересов в отдельном техническом вопросе, как минимум, говорит о том, что казахстанские налогоплательщики доверяют механизмам оспаривания налоговых претензий по вопросам трансфертного ценообразования.

Однако опрос показал, что казахстанская система досудебного обжалования актов проверки не вызывает большого доверия у крупного бизнеса. Так, половина казахстанских респондентов, которые не обжаловали результаты проверок в налоговых органах, ответили, что причиной послужило недоверие к результативности обжалования. Итоговые показатель по региону составил лишь 13%.

Тема возврата налогов (НДС, КПН с доходов нерезидентов) также вызвала большую дискуссию у участников опроса.

Вопрос возврата НДС очень болезненный для крупного бизнеса. Знаем, что решался вопрос возврата накопленного НДС по геологоразведке и строительству, но, видимо, требуют дальнейшего развития идеи, которые налоговые органы хотели внедрить до карантина (горизонтальный мониторинг, специальные счета НДС). В любом случае нормы, закрепленные в Налоговом кодексе, должны реально работать, а возвраты должны предоставляться для дальнейшего развития бизнеса.

Нельзя не упомянуть и КПН с доходов нерезидентов. Как показывает практика, вопросы администрирования налогообложения нерезидентов, в том числе и вопрос возврата КПН с нерезидентов последние два года вызывают устойчивый резонанс в бизнес-среде и непринятие позиции налогового органа.

Так вот, в Казахстане 75% респондентов, обратившихся за возвратом налогов, не получили его. Эта цифра практически обратно пропорциональна этому же показателю по всему региону. В итоговом отчете отражено, что в респонденты в странах региона (72% налогоплательщиков), обратившихся за возвратом НДС, получили его. Разница достаточно внушительная. Можно, конечно, дать скидку на то, что в разных странах разные требования к возврату, однако цифры говорят сами за себя.

Половина казахстанских респондентов отметила скачок в переходе на цифровизацию при проведении налоговых проверок в связи с пандемией COVID-19. Так, проверяющие дистанционно проводили видеозвонки, запрашивали документы, принимали их по электронной почте. В региональном отчете этот показатель ниже и составил 37%, что еще раз подтверждает более адаптивный подход казахстанских налоговых органов. Мы полагаем, что опыт дистанционного налогового контроля должен и дальше внедряться налоговыми органами. Это поможет снизить риски неформального общения, эффективнее документировать ход проверки. Безусловно, для этого должны использоваться защищенные каналы связи и единые процедуры проведения дистанционной проверки.

Результаты опроса были представлены Комитету государственных доходов РК.

«Опрос, проведенный PwC, показал результаты нашей работы с точки зрения бизнес-сообщества. Он помог нам определить вопросы, на которые комитет должен обратить дополнительное внимание при проведении налоговых проверок крупного бизнеса», - отметил председатель КГД Министерства финансов РК Али Алтынбаев.

Также глава КГД Минфина РК остановился на некоторых деталях проведенного опроса и прокомментировал их более подробно.

Касательно возврата НДС

«Действительно, прошлый 2020 год был очень серьезным испытанием для Комитета государственных доходов в связи с глобальным экономическим кризисом, падением цен на нефть, локдауном из-за COVID-19. Что также сказалось и на задержках возврата НДС для налогоплательщиков. Но уже в начале 2021 года комитет полностью выполнил свои обязательства перед налогоплательщиками по возврату НДС и в настоящее время возврат осуществляется в рамках согласованных графиков», - заявил Али Алтынбаев. 

В отношении КПН с доходов нерезидентов

«При толковании норм Конвенции об избежании двойного налогообложения, а также при налоговом администрировании КПН с нерезидентом комитет помимо позиции компетентного органа (МФ) рассматривает мнение экспертов ОЭСР и комментарии к Модельной конвенции ОЭСР.

В данном направлении КГД готов к конструктивному диалогу с бизнес-сообществом, в рамках различных диалоговых площадок. Все острые вопросы обсуждаются и прорабатываются в рамках рабочих групп с представителями ассоциации «Казахстанский совет иностранных инвесторов», ОЮЛ «Ассоциация налогоплательщиков Казахстана», НПП «Атамекен», - добавил руководитель Комитета. 

В отношении вопросов по досудебному обжалованию актов проверки

«Согласно текущему законодательству налогоплательщикам предоставляется право подавать до окончания налоговой проверки письменные возражения на предварительные результаты налоговых проверок. Основной целью является досудебное урегулирование налоговых споров внутри налоговых органов, а также повышение качества проводимых налоговых проверок.

В свою очередь для налогоплательщиков это является не затратным механизмом, при котором налоговые органы выражают окончательную позицию по спорному вопросу, при этом выявляют и исправляют ошибки внутри системы или инициируют методологические изменения.

Кроме того, в настоящее время в целях избежания конфликта интересов функция по рассмотрению жалоб на уведомления о результатах проверок передана в уполномоченный орган (МФ). При данном органе создана апелляционная комиссия, в состав которой включены представители государственных органов (МНЭ РК, МФ РК, КГД МФ РК) и национальной палаты предпринимателей «Атамекен». При этом апелляционная комиссия независима от органа, чье уведомление обжалуется, то есть члены такой комиссии располагают свободой при принятии решений. Решение по вопросам жалобы принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании. Если есть предложения по совершенствованию данного инструмента, они будут направлены в уполномоченный орган.

Также хотел отметить, что Комитет государственных доходов не стоит на месте, а изучает лучший мировой опыт в области налогового администрирования и реализует его в Казахстане. Одним из таких примеров может являться пилотный проект по горизонтальному мониторингу, который направлен на снижение налоговых неопределенностей и налоговых рисков для налогоплательщиков.

Горизонтальный мониторинг – новый формат налогового администрирования, который осуществляется путем информационного взаимодействия между налогоплательщиком и органами государственных доходов в режиме реального времени в целях своевременного реагирования и предупреждения осуществления рисковых операций. Он замещает традиционный постконтроль (документальные проверки налоговой отчетности) предварительным контролем – согласованием всех спорных налоговых позиций до подготовки отчетности. Данный инструмент в настоящее время в пилотном режиме внедряется в различных компаниях.

Хочу отметить, что в эпоху цифровизации нам неизбежно придется совершенствовать работу в данном направлении», - заверил чиновник.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить