Анализируй и управляй: как наладить работу с big data

12974

В последние несколько лет всем стало очевидно: большие данные помогают бизнесу заработать

ФОТО: © Depositphotos.com/everett225

При этом компании сталкиваются с рядом проблем: объемы данных растут, правительства ужесточают законы, связанные с хранением и обработкой информации, возникают всяческие непредвиденные ситуации. Как использовать данные эффективно и внедрить работу с ними в повседневную жизнь бизнеса? В консалтинговом агентстве BCG считают, что для этого необходимо наладить управление данными.

Разумеется, лидеры отраслей активно внедряют big data. Ретейл, телекоммуникации, фармацевтика, банкинг, страхование – это те сферы, где уже опробованы продвинутые аналитические методы работы с большими данными. Все понимают, что это снизило расходы и увеличило прибыль. Однако слишком часто компании останавливаются на достигнутом, не желая масштабировать изначальные успехи.

Для того чтобы расширить анализ данных, необходимо выработать определенные навыки. В BCG подготовили рекомендации, которые помогут бизнесу сформировать новые подходы к работе с данными и преуспеть в сегодняшней информационной гонке.

Что мешает управлять big data

Управление данными направлено на улучшение качества big data. Под управлением следует понимать как организационные, так и технические элементы. Компании в основном жалуются на качество, полноту, точность получаемых данных, на трудность доступа к ним. Все эти проблемы решаемы, если серьезно взяться за определенные процессы.

В первую очередь необходимо определить, что мешает улучшить качество больших данных и внедрить эффективное управление ими. Есть три наиболее распространенные причины.

Завышенные ожидания. Технологическая революция была настолько стремительной, что многие компании уже наслаждаются результатами внедрения искусственного интеллекта и прочих цифровых прелестей. Аппетиты растут, и менеджмент ожидает быстрого эффекта от big data.

Нехватка ресурсов и навыков. Большие данные появились не так давно, и у большинства бизнесов мало опыта управления ими. Не хватает ключевых специалистов – например, топ-менеджеров, у которых были бы необходимые опыт и знания, чтобы налаживать процессы работы с данными.

Непонимание концепции big data. Пожалуй, это главное препятствие – отсутствие представления о том, что такое большие данные и почему их влияние на бизнес огромно. Многие менеджеры до сих пор уверены: все, что связано с данными, – зона ответственности IT-специалиста. Между тем компьютерщики зачастую недостаточно глубоко понимают, какую роль играют большие данные в работе всей компании.

Четыре принципа управления данными

  • Структурирование данных. С этого нужно начинать всегда. Упорядочивание данных позволяет инвентаризировать информацию и создать некий язык, понятный всей компании. Описание данных, создание глоссария, модели работы – все это подразумевается под структурированием. В той или иной форме большинство компаний упорядочивает данные уже несколько десятилетий. Методы, правда, устарели – необходимо создавать их заново.
  • Политика данных. В BCG убеждены: куча инструкций ни к чему. Нужно определиться с критериями измерения качества данных, распределить обязанности и во главу угла ставить результат. Существуют компании, которые пошли по ложному пути: стали разрабатывать длинные документы, в которых стремились учесть все аспекты работы с big data. На это могут уйти годы, а получится неповоротливая махина – «министерство данных». Этого лучше избегать.
    Измерение качества данных – задача непростая. Критериев оценки по меньшей мере два десятка. Некоторые – вполне простые. Например, полнота полученной информации. Другие – весьма запутанные, вроде точности данных. Как эту точность измерить? Для этого необходимы сложные инструменты оценки бизнес-процессов. Если вы сомневаетесь, работайте по принципу «проще да лучше».
  • Гигиена данных. Создать лист с бесчисленным количеством рядов и колонок в Excel проще простого. Хранить терабайты информации тоже в общем-то несложно, а вот представить все это в удобоваримой форме – та еще задачка. Особенно сложно выбрать необходимое при подготовке к дискуссиям с сотнями коллег, разбросанных по миру. Для того чтобы подобное стало выполнимым, BCG советует внедрять правила гигиены данных. Эти нехитрые правила работы с большими объемами информации помогут эффективно управлять данными.
  • Менеджмент данных. Чтобы управлять данными, нужна целая команда, включающая в себя как айтишников, так и специалистов по улучшению бизнес-процессов. Отвечает за всех директор по данным (Chief Data Officer), а помогает ему в этом департамент по работе с данными. Именно сотрудники этого департамента занимаются общими процессами, связанными с big data.

Директор по данным готовит стратегию работы с данными, разрабатывает глоссарий, определяет общие принципы сбора и анализа информации, разбивает весь процесс на составные части. Кроме того, он выявляет, какие данные приоритетны для бизнеса, координирует внедрение big data и определяет, в чем ценность данных. От слаженной работы департамента по работе с данными теперь зависит успех бизнеса в целом.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить