Бедная жизнь в богатой стране: как не допустить повторения «кровавого января» в Казахстане

Исследователь по социальным инновациям, доктор PhD Асель Курмантаева представила свой swot-анализ состояния казахстанского общества и власти. В интервью с ней – возможности и скрытые угрозы, стоящие перед Казахстаном, глазами молодого эксперта – ровесника независимости

ФОТО: © Depositphotos/Almazoff

Асель, каковы сильные стороны казахстанского общества и власти, с вашей точки зрения?

- Сейчас мы, по сути, являемся свидетелями переломного момента в истории страны. У общества есть запрос на изменения. Население четко понимает, что нельзя жить бедно в богатой стране и давать концентрироваться ресурсам в одних руках. У общества и правительства появилась реальная возможность взять курс на устойчивое развитие государства с демократическими институтами.

Главное преимущество – то, что значимая часть населения сегодня поддерживает президента Токаева. Нельзя того же сказать о власти в целом, парламенте или правительстве. Но тут ситуация может измениться, поддержка общества – довольно хрупкая структура. Необходимо помнить прошлый опыт и не увлекаться культом личности, а строить устойчивые институты. Здесь очень важно обществу через диалог демонстрировать запрос на устойчивые механизмы, а не на ручное управление…

А что касается слабых сторон?

- Их значительно больше. Так, если говорить о социально-экономическом блоке, мы видим здесь правильные решения и приказы, но отсутствие надлежащего исполнения. Нужна компетентная центральная и местная исполнительная власть, которая будет доводить решения по социально-экономическому блоку до практического исполнения, при этом обеспечивать диалог и обратную связь с обществом.

Асель Курмантаева
Асель Курмантаева

Второй важный момент – в обществе нет доверия к правоохранительным органам и силовым структурам, нет гарантий справедливых судебных решений. Это самый большой минус, который влечет за собой все остальные направления в сфере экономического развития страны, ведь любой инвестор или предприниматель, прежде чем прийти в Казахстан или открыть бизнес, оценивает способность государства обеспечить порядок.

Также не стоит забывать: экономика развивающихся стран сейчас переживает спад, это связано с постпандемийным периодом. Инфляция, падение ВВП происходят не только у нас, а в целом по миру. И эта тенденция накладывается на события в Казахстане. Рост социального неравенства, особенно во время пандемии, стал тем триггером, который спровоцировал социальные конфликты. Средний и ниже среднего классы в 2020–2021 годах еще больше потеряли в доходах.

И в сложившейся ситуации каковы угрозы, стоящие перед обществом?

- Основная угроза, как опасаются многие эксперты, в том, что будут предприняты не кардинальные изменения и реформы, а косметические, и это не будет способствовать устойчивому развитию Казахстана в долгосрочной перспективе. Есть также угроза «закручивания гаек» – если государство будет препятствовать развитию гражданского сектора, НПО. Если это произойдет, мы лишимся уникального исторического шанса поменять страну, и продолжится управление страной «в ручном режиме».

Вторая большая и явная угроза – коррупция и хаос, отсутствие гарантий безопасности. Говорить об устойчивом развитии нет смысла, если не будет уверенности в завтрашнем дне.

Из первых двух угроз вытекает третья, вполне реальная: отток иностранных инвестиций, если не будут обеспечены прозрачность судебной системы, порядок в силовых органах, преемственность власти. После январских событий Казахстан стал красным флагом для инвесторов. И уже тем немногочисленным технологическим стартапам, которым неимоверными усилиями удалось привлечь венчурные инвестиции, находясь в Казахстане, приходится думать о переезде в более устойчивые страны, что является необходимым для получения дополнительных раундов инвестиций.

Еще одна угроза - усиление оттока образованного населения за рубеж. Мы его наблюдали в последние годы, но сейчас он может усилиться – лучшие умы, которые могли бы работать на развитие Казахстана, будут искать возможности реализации в других странах.

На ваш взгляд, каким образом общество может повлиять на реформы в стране?

- Нужно помнить, что залог устойчивых долгосрочных реформ – диалог с государством на равных и прозрачность. В 2019 году президент Токаев озвучил курс на «слышащее государство». Но пока методы и механизмы, с помощью которых НПО, профсоюзы или ассоциации могли бы доносить свои проблемы до власти и обсуждать их на равных, не являются системными и устойчивыми.

Необходимы общественные организации с профессиональными экспертами и прозрачной репутацией, которые не только отразят все нужды общества и выработают конструктивные рекомендации, но и будут следить за исполнением обещаний власти, контролировать прозрачность тех или иных программ. Очень важна работа сообществ профессиональных адвокатов, которые смогут защищать интересы граждан, участвовавших в мирных митингах и попавших под следствие по случайности. Но необходимо иметь в виду: НПО и общественники не могут быть эффективны, работая сами по себе. Для предоставления конструктивных решений им необходимо сотрудничество как с государством, так и бизнесом, образовательными учреждениями, СМИ.

Президент озвучил ряд реформ... Как оцениваете его новые начинания, в частности, создание нового фонда?

- Касательно создания фонда «Қазақстан халқына», чья задача – перераспределение средств и направление их на социально-экономическое развитие – у профессионального сообщества уже есть много вопросов касательно данного фонда и механизмов его работы. Раз создали такой фонд, необходимо рассматривать возможности не просто для раздачи денег в благотворительных целях, а именно для создания устойчивых бизнес-моделей, в том числе для стимулирования социального предпринимательства, социальных инноваций. В Казахстане есть ряд социальных предпринимателей по разным направлениям, которые могли бы в этой сфере сотрудничать с фондом. И, конечно, необходимо обеспечение прозрачности всех функций фонда.

А что думаете, по поводу реформирования ФНБ «Самрук-Казына»?

- Относительно ФНБ давайте вспомним, что в «Самрук-Казына» сконцентрировано очень много активов – и это вопрос благосостояния всего Казахстана, хоть и в большой степени затрагивает интересы определённых лиц. Профессиональному сообществу необходимо требовать доступной и прозрачной аналитики от компетентных экспертов, которые могут предоставить полный анализ по сценариям развития и оценку рисков от последствий данного решения.

Что посоветуете гражданскому обществу в целом, если брать не только НПО?

- Важно усилить роль образования в стране. Средний возраст населения в Казахстане – 32 года, а доля молодежи в стране – около 20%. У нас реализуются разные молодежные программы. Но необходимо оценить: насколько вовлечена в экономику молодежь категории NEET (Not in Education, Employment or Training – кто не работает и не учится), из регионов и неблагополучных семей? Именно эта категория молодых находится в зоне риска: они могут поддаваться деструктивным течениям и провокациям.

В чем одна из предпосылок январских событий? В том, что произошел раскол внутри Казахстана. Интеллектуальная элита варилась в собственном соку: устраивала бесконечные форумы, конференции, в то время как другая часть соотечественников маргинализировались. Не допустить такого сценария было как раз задачей НПО, государства, образовательных учреждений.

Что нужно делать, с точки зрения молодого поколения казахстанцев, обществу, государству в этой ситуации? Как действовать дальше?

- Сейчас важна работа не столько с высшим образованием, сколько в школах, детсадах, колледжах, ТиПО, профучреждениях. Именно этот сектор сейчас уязвим, особенно с переходом на онлайн-образование, который явно не пошел на пользу. Есть риск, что мы опять получим недостаточно образованную молодежь и дальнейшую безработицу со всеми вытекающими последствиями. Именно поэтому очень важно усилить качество среднего и профессионального образования.

Необходимо проводить системные социологические исследования, интересоваться ценностями, которые близки обществу, мониторить, чем озабочены люди, какие у них проблемы, каково отношение граждан к государству, каковы ожидания от власти?

По моим наблюдениям, сейчас у общества есть запрос на немедленное решение проблем. Но построение устойчивых и демократических институтов и механизмов требует постоянной работы, как со стороны государства, так и общества. И никто не обещает, что этот путь будет гладким. Будут и те, кто захочет воспользоваться ситуацией, и те, кто не готов к новым изменениям. В целом этот период – огромный вызов для нас, молодых, как и для страны в целом. И молодое поколение казахстанцев очень хорошо это понимает и осознает.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
22198 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Начинали с базара: как Александр Дериглазов с братом построили империю «Меломан» Смотреть на Youtube