Айман Турсынкан: В Алматы 21% молодых людей не работают и не учатся

36908

Эксперт отвечает на вопрос, как можно быстро изменить ситуацию «снизу»

Фото: Андрей Лунин

Гибель Дениса Тена, молодого спортсмена, от рук таких же, как он, молодых людей, погрузила Казахстан в глубокую печаль. Но эта смерть требует осмысления: кто виноват и что делать, чтобы трагедии не повторялись? Мы спросили об этом у директора форсайтингового агентства EXIMAR Айман Турсынкан.

F: Айман, сейчас все соцсети и курилки выбирают виновного в смерти чемпиона. Варианты: МВД, лично министр, обнищание, безработица, падение нравов. Ваш вариант?

- Смерть известного человека, физически тренированного для уверенного противостояния грабителям, при защите своего имущества, под камерами видеонаблюдения днём в центре самого «богатого» мегаполиса страны с долей вклада в ВВП страны 22%, долей вклада по налогам 26% – это яркая иллюстрация глубокого кризиса и неспособности госаппарата исполнять свои прямые функции.

Это резонансное убийство, в первую очередь, - удар по муниципальным органам: ДВД, управлению здравоохранения, управлению образования, управлению внутренней политики, ряду квазигосударственных структур, ответственных за ситуационный центр и видеонаблюдение, а также руководству города. Названные же вами варианты – это лишь следствие полного отстранения гражданского общества от госуправления. При этом Казахстан входит в топ-5 стран с самым большим контингентом полицейских на 100 тыс. жителей в мире.

F: Подозреваемые в преступлении – молодые люди, которые не учились и не работали. У вас есть исследование на тему такой молодёжи – когда и как оно было проведено?

- В декабре 2017 наше агентство EXIMAR завершило исследование по вопросам усовершенствования регулирования агломерационного развития для МНЭ РК на базе 4 крупнейших городов: Алматы, Астана, Шымкент и Актобе. Был проведён глубинный анализ ключевых факторов влияния на качество жизни. Тогда мы и опубликовали выдержку по индексу NEET из пятитомного отчёта. Этот индекс отражает долю молодёжи в возрасте 15-28 лет обоих полов, не учащуюся в школах, колледжах, вузах и не занятую постоянной работой. Индекс NEET 14% для Алматы впервые был мной озвучен на совещании лично акиму Алматы Бауыржану Байбеку также в декабре 2017.

В начале 2018 наша команда была привлечена к разработке ситуационного анализа для Концепции мастер-плана развития Алматы до 2030 года. На уточнённых данных в 2017 мы доказали индекс NEET для Алматы 21,7% против 6,6% «комстатовского» в 2017. В ходе исследования, помимо тщательного анализа данных за 2006-2017 годы из закрытых учётных систем и открытой статистики, было лично опрошено 1775 домохозяйств и 390 предпринимателей.

F: Каковы результаты этого исследования?

- По показателям прошлого года 26,6% всей молодежи из числа 424 тыс. человек в возрасте 15-28 лет в г. Алматы не имеют завершённого среднего образования. Целевая группа поделена на 3 части: 88 тыс. человек 15-19 лет, 153 тыс. человек в возрасте 20-24 лет и 183 тыс. человек в возрасте 25-28 лет. Первые две группы заслуживают пристального внимания как учащиеся старших классов школ, колледжей и вузов. Из них 40,9 тыс. учатся в 9-11 классах школы, миграционный отток для обучения за рубежом составляет 7,7 тыс. человек, из 159 тыс. учащихся вузов 70,4 тыс. – иногородняя молодёжь. Наёмными работниками являются лишь 97 тыс. человек в возрасте 25-28 лет.

Не обучающееся и не работающее население в возрасте 15-28 лет (включая самозанятых и неформально занятых) составляет 91 тыс. человек, или 21,4% всей целевой возрастной группы. Данные расчёты получены при сопоставлении отчётности по движению контингента учащихся, демографии, активности лицевых счетов ГЦВП.

В Алматы лишь 64,8 тыс. учащихся колледжей, 131,3 тыс. студентов очной формы в вузах всех возрастов. Из всего этого контингента только 60,9 тыс. студентов вузов – алматинцы (46%).

F: Как связан NEET и уровень преступности в обществе?

- Как приведено ниже в матрице, если 13% старшеклассников не завершают своевременно образование, это ведёт к 16,4% неформальной занятости молодёжи на рынке неквалифицированного и нестабильного труда, далее к 21% индекса NEET среди молодёжи 15-28 лет, что, в свою очередь, приводит к устойчивой безработице на уровне 12,44% среди молодёжи 20-28 лет, а также полной утрате доступа к получению какой-либо профессии 5,2% всех ребят пожизненно. Это и привело в 2017 к доле населения с доходами ниже ВПМ (величина прожиточного минимума $1,8 в день на человека) в размере 7,1% населения Алматы, доле бедного населения с доходами ниже $4,4 в день по методике Всемирного банка в 49%, сужению налоговой базы и увеличению взысканий свыше 50% всех платежей физических лиц.

Несомненно, что обнищание и утрата веры в будущее провоцируют рост преступности средней тяжести – кражи составляют более 73%, мошенничество - 11% всех преступлений в городе с уровнем 356 случаев на 10 000 жителей. По данным Генеральной прокуратуры, портрет преступника на 80% - безработный в возрасте от 25 до 45 лет. При этом если 5 лет назад срок от утраты доходов до вынужденных краж у безработных составлял 6-12 месяцев, то сегодня - менее 3 месяцев. В первый же год случайные новички-преступники переходят в категорию постоянных. За 62 811 преступлений в 2017 в Алматы было осуждено 10 894 человека, в том числе 5 106 преступников в возрасте 15-29 лет. По статистике особо тяжких преступлений в Алматы, вернувшем себе сомнительную пальму первенства по уровню преступности, в прошлом году совершено 74 убийства, 565 случаев распространения наркотиков, 141 изнасилование и 2 459 грабежей.

F: Многие связывают уровень криминала и количество микрокредитных организаций, ломбардов, автоматов с займами. На ваш взгляд, о чём говорит рост микрокредитования?

- Безусловно, безудержный циничный маркетинг потребительского кредитования вместе с жесточайшим репрессивным механизмом коллекторских услуг привели к полному разрушению моральных барьеров для перехода в категорию преступника вполне воспитанных и добропорядочных граждан.

Безысходность, огромный социальный разрыв (15-кратный в селах, 20-кратный в городах), наряду с соблазнами лёгкой добычи и вседозволенности, а также быстро распространяющимся бытовым насилием – это отравляющий некрепкое юношеское сознание букет искривлённой морали.

В одной из статей я уже писала: чем сильнее разрыв в уровне жизни крупного города и прилегающей нищей области, тем выше уровень самоубийств в последней и рост преступности в первом, в основном за счёт приезжей отчаявшейся молодежи. Это страшнее всего видно в связках Астана - Акмолинская и Карагандинская область, Алматы – Алматинская и Туркестанская область. И надо отметить, что в самой нищей по среднедушевому ВРП бывшей Южно-Казахстанской области доля ювенальной преступности составляет 5%, тогда как в среднем по Казахстану этот показатель не выше 1,8%. Нарочитое вытирание крупными купюрами ботинок, разбрасывание золотых монет на шашу на свадьбах в 1000 человек на зарубежных курортах, поедание тортов за $100 тыс. членами семей осуждённых за коррупцию чиновников и 12-часовое таскание тележек за 500 тенге в день в реальности молодого и неглупого парня, приехавшего на заработки в город из аула – кому не снесёт крышу такой диссонанс в неродном месте, где можно и нагадить?

F: Почему у нас высокий NEET, несмотря на бесплатное профтехобразование и бесплатную 11-летку, гранты в вузы и "Болашак", несмотря на нехватку рабочих рук (работников везут из Турции, Китая, Кыргызстана, Узбекистана и т.д.)?

- Основным фактором влияния на индекс NEET является сужение доступа к получению среднего специального и высшего образования молодёжи после школы. Сегодня средняя годовая стоимость обучения на бакалавриате в Алматы составляет 797 тыс. тенге с долей грантовых мест не выше 28% (по РК в среднем цены на 42% ниже, а доля грантовых мест лишь 14%). К примеру, в МГУ им. Ломоносова цены равные с учётом общежития с долей грантовых мест 65%, включая нерезидентов РФ. В колледжах РК стоимость года обучения - 333 тыс. тенге, а в столице России в самых престижных колледжах учат бесплатно со стипендией 80 тыс. тенге в месяц, либо для платных отделений та же сумма с общежитием плюс 100% трудоустройство. Ценовой мониторинг, сравнение качества обучения и доли грантовых мест даёт простой ответ, почему талантливая молодежь покидает нашу страну, обеспеченная получает образование, а малообеспеченная молодёжь остаётся без образования и достойного заработка.

Почему есть дефицит рабочей силы со средним техническим образованием? Потому что до сих пор при явной нехватке вузов для «белых воротничков», число колледжей по очным местам втрое меньше вузов по всему Казахстану. Например, в Алматинском ареале дефицит колледжей составляет от 72% до 100% для нуждающейся в среднем образовании молодежи. При этом качество обучения и выбор профессий в системе ТиПО номенклатурным методом по ОКЭД привели к тому, что бесплатно обучаются профессиям, которые можно приобрести прямо на производстве на базе 9 классов: – парикмахеры, официанты, горничные. А вот отделения востребованных технических профессий все платные и, значит, недоступные для малообеспеченной молодёжи. То есть в текущем виде система ТиПО – это статистическая показуха, а не реальный сегмент образования. Ни один колледж в Казахстане не оснащён нормальными учебно-производственными центрами или симуляторами, как вся мировая система ТиПО.

Есть два мнения: 1) большинству школьников «не по уму» весь объём нынешнего среднего образования и им вполне бы хватило 6 классов, без всяких интегралов и «Войны и мира»; 2) школьники у нас сплошь умные, им надо преподавать предметы на трёх языках. На чьей вы стороне?

- В частной системе школьного образования опытные педагоги (основатели таких школ) находят ниши – концентрируются на конкретных ступенях обучения и профессиональной ориентации с соответствующим составом педагогов и психологов. По моему глубокому убеждению, МОН РК нужно изучить удачный опыт таких школ и привязать через шефство и систему подушевого стипендиального финансирования учеников успешных школ. Например, если РФМШ, с сохранением качества своего педагогического состава, будет патронировать хотя бы 16 региональных математических школ, а те, в свою очередь, каждая по 10 районных – выстроится мощная система подготовки технических кадров по точным наукам с поставкой высшего качества абитуриентов в технические колледжи и вузы страны и мира. Если заработает анонсированные акиматом Алматы бесплатные факультативы по программированию «Майкрософт» во всех средних школах города, возможно, и получится какая-нибудь цифровизация.

Однозначно, даже в сельских школах 6 классов обучения для получения достойного заработка не хватит – комбайн «Джон Дир» без навыка управления бортовым компьютером не заведёшь, дойный аппарат для коров даже не включишь без риска убиться, закваску в молочном танке ручками безграмотной девицы не сделаешь. Неграмотная рабочая сила – головная боль любого работодателя. Для рабочих профессий недостаточно и 9 классов, нужно трудовое воспитание и специализированные навыки как минимум 2-3 курсов колледжа.

Перегибать палку и пытаться в 80% всех учеников запихать знания на трёх языках тоже не получится. Полагаю, МОН РК нужно отдать больше полномочий в регионы для выполнения регионального заказа на подготовку кадров в прямой зависимости от структуры местной экономики. При этом таковая свобода и ответственность нужны на районном уровне.

F: У нас 9-классники очень неохотно идут в колледжи на рабочие специальности. И это понятно: или кирпичи на морозе класть, или листовки в супермаркете раздавать – зарплата одна и та же. Есть ли способ изменить это отношение?

- В России вопрос решили крайне просто: в колледжах стипендия на 30% выше, чем в вузах, а доля грантовых мест - 65% вместо 45% в вузах. Способным учащимся гарантируется поступление в престижные вузы без ЕГЭ и конкурсов, а решившим выйти на рынок труда без высшего образования – 100% занятость с хорошими окладами, ускоренным движением очереди по муниципальному жилью. Выстраивание карьерной цепочки от момента, когда ученику 8-9 класса дали рекламный тизер колледжа, до его профессионального роста с получением социальных благ быстрее, чем у офисных работников – проверенный временем ещё советский инструмент привлечения в рабочие специальности.

F: Что нужно сделать прямо сейчас, чтобы: 1) сбить волну возмущения в обществе и 2) чтобы на улицах не убивали за кусок пластика?

- Создать независимый гражданский фронт. Свой аналитический ситуационный центр, собирающий воедино все жизненно важные вопросы безопасности, образования, здоровья и доступа к социальным благам для населения – друг для друга. Объединить деятельность свыше 22 тыс. НПО по Казахстану. И начать с самого доступного – провести свою собственную реформу квартального и поселкового самоуправления через легитимные институты народных собраний и жилищных кооперативов. Создавать центры дополнительной подготовки молодёжи при предприятиях, на селе – фермерские выездные школы по дуальной системе.

Каждый родитель должен включиться в общее республиканское движение по коучингу старшеклассников по ранней профессиональной ориентации, по знанию гражданских прав, по мерам безопасности жизни, здоровья, имущества для самих себя и своих близких. Каждый из нас может потратить два часа в месяц, собрав аудиторию из 30-50 детей, поделиться опытом не только со своими детьми, но и с их сверстниками. Но это даст колоссальный эффект возрождения института наставничества. Каждый мастер может посвятить лишь один час своего трудового времени в 1 четверть 10-15 старшеклассникам в своем цехе для демонстрации хитростей мастерства, но это даст колоссальный сдвиг в сознании ребят.

Только мудрым советом, личным примером, готовностью выйти из своей зоны комфорта и поделиться компетенциями и опытом с молодёжью 15-20 лет можно добиться изменений. Начните с себя, со своей семьи, со своей улицы и квартала, и тогда гражданское сплочённое общество в считанные месяцы превратится в силу. Мы сможем добиться создания республики с качеством жизни человека как ключевым экономическим ресурсом.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить