Бегом за тарифами. Часть 1

7117

На вопросы forbes.kz о причинах безудержного удорожания коммунальных услуг отвечает член экспертного совета по тарифообразованию НЭПК «Союз «Атамекен» Петр Своик

Иллюстрация: mail.ru

Первый зампред «Нур Отана» Бауыржан Байбек останется в памяти народной как человек, который учил сначала мыть в воде посуду, потом этой же водой – полы: мол, вот вам реальная экономия денег и природных ресурсов. Но, может, казахстанцы на самом деле такие неэкономные, что к бережливости нас можно приучить только высокими тарифами?

Фото: Андрей Лунин
Петр Своик.

С этого вопроса мы начали интервью с Петром Своиком, членом недавно созданного Экспертного совета по тарифообразованию НЭПК «Союз «Атамекен».

F: Чем может обернуться постоянный рост цен на коммунальные услуги?

- К слову «постоянный» добавьте еще «опережающий». Тарифный мультипликатор по крайней мере в полтора раза опережает все прочие факторы роста цен в стране. По данным Агентства РК по статистике, с 2005-го по 2011 год плата за электричество более чем удвоилась (рост - на 118%), стоимость газа, холодной и горячей воды выросла более чем на 50%. В прошлом году при отчетной инфляции 6,0%, платные услуги выросли на 9,3%, в том числе горячая вода на 10,8%, электроэнергия на 10,1%, услуги ЖКХ на 8,2%. С повсеместного роста тарифов начался и 2013 год.

С экономической точки зрения высокая и быстро растущая стоимость электро-тепло-водо-обеспечения является второй (после завышенной стоимости и недоступности кредитов) по значимости угрозой существования массы малых и средних предприятий и первой - с позиций подрыва жизненного уровня населения. Рост тарифов, опережающий средний уровень инфляции в стране (в этом качестве этот рост является главным мультипликатором общего ценового роста), есть прямая угроза сбалансированности национального производства-потребления.

С социально-политической точки зрения такой опережающий рост еще опаснее - как нагнетатель пугающей безысходности. По данным соцопросов, рост цен и тарифов устойчиво занимает первое место в перечне тревог и негативных ожиданий казахстанцев. Коммунальные платежи забирают от трети и более доходов подавляющего большинства семей, предприятий малого и среднего бизнеса, а это, извините, близко к пределу.

F: Участники недавнего митинга в Астане против повышения тарифов заявили, что коммунальные услуги не должны превышать больше 10% от доходов населения. На ваш взгляд, какой должна быть эта цифра?

- Да, где-то 10% от всей потребительской корзины, это нормально. Конечно, в той же Европе тепло, вода и электричество дороже наших, то там как раз соблюдается та самая «десятина» - по сравнению с заработками и пенсиями. 

F: Почему государство сменило милость на гнев и перестало «тормозить» рост тарифов?

- Вопрос хороший. Ведь еще 3-4 года назад государство как тарифный регулятор сдерживало «коммуналку». Теперь большая часть тарифного роста является следствием сознательно выбранной и запланированной на длительный срок государственной тарифной политики. Начало этой политики относится к 2008-2009 годам, когда на мировой финансовый кризис 2007-2008 годов наложились два внутриказахстанских фактора.

Во-первых, кривые падения располагаемых мощностей электроэнергетических и тепло-водо-снабжающих систем из-за старения пересеклись с линиями роста потребительских нагрузок. Поэтому в повестку государственного тарифного регулирования встал вопрос дозагрузки тарифов еще и затратами на замену оборудования и перекладку сетей, а также на новое строительство. Параллельно правительству пришлось приступить к крупным нетарифным бюджетным вложениям в энергетику, а также системы ЖКХ Алматы, Астаны и еще ряда крупных или проблемных городов.

Во-вторых, проблемы БТА Банка и ряда других финансовых институтов остановили непрерывно растущие до того внешние заимствования, система коммерческих банков перестала насыщать экономику новыми кредитами. Правительству пришлось взять на себя суррогатное финансирование несырьевого и неторгового секторов. Программы ФИИР и «Дорожная карта бизнеса» оказались нацеленными не столько на «форсированное индустриально-инновационное развитие», сколько на элементарное поддержание производственной и строительной жизнедеятельности.  

Все это вместе перевело привычно профицитный и недоосваиваемый бюджет в дефицитный. Главной проблемой для кабмина стала нехватка ресурсов для решения задач, не терпящих отлагательств.

F: И где правительство решило изыскивать средства?

- Давайте посмотрим на принятые в то время «Программу модернизации ЖКХ до 2020 года» и «Программу развития электроэнергетики на 2010-2014 годы» - и все станет ясно. Эти программы зафиксировали критическую изношенность и недоинвестированность электроэнергетической и коммунальной отраслей, а также отразили «двойное» видение правительством путей решения проблемы. С одной стороны, это признание необходимости продолжения массированного вложения бюджетных средств. С другой - ставка на массированную «инвестиционную» дозагрузку тарифа. Вот это и есть ключевой момент, когда государство в принудительном порядке через тарифы заставило потребителя инвестировать «коммунальщиков».

Объективно ситуация действительно драматическая. В той же «Программе модернизации ЖКХ» были выделены такие основные проблемы коммунальной инфраструктуры. Это:

- высокий уровень износа инженерных сетей и сооружений;

- низкий уровень обеспеченности приборами учета потребления ресурсов;

- технологическая отсталость отрасли, в том числе слабая практика применения инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий, и мероприятий;

- недостаточные объемы финансирования проектов по реконструкции сетей и сооружений из внебюджетных источников.

Так, 63% всех тепловых и водопроводных сетей были признаны нуждающимися в замене и ремонте. Из-за чего, в частности, теряется 11,6 млн Гкал, или 17,5% от общего количества отпущенной тепловой энергии.

Интересно посмотреть, сколько и откуда запланировано взять денег:

Объем финансирования по Программе модернизации ЖКХ (млн тенге)    

 

2011-2015 гг.

2011-2020 гг.

Республиканский бюджет

237 263

533 302

Местный бюджет

6 500

18 109

Средства предприятий

(то есть - тарифы)

184 899

452 406

Средства граждан

22 372

95 556

Всего

451 034

1 099 373

Как видим, из необходимого 1 трлн тенге государству (через бюджет) и населению (через тарифы) предстоит скидываться примерно пополам.

Продолжение читайте здесь.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube