Бодрый дисконт

9826

Казахстанцы покупают все больше свежих продуктов и начинают следить за скидками

Женщина от 25 лет, пополняющая домашние запасы в магазине раз в неделю или раз в месяц, – таков портрет современного потребителя. В 73% случаев решение о той или иной покупке товаров повседневного спроса принимает именно женщина. Эти цифры и данные озвучены компанией Nielsen на Первом Международном бизнес-саммите Retail Business Kazakhstan 2014.

Nielsen постоянно проводит замеры покупательской активности в современной торговле в городах с населением от 10 тыс. человек.

При выборе того или иного магазина покупатель ориентируется на множество факторов. Например, по данным Nielsen, алматинец на первые места ставит цену и возможность легко найти нужный товар, астанчанин – качество обслуживания и также легкодоступность необходимого продукта, а москвич – приятный опыт покупок и широкий ассортимент.

«Развитие современной торговли постепенно меняет привычки покупателей», – рассказывает управляющий директор «Nielsen Центральная Азия и Кавказ» Константин Локтев. Согласно его информации, сегодня 61% всех покупателей в Казахстане заходят в магазин раз в неделю или раз в месяц, чтобы пополнить свои домашние запасы. Такое покупательское поведение характерно для многих развитых стран мира, когда в супермаркет ездят по выходным, закупая продукты и бытовую химию на неделю или месяц вперед.

Казахстан уверенно движется в этом направлении, о чем говорят цифры: в феврале прошлого года редкие, но меткие набеги на магазин совершали 59% покупателей. То есть за год число «умных» потребителей увеличилось на 2%. С другой стороны, только 8% идут в магазин, чтобы купить продукты для приготовления пищи, тогда как в прошлом году их доля равнялась 12%. Это еще раз подтверждает тезис о том, что покупки совершаются реже, но в больших объемах, с запасом на несколько дней.

В пользу того, что покупатель становится разборчивым, говорит факт, что сегодня 1% людей заходят в магазин специально, чтобы приобрести акционные товары со скидками. Процент небольшой, но в прошлом году таковых потребителей совсем не было – 0%. Скидки начинают играть в жизни казахстанцев заметную роль.

Помимо скидок покупатель внимательнее стал изучать ценники на товарах, в чем свою роль сыграла февральская девальвация тенге. Если в феврале 2012 года 35% покупателей «не обязательно знали цены всех товаров, но замечали, когда они менялись», то в феврале 2014 года (сразу после девальвации) эта группа увеличилась на 12%, достигнув показателя 47%.

Казахстанские потребители серьезно отличаются от европейских: 35% из них приобретают свежие товары, 33% – это энтузиасты здорового образа жизни. В Европе аналогичные показатели, по данным Локтева, составляют 26 и 15% соответственно. Другими словами, казахстанцы предпочитают свежие и здоровые продукты. С другой стороны, в Казахстане крайне мала доля «помешанных на скидках и промо» – как уже говорилось, всего 1%, тогда как в Европе этот показатель равен 10%. У нас чуть меньше, чем в европейских странах, настоящих ценителей качества – 11 против 15% соответственно.

Казахстанцы стали не только лучше разбираться в ценах на товары, но и в целом покупать больше. Если говорить о рынке FMCG (товары повседневного спроса), то он прибавил в прошлом году 10,3% по отношению к 2012 году. В частности, сегмент напитков вырос на 6,8%, продуктовый – на 7,5%, сигарет – на 23,6%, non food – на 13,5%.

Эксперты Nielsen уверены, что покупать будут еще больше – из-за того что на потребителя и рынок будут оказывать позитивное влияние современные форматы торговли. Последние будут стимулировать развитие продуктовых категорий, прививать покупателю новые привычки и развивать частные марки торговых сетей (private label).

Кстати, о частных марках, владельцами которых является розничная сеть (например, Metro и ее собственные продукты). В Казахстане их доля составляет всего 0,2%. Для сравнения: в России этот показатель равен 2,3%, в Австралии – 19,1%, в Северной Европе – 22,7%, а в Западной Европе – 30,3%.

В ближайшем будущем на покупателя будет воздействовать целый ряд факторов, меняя его поведение. В Nielsen считают, что влияние макроэкономики приведет к снижению покупательской способности потребителя и его уходу в более дешевые бренды. На покупательском поведении скажутся также развитие сетей, маркетинг (в части ценовых войн и спирали инноваций), изменение ассортимента (новые сегменты и категорийный менеджмент) и новые технологии.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить