Азат Перуашев: Честная политэкономия. Часть 3

12632

Лидер партии «Ак жол», депутат мажилиса Азат Перуашев: Необходимо перевести экономику с торгово-потребительских рельсов на путь разностороннего производительного бизнеса

Фото: Роман Суханов
Азат Перуашев.

Окончание. См. часть 1 и часть 2.

Коррупция демотивирует бизнес и население

Ещё одним направлением в работе по стимулированию экономики я бы назвал противодействие коррупции. Уверен, что поставленное на поток вымогательство сыграло существенную роль в формировании условий для девальвации тенге, поскольку такие подходы сокращают инвестиционные возможности государства и бизнеса, сдерживают диверсификацию и развитие отраслей. Ещё в 2008, в разгар предыдущего мирового кризиса, Нурсултан Назарбаев инициировал программу индустриализации, которая была призвана изменить характер и структуру отечественной экономики. Определённые перемены действительно обозначились, появился ряд серьёзных предприятий, однако полномасштабного поворота не произошло, и наблюдаемые сегодня процессы - тому практическое подтверждение. Почему так получилось - тема для отдельного рассмотрения и работы над ошибками.

Что касается коррупции - то посредством её происходит значительное снижение эффективности госпрограмм развития, так как до назначения доходят иные суммы, нежели выделяются из бюджета. О чём говорить, если например, в Костанае, по данным антикорруционного медиацентра, откаты за тендеры по ремонту автодорог доходили до 50% суммы контракта! Какой ремонт можно сделать за половину средств? Только такой же половинчатый.

Коррупция выступает завуалированной формой дополнительного налога на бизнес. «Откаты», «шапки» и всевозможные «благодарности» проверяющим ложатся на себестоимость производимой продукции, лишая предпринимательство всякого смысла, вынуждая бизнесменов бросать начатое дело и увольнять сотрудников. Она демотивирует людей, отвращает от инициативы и стремления предпринимать что-то самому. При сохранении её сегодняшнего уровня многие проекты и усилия бизнеса по-прежнему будут обречены на провал.

И речь не только о конвертах в служебных кабинетах. Речь об огромных откатах в закупках того же квазигосударственного сектора и госпредприятий, когда товары закупаются через офшорные зоны по завышенным в несколько раз ценам. Понятно, что разница оседает там же, - а мы потом удивляемся, почему иностранные эксперты заявляют о $140 млрд на счетах наших соотечественников в этих офшорах. А ведь эти деньги выделялись государством и должны были работать на страну.

Поэтому необходимы самые крайние и неординарные меры, включая такие, как известная идея освобождать от ответственности лицо, дающее взятку: поверьте, никто по своей воле расстаться с кровно заработанным не спешит. Зато исчезнет страх быть также привлеченным к ответственности, а именно страх сегодня препятствует жертвам вымогательств заявлять о таких фактах. В рамках круговой поруки (когда и дающий, и берущий взятку не заинтересованы в прозрачности) коррупцию невозможно победить. Нужно разорвать этот порочный круг, и это может стать важным шагом к выходу из спирали девальваций.

Затраты ради затрат

Для поддержки тех, кто всё-таки оказался на улице, не обойтись без общественных работ в рамках  проектов по программе «Нурлы жол», заблаговременно инициированной Лидером нации. Не сомневаюсь, подобные меры активно прорабатываются правительством. Но, к сожалению, в отношение поддержки бизнеса некоторые ключевые подходы озвучиваются на протяжении ряда последних лет, а темпы  реализации, мягко говоря, оставляют желать лучшего.

Ещё более важным в сложившихся условиях является рачительное и грамотное использование сокращающихся бюджетных средств. При обсуждении отчётов правительства и Счётного комитета об исполнении бюджета мы постоянно обращаем внимание на низкое качество бюджетного планирования и ещё более низкую бюджетную дисциплину. Не только госорганы, но и их многочисленные «дочки» в лице госпредприятий выбивают расходы на такие статьи, каких не существует в природе – например, на... возмещение амортизации неустановленного оборудования, хотя любой бухглатер знает, что амортизация изначально заложена в цене товара и не предполагает дополнительной оплаты. Есть от изобретательных товарищей и масса других «новшеств», продиктованных не государственными задачами, а скорее чьими-то неуёмными аппетитами. Складывается впчатление, что ответственные за бюджет лишь механически сводят все поступающие заявки, без анализа их обоснованности. В обосновании выделения значительных средств на увеличение уставного капитала одного из госпредприятий прямо так и было записано – «для увеличения уставного капитала», а например, не для расширения деятельности или приобретения нового оборудования. То есть затраты ради затрат. И это становится нормой.

Другой пример: по сообщениям предпринимателей, в текущем году управления строительства ряда областей объявили и провели тендеры по строительству систем водоснабжения путем бюджетного кредитования (в рамках программы «Нурлы жол»), не дожидаясь утверждения правил Миннацэкономики. А зачем им правила, когда они сами решают, кто победит?

Всё это свидетельствует о серьезных проблемах в сфере планирования бюджетных расходов и недостаточном контроле за бюджетной дисциплиной, что просто недопустимо в нынешних обстоятельствах.

Также трудно согласиться с требованием сокращения всех расходов, кроме социальных программ. Расходы, связанные со стимулированием инвестиционной активности, могут приводить к увеличению поступлений в бюджет, путём создания/сохранения налогоплательщиков и расширения налогооблагаемой базы. Поэтому важно не только уменьшать расходы бюджета, но и добиваться роста его доходов через финансирование программ, стимулирующих оживление экономики.

От потребительства – к производству и диверсификации

Как бы то ни было, процесс пошёл. По мере втягивания экономики в новую реальность, снятия остроты первых вызовов нужно будет подумать и о перспективе. Перед страной стоит комплексная задача переосмысления устоявшихся тенденций, проведения глубоких структурных изменений в экономике, её перевода от торгово-потребительского характера к разностороннему производительному бизнесу. Не случайно все годы независимости президент говорит о необходимости диверсификации и ухода от нефтяной зависимости. Только диверсификация и развитие собственного производства готовой продукции способны снизить зависимость экономики от импорта товаров и долларовой (рублёвой, евро, юаневой и т.д.) привязки национальной валюты. Все иные меры будут носить ограниченный и краткосрочный характер.

Кроме того, отдававшийся в последние годы приоритет экспортоориентированным предприятиям привёл к игнорированию производства товаров на внутренний рынок (прежде всего ТНП), что обусловило наплыв импорта, причём не всегда качественного и даже не всегда безопасного.

Между тем, насыщение внутреннего рынка отечественными товарами стало бы самым лучшим инструментом снижения инфляционных рисков и решения вопросов занятости, как и более равномерного перераспределения доходов в обществе.

Значение диверсификации наглядно проявилось даже на вроде бы негативном опыте российской экономики. После прошлогодней девальвации рубля местные товары выиграли в привлекательности и тысячи зарубежных клиентов, включая Казахстан, массово скупали российскую продукцию.

Причина в том, что российская экономика, при всех её недостатках, в значительной мере обеспечивает внутренний рынок собственными товарами. Таким образом, самым у неё сформировался определённый запас прочности.

Конечно, в нашей ситуации бессмысленно пытаться производить всё подряд. Казахстан - не Китай и даже не Россия, наши ресурсы ограничены не только финансовыми, но и кадровыми, научными, технологическими, логистическими возможностями. Нужны понятные и обоснованные отраслевые приоритеты, причём в разумных пределах.

Однако сужать эти пределы до четырёх (цветная металлургия, производство удобрений и агрохимической продукции, нефтегазохимия и пищевая промышленность), как это сделало ответственное за диверсификацию Министерство инвестиций и развития после перехода к свободному валютному курсу, – тоже небесспорно.

Самыми болезненными для социального самочувствия населения являются именно цены на потребительские товары, а из них в этом списке остались только продукты питания. Выпали лёгкая промышленность, фармацевтика, производство мебели и бытовой техники и т.д. Но без собственного производства текстиля, одежды, обуви обеспечить стабильность цен на потребительском рынке вряд ли возможно. Кроме того, в рамках пенсионной реформы мы увеличили сроки выхода на пенсию для женщин, но тогда надо дать им работу. И именно лёгкая промышленность всегда создавала женские рабочие места. Это только один пример, где госорганам, по моему мнению, надо проработать возникающие вопросы.

Как мне думается, в целом диверсификация казахстанской экономики будет неполной и несбалансированной без таких направлений, как:

- обеспечение потребностей добывающей промышленности (прежде всего нефтегазовое и горно-металлургическое машиностроение);

- производство товаров массового потребления (продукты питания, включая сельское хозяйство и сельхозпереработку; одежда и обувь, медикаменты и средства гигиены; бытовая техника, автомобили и т.д.);

- производство оборудования и материалов широкого производственного назначения (стройматериалы и конструкции,  металлопрокат, электротехническое и железнодорожное оборудование, транспортное машиностроение и т.д.);

- инновационный сектор, способный оказать влияние на технологическое развитие, закрепить за Казахстаном определённые несырьевые ниши на международных рынках.

Требует корректировки и подход к отбору поддерживаемых предприятий. Как заявило Министерство инвестиций и развития, «мы намерены поддерживать только сильные предприятия, которые в качестве партнеров имеют либо транснациональную компанию, либо казахстанские компании-чемпионы». Такой подход был бы оправдан для производителей продукции промышленного назначения. А если казахстанский производитель не имеет в партнёрах ТНК просто потому, что его товары предназначены для потребительского рынка, – ему, получается, помогать не будем? Тогда этот сегмент вымрет, а мы по-прежнему будем импортировать инфляцию в самом болезненном для населения виде.

Мне же почему-то думается, что реальную диверсификацию смогут осилить не единичные гиганты, а массовые средние предприятия с налаженным серийным производством готовых товаров. Во всяком случае, опыт прошлых лет показывает, что наличие и «корпоративных лидеров», и «национальных чемпионов» не привело к глубоким структурным изменениям в экономике и не уберегло нас от очередных девальваций.

Конечно, всё изложенное - лишь моя личная позиция. Но это наша страна, здесь жить нашим детям. И никто вместо нас самих её развивать не станет. Возможно, та «политэкономия», о которой я написал, не самая приятная. Но зато - честная.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить