Бизнес-ангел – стартаперам: Не берите деньги у инвесторов

33162

Обозреватель Forbes.kz побеседовала с Александром Бородичом, который в 2016 был признан самым активным бизнес-ангелом по версии Национальной ассоциации бизнес-ангелов и Российской венчурной компании

Александр Бородич.
Фото: rb.ru
Александр Бородич.

F: Александр, назовите сферы, в которых стартапы будут особенно востребованы в ближайшее время.

- Технологии будут диктовать тренды. В первую очередь это будут разработки искусственного интеллекта и работа с большими данными. Второй большой тренд – интернет вещей и умные города. Например, дорога будет сообщать светофору, что по ней никто не едет, и можно зажечь красный свет. Или фонари будут гаснуть, если на улице никого нет. Здесь большой пласт нерешенных проблем, которые можно и нужно и будет решать с помощью технологий.

Следующий большой пласт - это цифровое здоровье и диагностика.

F: Какие советы вы обычно даете стартаперам?

- Строить бизнес, заниматься продажами, не брать деньги у частных инвесторов, потому что это люди с другими интересами, которые не совпадают с целями предпринимателя. Важно понимать, что, оказавшись среди акционеров, инвестор естественно будет доносить свою точку зрения о том, как должна развиваться компания, что, конечно же, будет ограничивать свободу действий создателя.

При строительстве бизнеса необходимо сконцентрироваться на экономических метриках. Если получается построить эффективный бизнес, то не будет проблемы и с поиском инвестиций. Инвесторы - рациональные, здравомыслящие люди. Они с удовольствием инвестируют в растущий бизнес. Особенно когда рост капитализации обгоняет рост экономических показателей.

F: Какой главный недостаток стартаперов мешает им привлечь инвестиции?

- Отсутствие представления о том, что предприниматель должен построить успешный бизнес. А если нет представления о том, как будет расти именно бизнес-часть проекта, инвестор и предприниматель не смогут найти общего языка. Инвестор говорит на языке цифр, экономических результатов, о которых предприниматель зачастую не думает. Стартапер прекрасно знает ответ на вопрос, как он потратит деньги инвестора. Но не всегда знает ответа на вопрос, как он заработает для себя и инвестора. Если бы наши прекрасные предприниматели с хорошим технологическим образованием чаще смотрели на свои проекты с точки зрения бизнеса, который должен зарабатывать, это бы резко увеличило число проектов, получающих инвестиции и от бизнеса, и от венчура.

F: Что должны сделать казахстанские стартаперы, чтобы вы в них инвестировали?

- Не существует различий между казахстанскими, российскими или американскими стартапами. Есть инвестиционно привлекательные проекты с большим потенциалом роста. К счастью, глобализация и информатизация стерли все границы между странами, и команда из любой страны, включая Казахстан, может получить деньги любого инвестора, включая самых именитых бизнес-ангелов России, США, Европы. Предпринимателю нужно только правильно выбрать идею, рынок и метод захвата этого рынка. Конечно, если мы говорим о стартапе, ориентированном на локальный рынок, то вряд ли российский или американский бизнес-ангел инвестирует в проект, рассчитанный только на рынок РК. Но если мы говорим про современные информационные технологии, про смарт-сити, интернет вещей и прочее, где нет границ, и рынком сбыта является весь мир, то там абсолютно не важно из какой страны команда разработчиков. Главное, чтобы у нее была «правильная» идея и понимание того, как ее реализовать.

F: Стали бы вы инвестировать в проект, ориентированный на небольшой рынок, такой как Казахстан?

- Если на рынке есть игрок, который сможет его купить, то можно и инвестировать. Предполагаю, что в этом случае интерес к такой компании будет, скорей, у регионального бизнес-ангела, нежели у кого-то с международным опытом.

F: Есть ли возможность у казахстанских стартапов найти инвестиции на рынке РК?

- В Казахстане не много бизнес-ангелов. В таких условиях задача предпринимателя - найти в своем регионе самых активных частных инвесторов, показать им проект, получить обратную связь. Если оценка будет положительной, то инвестор сам вложит средства либо посоветует этот проект кому-то. Если же оценка будет негативной, нужно к ней прислушаться и пойти делать «домашнее задание», исправляя недочеты, на которые укажет частный инвестор. Бизнес-ангелы и инвесторы с удовольствием дают дельные советы, которые предприниматели не всегда готовы услышать.

F: Может быть они не всегда умеют применить их на практике?

- Начинающим предпринимателям, конечно же, необходимо заниматься постоянным саморазвитием. Они должны быть обучены хотя бы на базовом уровне. Я понимаю, что это нелегко. Но чтобы добиться успеха в бизнесе, необходимо себя развивать.

F: Венчурные инвестиции отличаются высокими рисками. Возможно ли их снизить?

- Нельзя. Вероятность того, что высокотехнологический проект вернет деньги своему инвестору, крайне низка. Единственное, что можно попробовать сделать - чуть более обдуманно и менее эмоционально подходить к выбору объекта инвестиций и провести базовый анализ проекта. Он включает в себя анализ технологий и интеллектуальной собственности, навыков и компетенции команды, текущих достижений, бизнес-метрик первых продаж. Все эти сведения вкупе дают представление о том, какой проект инвестиционо более привлекательный, а какой менее. Если не провести такой анализ и сразу дать деньги предпринимателю, как это часто бывает у бизнес-ангелов, то вероятность провала резко увеличивается.

F: Сколько времени требуется на проведение такого анализа?

- В венчурном клубе аналитики тратят на это неделю. Когда я сам занимался отбором всех проектов у меня уходило 2-3 недели на один проект. Зачастую предприниматель требует деньги прямо сейчас. Но бизнес-ангелу нужно разобраться, что в его бизнесе приведет к росту стоимости компании через несколько лет, кому и в каком случае она будет продана. Бизнес-ангел получает свои деньги в случае, если компания была куплена стратегом или дошла до IPO. Так как эти два события маловероятны, то одна из задач бизнес-ангела - подумать о сценарии выхода из проекта. Сам предприниматель на начальном этапе развития компании практически никогда не думает об этом. Но инвесторы обязаны подумать, иначе не вернут вложенные деньги.

F: Не боитесь, что пока вы будете проводить анализ, кто-то заметит хороший проект и уведет его?

- Если мы говорим про рынки России, Казахстана, Белоруссии, Украины, то нет. Так как в этих странах - не рынок проектов, а рынок денег. У нас создатели проектов бегают за инвесторами. В других странах к интересным проектам выстраиваются очереди инвесторов. В этом случае создатели проектов задают вопросы и выбирают ангелов. Там нужно принимать решение очень быстро. У нас, к счастью, ситуация чуть спокойнее. Мы можем себе позволить вальяжно почитывать отчеты компании, понимая, что, скорей всего, к ним нет очереди из инвесторов. Тем не менее и в моей практике были случаи, когда решение нужно было принимать здесь и сейчас. Тогда я принимал решение эмоционально и инвестировал.

F: Ну и как в итоге эти проекты себя показали?

- Последняя моя эмоциональная инвестиция очень хорошо растет - это проект Foodland. Он получил инвестиции от одной мировой компании. Я рассчитываю, что это будет один из русских, а после и мировых, «единорогов» на рынке фуд-теха.

F: Когда на ваш взгляд и у нас инвесторы будут бегать за проектами?

- Когда будет больше технологических предпринимателей, и они будут быстрее проверять бизнес-гипотезы. А это значит, что они будут быстрее в них разочаровываться. У нас пока не сформировалась культура умения закрыть компанию, если она не перспективна. Я хотел бы, чтобы предприниматели научились вставать после падений и заниматься чем-то другим. Нет ничего страшного в том, что ты выбрал идею, которая не умеет зарабатывать деньги. Просто признайся, что это плохая идея, отпусти и начни заново.

F: Вам не кажется, что проблема заключается и в отсутствии этих новых идей?

- Я не верю в отсутствие идей у наших людей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить