Чего ждать Казахстану от Соглашения о расширенном партнерстве с ЕС

12654

Об основных пунктах Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС рассказал в эксклюзивном интервью Forbes.kz директор Департамента по Восточному партнерству, России, Центральной Азии, региональному сотрудничеству и ОБСЕ Европейской службы внешних действий Гуннар Виганд

Фото: thekievtimes.ua

8 раунд переговоров по новому Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и Европейским Союзом прошел с 9 по 12 сентября в Астане. Казахстанскую правительственную делегацию возглавлял вице-министр иностранных дел Алексей Волков, делегацию Европейского Союза – директор Департамента по Восточному партнерству, России, Центральной Азии, региональному сотрудничеству и ОБСЕ Европейской службы внешних действий Гуннар Виганд.

Фото: a1plus.am
Гуннар Виганд.

F: Господин Виганд, что меняет подписание Соглашения с Казахстаном?

- Казахстан является единственной страной в Центральной Азии, с которой ведутся переговоры по соглашению второго поколения. Это Соглашение расширяет и углубляет действующее сегодня Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное в 1995. Переговоры мы начали еще в 2011. За это время мы провели 8 раундов переговоров, и в результате у нас получилось такое соглашение, которое позволит нам учредить новую, гораздо лучшую базу для дальнейшего развития наших отношений.

Новое Соглашение покрывает 29 областей сотрудничества, включая такие важные области, как экономика, торговля и инвестиции. Мы, конечно же, не говорим о том, что между нами будет заключаться соглашение о свободной торговле, но раздел о торговле и инвестициях, который является частью нового Соглашения, значительно расширит рамки нашего взаимодействия в этой области и позволит хозяйствующим субъектам еще более проявить себя в них.

F: Какие еще сферы затрагивает этот документ?

В документе есть очень важные разделы по политическим вопросам, разделы, касающиеся правосудия, свободы и безопасности, верховенства закона, соблюдения и уважения прав человека и основных свобод, защиты персональных данных.

В части сотрудничества по управлению границами включена также наша готовность к возможному проведению переговоров по специальному Соглашению по реадмистии нелегальных мигрантов и облегчению визового режима.

Сюда также входят вопросы борьбы с отмыванием денег, незаконным оборотом наркотиков, организованной и киберпреступностью.

Это соглашение более современное и всеобъемлющее, отражает современные условия как в Казахстане, так и в Европейском Союзе. Оно является сигналом нашего доверия и желания продолжать развитие наших отношений. Мы завершили последний раунд переговоров, и думаю, что нет необходимости в дополнительных раундах.

Да, еще не решен ряд вопросов. Мы надеемся, что в ближайшие дни наши коллеги по торговым вопросам сумеют найти общие формулировки, чтобы мы в самое ближайшее время могли доработать текст таким образом, чтобы он был готов к парафированию (процедура подписания сторонами каждой страницы документа, что означает, что текст действительно соответствует тому, о чем договорились. - F). А вот подписание соглашения уже налагает на стороны определенные обязательства, и договор направляется на ратификацию. Поэтому о подписании пока речи не идет. Много месяцев пройдет до подписания. До этого нам нужно текст Соглашения перевести на все языки стран ЕС, провести юридическую, лингвистическую экспертизы, решить технические вопросы и мы надеемся, что эту работу можно будет завершить в ближайшее время с тем, чтобы парафирование могло состояться, возможно, в начале следующего года.

F: Как реализации Соглашения скажется на экономических отношениях? Возможно ли увеличение объема товарооборота между странами ЕС и РК? Изменится ли структура экспорта-импорта товаров? Возможно ли увеличение объема прямых иностранных инвестиций?

- Такие рамочные Соглашения позволяют нашим гражданам и компаниям воспользоваться новыми возможностями, которые открываются в его рамках. Но какие-то автоматические последствия – что это именно к этому приведет – не закладываются. Основная задача – консолидировать ту достаточно серьезную работу, взаимодействие, которое у нас сложилось. На сегодня Евросоюз является ведущим торговым и инвестиционным партнером Казахстана. В 2013 торговый оборот РК-ЕС составил $53,4 млрд. Объем внешней торговли Казахстана с Евросоюзом в первом полугодии 2014 составил $28,4 млрд, что соответствует 54,7% всего внешнеторгового оборота страны.

49% иностранного капитала в экономике Казахстана имеет европейское происхождение. За период с 1993 по первый квартал 2014 приток прямых инвестиций из стран ЕС в экономику Казахстана составил более $92,7 млрд (из привлеченных в целом  $189,7 млрд).

Это очень сильные показатели, но мы хотим их нарастить. Тот факт, что Соглашение в части торговли и инвестиций будет охватывать много областей, откроет новые возможности для торговли и инвестиций. Также там закладываются юридически обязывающие положения по системе разрешения споров, что должно еще более укрепить систему и внушить инвесторам еще больше уверенности. Это очень важная область, поскольку необходимо улучшить именно систему регулирования. Мы полагаем,  что в результате  рынок Казахстана станет еще более привлекательным, и еще больше компаний из Евросоюза придут в Казахстан. Мы также ожидаем, что увеличится число казахстанских компаний, которые придут на рынок ЕС. Но конкретно как-то количественно это измерить я, к сожалению, не могу.

F: Можно ли ожидать либерализации визового режима с Европейским Союзом для граждан Казахстана?

- Да, это Соглашение включает в себя возможность двигаться по направлению облегчения визового режима. Мы не говорим о либерализации, мы говорим именно об облегчении визового режима. Это означает, что мы сделаем более легким порядок получения визы из государств-членов ЕС. Возможно, не всем группам казахстанцев, а тем, кто часто ездит в Европу, станет легче получать Шенгенские визы. Возможно, визы будут выдаваться на более долгий срок. И также, возможно, будет идти речь о снижении стоимости визы.

Все эти вопросы нужно будет еще должным образом определить в ходе переговоров, на которые нам потребуется мандат. Но возможность идти в этом направлении уже заложена в Соглашении.

F: Повлияют ли на Казахстан санкции Евросоюза в отношении России?

- ЕС не вводил и не намеревается вводить какие-либо санкции, направленные против Казахстана. Таких намерений нет вообще.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мы ценим те усилия, которые предпринимал и предпринимает Казахстан и ряд других стран для деэскалации и урегулирования политического конфликта на Украине.

Санкции, которые Европейский союз применяет к России, направлены только на Россию и связаны с тем, что Россия аннексировала Крым и дестабилизирует ситуацию в Восточной Украине, поставляя туда вооружение, оборудование и боевиков. Но санкции не имеют никакого негативного воздействия на Казахстан, потому что мы намерены этим Соглашением еще более углубить и расширить потенциал взаимного сотрудничества как для граждан, так и для хозяйствующих субъектов наших стран.

Наша политика ограничений основана на том, что со стороны Российской Федерации имеется очевидное нарушение международного права, и это выражается, прежде всего, в аннексии Крыма и дестабилизации ситуации в Восточной Украине.

Наши меры имеют под собой четкое юридическое и правовое основание, в то время как ответные меры со стороны России такого правового основания не имеют.

Еще раз хочу подчеркнуть, что конкретные меры, которые были приняты (независимо того, касаются ли они товаров двойного назначения, сферы разведки, добычи нефти каких-то сопутствующих нефтегазовому сектору услуг или финансовых услуг), направлены исключительно против российских компаний, которые имеют отношения с рынком Евросоюза. То есть эффект от этих мер ограничен кругом российских физических и юридических лиц, которые на данный момент имеют дела с ЕС в плане рынка капитала.

Я не могу отрицать, что какой-то косвенный эффект (на экономику Казахстана – F) может быть, но что касается транзита и экспорта в Казахстан, здесь никаких препон и  ограничений. Доступ для ваших банков, для ваших перерабатывающих компаний тоже ни в коей мере не будет ограничиваться.

F: Членство Казахстана в Евразийском экономическом союзе с Россией относит нашу республику к числу рисковых стран для инвестиций ЕС?

- Мы не считаем Казахстан рисковой страной. Вы спросите лучше у наших компаний и банков, которые пришли на рынок Казахстана еще в 90-е, когда было гораздо больше рисков, чем сейчас.  Повторюсь, Казахстан не является для нас рисковой страной, поэтому мы и вкладываем сюда инвестиции. А доверие и уверенность в развитии и дальнейшем экономическом благополучии страны подтверждается тем фактом, что дорабатывается Соглашение. Это наш политический ответ на ваш вопрос.

Также хороший ответ на ваш вопрос – весомое присутствие европейских компаний в Казахстане. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить