Тулемис Шотанов: Партнёрство с бизнесом повышает рентабельность

6210

АЗС сегодня — это не просто колонки с топливом под открытым небом, как в советских фильмах. Это целый технологический комплекс и специфичный бизнес, в котором основную прибыль давно приносит не только топливо. Об этом рассказал первый заместитель – заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» Тулемис Шотанов

Тулемис Шотанов — первый заместитель генерального директора – заместитель по коммерческим вопросам ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері»
Фото: архив пресс-службы
Тулемис Шотанов — первый заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері»

Тулемис Садыкович, расскажите, что такое АЗС как отдельный бизнес, какие здесь есть «подводные камни»?

- Автозаправочные станции как бизнес – это очень интересное и специфичное направление. Но прежде чем идти на этот рынок, следует его досконально изучить. Потому что здесь есть свои сложности. Начиная с вопросов обеспечения, то есть где вы будете покупать топливо, где вы его будете хранить, как доставлять. Это еще и учёт топлива, наём персонала, знание технологических особенностей функционирования АЗС, вопросы техники безопасности, маркетинга, продвижения; работа с потребителями, развитие сопутствующих услуг на АЗС. Это направление, кстати, становится все более развитым – это и магазины, и пункты замены масел, и СТО, и кемпинги, где автолюбители могут отдохнуть, зоны кафе, фастфуд и так далее. В странах, где этот бизнес уже устоялся, более 60% прибыли генерируется именно сопутствующими услугами. К этому идём и мы.

Сколько стоит "вход" в этот бизнес?

- У людей есть стереотип о том, что все, что связано с нефтяным бизнесом, а реализация нефтепродуктов является частью нефтяного бизнеса, - это очень высокодоходный, маржинальный бизнес.

Но так ли это? Мы уже говорили о вопросах, которые приходится решать собственнику бизнеса: стоимость сырья, стоимость хранения и так далее. К тому же сегодня к заправкам есть определённые достаточно жёсткие требования, СанПиНы. И если вы хотите развивать бизнес АЗС, вам необходимо получить отвод земли, оформить все документы, построить эту современную станцию... Это все капитало- и трудоёмко. И это очень большие затраты. Конечно, начинающему предпринимателю это не под силу.

И как быть начинающим предпринимателям? Получается, что для них своя АЗС – недосягаемая мечта?

- Не обязательно. У нашей компании есть несколько успешных программ сотрудничества с малым и средним бизнесом с элементами государственно-частного партнерства. Одна из них предусматривает передачу АЗС компании в управление партнёру, то есть своего рода аутсорсинг, другая – переход частных АЗС под бренд «КазМунайГаз», или франчайзинг. По обеим программам за каждый проданный литр топлива партнёр получает процент – вознаграждение.

Партнёр на аутсорсинге из общей суммы вознаграждения выплачивает аренду помещения, покупку бензина, зарплату сотрудникам, мелкий ремонт. Оставшаяся сумма – его личный доход. Это мотивирует его экономить, оптимизировать процессы, повышать рентабельность АЗС. Наша выгода, отмечу, в высокой рентабельности станций и сопутствующих сервисов. Получается, что денежные инвестиции для предпринимателя минимальны.

К тому же, поскольку партнёрские АЗС на равных входят в сеть «КазМунайГаз», мы помогаем партнёрам с обучением сотрудников, внедрением стандартов обслуживания и требований к качеству продукта. При этом «КазМунайГаз» берёт на себя все заботы по обеспечению топливом АЗС партнёров. Как известно, это значительная часть всех затрат на литр топлива и позволяет участвовать в бизнесе без больших вложений в оборотные средства.

На сегодня почти половина автозаправочных станций сети «КазМунайГаз» передана в управление партнёрам. Компания планирует продолжать программы сотрудничества и поддержки казахстанских предпринимателей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить