Air Kazakhstan начнёт летать во второй половине 2015

21939

В Казахстане появится новый авиаперевозчик для ближних рейсов, но, несмотря на глобальные тенденции, он не будет дискаунтером

Фото: Bombardier

Еще в 2012 Deloitte озвучил свой прогноз, согласно которому авиационные компании будут вести борьбу за выручку, предпринимая агрессивные действия для дальнейшего роста, и сокращать издержки с целью поддержать рентабельность.

Прогнозы эти сбываются. Так, в начале сентября франко-голландский авиаперевозчик Air France-KLM сообщил о новой стратегии компании, основанной на сокращении расходов и развитии на внутриевропейских маршрутах собственного лоукостера Transavia, который в будущем смог бы конкурировать на быстрорастущем рынке с Easyjet и Ryanair. Согласно планам руководства, Transavia France должна стать полноценным паневропейским бюджетным перевозчиком.

Как отмечается в сообщении компании, ее бизнес терпит хронические убытки в сфере ближних пассажирских перевозок, а также в сегменте грузоперевозок. Согласно июльскому прогнозу Air France-KLM, EBITDA в 2014 составит 2,2–2,3 млрд евро, что ниже целевого показателя в 2,5 млрд евро.

Несколькими месяцами ранее о консолидации низкобюджетных активов под новым брендом Wings объявила группа компаний Lufthansa. В состав «дочки» войдут существующие лоукостер Germanwings и региональный оператор Eurowings (получит статус низкотарифного и рейсы внутри континентальной Европы), а также дальнемагистральный бюджетный перевозчик, которого пока только предстоит создать. Уже к весне 2015 Lufthansa должна полностью передать Germanwings все рейсы, выполняемые из неосновных аэропортов (за исключением Франкфурта-на-Майне и Мюнхена). Для реализации этой программы парк воздушных судов Germanwings увеличат до 60 самолетов.

В Казахстане в 2015 также появится новый авиаперевозчик для ближних рейсов, но, несмотря на упомянутые глобальные тенденции, не дискаунтер. Речь идет о создании второй национальной авиационной компании Air Kazakhstan, которая будет работать как на межрегиональных авиалиниях в пределах Казахстана, так и на ближнемагистральных авиалиниях с соседними странами.

«Рынок гражданской авиации Казахстана является конкурентным, по определенным маршрутам рейсы выполняются несколькими авиакомпаниями. Например, по маршруту Алматы – Астана их осуществляют АО «Эйр Астана», АО «Авиакомпания SCAT» и АО «BEK AIR», – рассказывает Forbes Kazakhstan Асет Абдыгаппаров, управляющий директор АО «Самрук-Казына», председатель совета директоров АО «Авиационная компания «Air Kazakhstan». – Этот рынок интересен для новых игроков, однако надо понимать, что население у нас небольшое и, соответственно, авиакомпаний должно быть немного – но предоставляющих качественные и безопасные услуги».

На сегодня рейсы по внутренним маршрутам в республике выполняют пять авиакомпаний – АО «Эйр Астана», АО «Авиакомпания SCAT», АО «BEK AIR», АО «Авиакомпания «Жезказган-Эйр», АО «Авиакомпания JETYSU». В скором времени к ним присоединится Air Kazakhstan.

Напомним, что о создании еще одного национального авиаперевозчика объявил Нурсултан Назарбаев во время встречи с президентом канадской Bombardier Пьером Бодуэном в феврале этого года. Глава государства выразил заинтересованность в приходе на рынок столь известной компании и напомнил, что подобным образом создавалась «Эйр Астана» – совместно с британской BAE Systems, которой принадлежит 49% акций. Этот опыт управления, по его мнению, можно использовать и теперь.

Стоит отметить, что в новой авиакомпании участие ФНБ «Самрук-Казына» также составит 51%. 49% будет принадлежать частным акционерам, но кому именно, в фонде пояснять не стали.

В планах компании начать полеты уже во второй половине 2015 года. По словам управляющего директора «Самрук-Казыны», в соответствии с установленным порядком лицензию планируется получить до начала полетов, после поставки воздушных судов и включения их в сертификат эксплуатанта.

Как сообщает Абдыгаппаров, сейчас авиакомпания находится в процессе определения оператора – западного менеджмента, имеющего успешный опыт реализации проектов по созданию авиакомпании в целях удовлетворения потребности в региональных перевозках пассажиров и грузов. Одним из вероятных кандидатов является канадская Canadian Metro Airlines Inc., обладающая существенным «послужным списком» налаживания региональных авиалиний и управления ими. Руководство иностранных менеджеров будет осуществляться на этапе становления Air Kazakhstan, но в дальнейших планах – привлечение в него отечественных специалистов.

Оператор определит конкретную маршрутную сеть, наиболее отвечающую целям и задачам авиакомпании, и выберет соответствующие этим требованиям воздушные суда. «В настоящее время рассматриваются лайнеры трех потенциальных производителей – Embraer, Bombardier и АТR. Как один из возможных вариантов рассматривается приобретение турбовинтовых воздушных судов производства канадской Bombardier типа Q400 NextGen», – информирует собеседник Forbes Kazakhstan.

Следует отметить, что ранее было объявлено о заключении партнерского соглашения с Bombardier на поставку 10 самолетов, которые будут задействованы именно на межобластных авиалиниях.

Что касается стоимости судов, то авиакомпания в процессе проведения конкурса смогла снизить цену с изначально предлагаемых $23 млн и будет закупать их с дисконтом – $21,5 млн за единицу (включая пакет обслуживания и обучения стоимостью $1,1 млн), тогда как каталожная стоимость Q400 NextGen составляет около $30 млн.

Структура финансирования проекта будет зависеть от выбора типа воздушного судна. Например, если будет приобретаться Bombardier или АТR, то по требованиям западных финансовых институтов финансирование новой авиакомпании будет осуществляться на 20% из собственных средств акционеров авиакомпании и на 80% через финансовый лизинг. Если будет выбран Embraer, то доля участия акционеров должна быть увеличена до 25%. В конкурсе принимают участие такие крупные международные финансовые институты, специализирующиеся на авиасекторе, как Export Development Canada, Brazilian Development Bank, Dubai Aerospace Enterprise, Nordic Aviation Capital. В данный момент наилучшим предлагаемым условием является стоимость заемного финансирования трехмесячный LIBOR + 3,18%, или 5,18% фиксированной ставки (с учетом стоимости float to fixed свопа 2%).

Работы по созданию авиакомпании ведутся с привлечением бизнес-консультанта из авиационного сектора – российской компании «Центр стратегических разработок в гражданской авиации». Данный консультант имеет полный набор фактических, технических и экономических данных по рассматриваемым воздушным судам в реальных условиях эксплуатации в России и СНГ. То есть при принятии решения изучаются не только заявляемые поставщиком характеристики.

Также фонд ведет работу по привлечению в качестве независимого директора специалиста с опытом развития авиакомпаний. На сегодня одним из кандидатов является Деннис Рюйтер, который проработал на руководящих должностях в KLM более 25 лет. Имеет опыт развития бизнеса в Казахстане и Центральной Азии, Судане и Эфиопии.

«При принятии решения об участии в создании новой региональной авиакомпании «Самрук-Казына» в первую очередь смотрел на параметры экономической эффективности проекта. Ожидается, что компания начнет получать прибыль уже на третий год деятельности. Срок окупаемости инвестиций акционеров – 9,5 лет. Доходность на вложенный акционерами капитал – на уровне 11%», – рассказывает Абдыгаппаров.

Совместно с привлеченным оператором до конца текущего года будут решены организационные вопросы деятельности новой авиакомпании по подбору кадров, пилотов, офиса, оформлению разрешительных документов и т. д. Поскольку отечественный рынок гражданской авиации испытывает кадровый голод в части летного, технического и прочего состава, подготовка пилотов сначала будет вестись в Канаде. Планируется сформировать часть экипажей из местных кадров в течение первого года.

На первом этапе у компании будут два аэропорта базирования – в Алматы и Астане. На второй год эксплуатации планируется добавить третий аэропорт базирования – либо Актау, либо Атырау.

«В стране должны работать надежные авиакомпании, соответствующие всем международным требованиям и стандартам, при этом необходимо обеспечить соответствующий уровень приемлемых цен на авиабилеты. По нашим ожиданиям, Air Kazakhstan будет соответствовать всем указанным требованиям», – заявляет Асет Абдыгаппаров.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить