Что даст бизнесу вступление Казахстана в ОЭСР

16875

Почему Казахстан стремится в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), рассказала в интервью Forbes.kz заместитель директора Центра исследования правовой политики (LPRC) Татьяна Зинович

Фото: belgoturk.tv

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. На долю 34 стран-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП. Негласно ОСЭР считается этаким закрытым клубом самых развитых стран мира.

Татьяна Зинович.

F: Татьяна, давайте начнем с основ: зачем в международной политике необходимо связывать принципы демократии со свободной рыночной экономикой?

- Взаимоотношения между экономическим ростом и развитием демократии политологи и экономисты исследовали, начиная с 60-х годов прошлого века. Сегодня ведущие экономисты сходятся во мнении, основанном на эмпирических исследованиях, что для устойчивого экономического роста необходимо наличие «институтов политической подотчётности» - в частности, контроль над исполнительной властью, независимость судебной системы, свобода прессы, независимость частного сектора, которые являются основой демократической системы управления.

Более того, установлено, что экономический рост тесно взаимосвязан с развитием экономических свобод и прав человека.  В противном случае систематическое нарушение прав человека ведет к социальной нестабильности и различного рода конфликтам, которые имеют обширные экономические последствия. Поэтому ведущие международные экономические организации, такие как Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, и ОЭСР, продвигая экономический рост и социальные показатели, включают в свои программы задачи развития демократических институтов.

F: Что может дать Казахстану вступление в ОЭСР?

- Членство в этой организации предоставляет возможность доступа к лучшей практике государственного управления и внедрения передовых стандартов, способствует повышению инвестиционной привлекательности страны и снижению стоимости привлечения финансовых ресурсов за рубежом.

Обзор стран, прошедших определенные реформы для вступления в ОЭСР, показывает улучшение макроэномических показателей, в частности, объемов товарооборота. Также улучшаются показатели по вопросам прозрачности правительства в принятия решений. Улучшения отмечаются и по неэкономическим показателям. Тем самым, реформы государства, связанные с членством в ОЭСР, могут в целом улучшить благосостояние и повысить уровень жизни населения Казахстана. 

F: Прилагает ли Казахстан усилия для вступления в организацию?

- Казахстан стремится получить статус постоянного наблюдателя в четырех комитетах ОЭСР (Комитет по инвестициям, Комитет по политике в области образования, Комитет по сельскому хозяйству и Комитет по промышленности, инновациями предпринимательству). Для получения статуса полноценного участника необходимо привести законодательство РК в соответствие со стандартами ОЭСР. Что касается полного членства в ОЭСР, то для этого необходимо получить приглашение от самой организации, которого у Казахстана пока нет.

Сейчас сотрудничество с ОЭСР включает участие республики в программе конкурентоспособности ОЭСР - Евразия, которая работает со странами в регионе, чтобы помочь им раскрыть свой потенциал экономического развития и роста занятости населения.

Казахстан также участвует в сети ОЭСР по борьбе с коррупцией для Восточной Европы и Центральной Азии, является членом Целевой группы по осуществлению Программы действий по окружающей среде (EAP Task Force) и является членом Глобального форума по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения.

F: Какие преграды, на ваш взгляд, существуют для нашего вступления в ОЭСР сегодня?

- Процесс вступления является очень долгим, и пока для Казахстана формально еще не начался. Предварительным условием для приглашения является соблюдение трех основных критериев: открытая экономика, плюралистическая демократия и уважение прав человека.

На данном этапе, конечно, в отношении Казахстана встают вопросы по неэкономическим показателям: независимость судов, справедливая деятельность правоохранительных органов, неразвитая система административной юстиции, отсутствие доступа к информации, отсутствие эффективных средств защиты нарушенных прав человека, слабый статус правозащитных институтов и ограниченное участие гражданского общества в процессе формирования политики.

Правительство, безусловно, предпринимает определенные меры по этим направлениям, но что касается эффективной защиты прав человека, они носят половинчатый или формальный характер. Для получения положительной оценки по этим вопросам, необходимой для членства в ОЭСР, государству необходимо продемонстрировать реальные изменения не только в законодательстве, но и в правоприменительной практике.

F: Какие шаги, на ваш взгляд должен предпринять Казахстан для ускорения процесса?

- В 2005 ОЭСР предложила Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией для ряда постсоветских стран, включая Казахстан. В 2011 по итогам второго раунда мониторинга Казахстан выполнил 8 рекомендаций полностью, 12 в основном, 11 частично и 2 рекомендации не выполнил. Всего из 34 рекомендаций были обновлены рейтинги по 15 рекомендациям. Кроме того, в отчет было включено 17 новых или обновленных рекомендаций.

Третий раунд мониторинга прошел в первой половине этого года, и его результаты будут обнародованы ОЭСР в октябре 2014. 

Эта сухая статистика цифр демонстрирует, что Казахстан поэтапно, хотя не достаточно быстро движется к выполнению большинства рекомендаций. Рабочая группа ООН, разработавшая Руководящие принципы ООН в сфере предпринимательской деятельности в аспекте прав человека, настоятельно призывает все государства разрабатывать, осуществлять и совершенствовать Национальные планы в этой области. 

Наш Центр при поддержке правительства Великобритании, в лице посольства Великобритании в РК сейчас работает над проектом внедрения положений Руководящих принципов ООН о предпринимательской деятельности в аспекте прав человека в процесс формирования государственной политики и предпринимательской практики в Казахстане. Целью как раз и является разработка проекта Национального плана действий, который обязательно будет учитывать рекомендации ОЭСР, высказанные в отношении Казахстана.

F: Какие обязательства, преимущества или трудности в связи со вступлением в ОЭСР могут появиться у отечественных бизнесменов?

- Изменения произойдут во многих законах, затрагивающих предпринимательскую деятельность: это и налоговое законодательство, и трудовое, и по охране окружающей среды, которые могут повлечь дополнительное бремя для предпринимательского сектора. Однако вместе с тем улучшатся вопросы защиты бизнеса посредством повышения доступа к информации, эффективности антикоррупционных мероприятий, средств правовой защиты. В целом эти изменения будут означать повышение стандартов качества товаров и услуг, а также защищенности самого бизнеса.

F: Подразумевает ли членство в организации какой-либо международный мониторинг предпринимательской среды?

- Членство ОЭСР предполагает, что государство постоянно находится под наблюдением посредством различных механизмов. Например, ОЭСР ведет ежегодный статистический анализ основных макроэкономических и социально-политических индикаторов. 

Далее, отдельные отраслевые комитеты могут проводить оценки соблюдения стандартов ОЭСР по определенным вопросам.  Страна-член должна придерживаться Дек­ла­рации ОЭСР о меж­ду­народ­ных ин­вести­ци­ях и транс­на­ци­ональ­ных кор­по­рациях, которые включают в себя Ру­ково­дящие прин­ци­пы ОЭСР для транс­на­ци­ональ­ных кор­по­раций. 

В рамках этих руководств существует процедура подачи и рассмотрения жалобы в отношении индивидуальных компаний любой заинтересованной стороной. В их числе профсоюзы и НПО, а также работники предприятия/компании, представители общин и отдельных лиц, которые испытали негативное влияние деятельности предприятия, нарушающие Руководящие принципы. Жалоба может быть подана либо в стране, где зарегистрирована компания, либо в стране, где осуществляется деятельность, если она является членом ОЭСР. 

F: Как вы считаете, введение дополнительных международных обязательств для бизнеса повлияет на конечную стоимость их продуктов и услуг? Иными словами, поднимут ли они свои цены в этой связи?

- Прямое воздействие членства в ОЭСР на формирование цен на товары и услуги, производимые в Казахстане, трудно прогнозировать. Однако выполнение рекомендаций отдельных комитетов ОЭСР, конечно, повлияет на регулятивные рамки, которые будут обеспечивать повышение стандартов. Будут ли меняться цены - это предстоит выяснить экономистам и отраслевым специалистам.

F: Повлияет ли членство в ОЭСР на принцип социальной ответственности бизнеса в Казахстане?

- Безусловно. Уже сейчас имеются рекомендации в отношении Казахстана по вопросам развития корпоративной социальной ответственности (КСО)  на основе оценки, проведенной в 2013. В частности, было отмечено, что общее понимание корпоративной социальной ответственности со стороны государственных органов и общественности в целом ограничивается понятием «благотворительности», что совсем не отражает сущности КСО. Были отмечены и проблемы в области прозрачности выплат со стороны компаний, которые поощряют развитие коррупции в стране.

Были сделаны рекомендации в области трудовых отношений, охраны окружающей среды и доступа к информации, находящейся под контролем государства. Одной из важных рекомендаций была разработка комплексной государственной стратегии по КСО, и назначение национального координатора по вопросу сотрудничества с ОЭСР. На наш взгляд, эти меры существенно повлияют на практику КСО в нашей стране.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить