Азат Перуашев: Честная политэкономия. Часть 2

12841

Лидер партии «Ак жол», депутат мажилиса Азат Перуашев: Что нужно сделать в экномике после отпуска тенге в свободное плавание?

Фото: Арман Найман
Азат Перуашев.

Продолжение. См. здесь часть 1.

Что делать?

Третий, почти риторический вопрос - что делать?

Прежде всего - не опускать руки.

Свыкнуться с мыслью, что прошедшая девальвация - ещё далеко не самое худшее. Худшее только вступило в свои права и теперь будет стучаться в двери с увеличивающейся частотой, если мы не изменим свои подходы.

И прежде всего нужно измениться самим: изменить свои привычки, запросы, бюджеты. Составить иерархию приоритетов, оставить самые главные и отказаться от второстепенных. Здесь я полностью поддерживаю правительство и тот же Нацбанк: надо жить по средствам и не тратить больше, чем зарабатываешь. Всем нашим обладателям миллиардов определиться, где они хотят жить -  в своей стране или в какой-то другой. Если в своей - легализовать деньги и вкладывать их в Казахстане, создавать добавленную стоимость и не раздражать людей показным богатством, тем более если его происхождение может вызвать вопросы. Спрятать или продать свои «Бентли» и «Ламборджини», отказаться от тоев на тысячу гостей, убрать с глаз телохранителей. Кстати, хорошая охрана, как и хороший сервис, должна быть ненавязчивой и незаметной.

Если ваш выбор – заграница, то задекларируйте, пожалуйста, происхождение своих капиталов, уплатите налоги и езжайте на здоровье. По праздникам возвращайтесь в гости - мы будем рады, без шуток. Приятно же, когда к тебе на день рождения прилетит друг и скромно так, полушёпотом пояснит окружающим: «Всё бросил ради встречи и примчался из Лондона».

Если не можете объяснить происхождение своих капиталов или легализовать их - уезжайте тем более. Тогда хотя бы перестанете вымогать взятки и воровать из бюджета. Стране будет легче. Особенно - если при этом вернёте в Казахстан миллионы со счетов в офшорах, во что, правда, не особо верится.

Всем остальным - собраться с силами и выживать, работать и искать работу. Судьба Независимости, судьба государства, судьбы наших соотечественников и ваших близких дороже всех долларов мира, вместе взятых.

Итак, важнейшая задача государства на сегодня - не допустить массовых увольнений и обеспечить высвободившихся людей работой. На деле первое означает поддержку бизнеса. Причём такую поддержку, которая бы позволила ему изыскать ресурсы и создать платформу для роста на будущее. Понятно, что речь идёт о бизнесе, способном изменить нынешнюю импортозависимую структуру экономики и вывести страну из повторяющейся спирали девальваций, – то есть о диверсифицированном промышленном производстве.

Прежде всего – решить проблему фондирования. Помимо хорошо зарекомендовавших себя программ субсидирования фонда «Даму» и непомерно дорогого банковского кредитования, нужны новые инструменты и новые резервы. Считаю, что важнейшим резервом, не задействованным до сих пор в должной мере, являются закупки в квазигосударственном секторе (национальные компании, недропользователи и предприятия с участием государства), который выведен из-под действия закона о госзакупках. Объёмы данного рынка более чем в 5 раз превосходят объемы госзакупок и оцениваются в 7-8 трлн тенге ежегодно. При этом, в отличие от госзакупок, регулирование закупочных процедур в квазигоссекторе определяется лишь типовыми правилами ФНБ «Самрук-Казына» и правилами самих компаний, что приводит к многочисленным нарушениям законных прав и интересов отечественного бизнеса. Пренебрежение интересами казахстанских производителей со стороны субъектов квазигосударственного сектора носит систематический и совершенно безнаказанный характер. В то же время в союзной России эти процедуры урегулированы отдельным законом, фиксирующим преимущества российских поставщиков. Различные меры поддержки местных производителей применяются и многими другими странами-членами ВТО. Нам также необходимо срочно разработать и принять аналогичный закон о закупках в квазигосударственном секторе и развернуть эти колоссальные финансовые ресурсы на поддержку собственной экономики.

Другим важным шагом должно стать налоговое стимулирование бизнеса. Нынешнее администрирование НДС однозначно выстроено не в интересах сбалансированной экономики, кроме того, сам НДС недаром считается крайне коррупциогенным видом налогов. Но и обсуждаемая замена НДС налогом с продаж в том формате, как предлагается сегодня (5% каскадным методом, то есть с каждого этапа)  явно не соответствует нашей задаче. Уже потому, что в силу большего числа переделов, при такой системе ввозить и продавать готовые товары по-прежнему будет выгоднее, чем производить собственные. Если для импортных товаров ставка такого налога в сумме составит до 10%, то для отечественных – все 15-20%, причём без зачётной части, применяемой при нынешнем НДС (12%). То есть фактически предлагаемый подход означает не либерализацию, а напротив – ужесточение налоговой нагрузки для казахстанских производителей.

Чтобы этого избежать, нужно вернуться к методологии налога с продаж, который взимается не каскадным способом, а разово, только на выходе – при розничной реализации готовой продукции.  Либо следует вводить дифференцированные ставки в зависимости от вида бизнеса, разделив хотя бы производство и торговлю. Иначе вместо стимула мы получим стоп-сигнал.

Кроме того, необходимо шире задействовать и другие инструменты налогового стимулирования – такие, как налоговые каникулы для вновь создаваемых производственных предприятий, налоговое кредитование – отложенные платежи без начисления штрафов и пеня в условиях кризиса. Однозначно необходима налоговая амнистия для действующих, но испытывающих трудности малых и средних предприятий, занятых в перерабатывающем производстве, и т.д.

Ещё одним видом занятости для сокративших или даже остановивших работу предприятий может стать успешно апробированная правительством в 2008-2009 такая антикризисная мера, как софинансирование модернизации и технического перевооружения предприятий, благо конъюктура позволяет закупать российское, украинское и белорусское оборудование дешевле прежнего.

Следующий резерв для содействия деловой активности я вижу в кардинальном улучшении инвестиционного климата. Говорится об этом много, но на деле инвесторы, приходящие в Казахстан, сталкиваются с таким количеством препонов на бытовом и корпоративном уровнях, что нередко просто бросают так и не реализованные проекты. Ко мне обращались предприниматели: их иностранных партнёров за просрочку срока пребывания в РК, выпавшую на праздничные дни, задерживали в аэропорту и снимали с рейса. Крупные бизнесмены ночевали в «обезьяннике» вместе с бомжами и проститутками и были счастливы уехать отсюда навсегда. И таких случаев немало. Я уже не буду перечислять длящиеся месяцами и годами мытарства потенциальных инвесторов по кабинетам структур, созданных вроде бы для поддержки бизнеса. Как их «футболят» клерки, чья зарплата и миллионные бонусы не зависят от результатов работы, потому что выплачиваются из кармана налогоплательщиков. У таких фондов в активе может быть всего 3-5 весьма спорных проекта с миллиардными затратами и нулевой отдачей для бюджета. Зато зарплаты – как в самых успешных транснациональных корпорациях.

Нужно ликвидировать все подобные промежуточные квазигосударственные структуры, «дочки» и «внучки» с непонятными задачами и никакой ответственностью, а высвободившиеся средства направить в частный сектор - в виде бюджетных кредитов, на условиях обязательной возвратности, зато с невысокой ставкой в пределах 3-5% для конечного заёмщика.   

Чтобы не плодить под это новых посредников, можно применить формат, отлаженный для субсидирования кредитов в отношениях с банками второго уровня, жёстко ограничив при этом их маржу. Государство и без того делает для БВУ немало – начиная с накачки средствами Нацфонда и ЕНПФ и заканчивая списанием налогов по невозвратным кредитам и изъятому залоговому имуществу (очередной законопрект на эту тему уже поступил в парламент).

Кстати о банках. Серьёзному оживлению деловой активности реально помогло бы их избавление от этого самого залогового имущества – прежде всего изъятой недвижимости, предприятий, техники и оборудования. Для этого, как уже сказано, государством создаются все условия. И чтобы у БВУ не было соблазна дожидаться очередного роста цен, желательно установить крайние сроки, после которых у банков, не расставшихся с безнадёжными кредитами выше установленных лимитов, должны приостанавливаться лицензии до вычищения портфелей и продажи изъятых залогов.

Появление на рынке доступной по ценам недвижимости, производственных и торговых объектов дало бы мощный импульс экономике, побудив людей, имеющих накопления, приобретать бизнес и вкладываться в него, открывать рабочие места, выпускать продукцию. Это породило бы целую волну новых собственников, способных вдохнуть жизнь в задыхающийся МСБ.

Банки тоже не от хорошей жизни задирают процентные ставки и привязывают кредиты к доллару. Нацбанк должен в кратчайшие сроки выстроить понятную систему хеджирования валютных рисков и для банков, и для их заёмщиков, в том числе через фондовые инструменты. Эта задача вообще способна сыграть одну из ключевых ролей в предотвращении дальнейшего сползания экономики в хаос. Когда я говорил об этом с Кайратом Келимбетовым, он ответил, что система валютного хеджирования существует, но банки... не хотят ею пользоваться. Думаю, это и есть оценка её эффективности, точнее - неэффективности. Значит нужна иная, более адекватная система. И её разработка должна стать задачей номер один для Нацбанка, по крайней мере, в моём понимании.

Окончание см. здесь.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить