Почему система КПУ не подтвердила свою необходимость?

12448

С начала 2018 казахстанцы могли столкнуться с проблемой дефицита ГСМ на рынке. Однако ситуации удалось избежать, а каким образом — пояснил председатель комитета нефтегазовой промышленности президиума НПП РК «Атамекен», советник председателя Ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «КАZENERGY» Данияр Абулгазин

- В соответствии с требованиями закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», производство и реализация нефтепродуктов должны были осуществляться через контрольные приборы учета (КПУ) с передачей данных в онлайн-режиме уполномоченному органу - Комитету государственных доходов МФ РК, - начал беседу Данияр Абулгазин. - Эти требования вступили в силу для НПЗ и мини-НПЗ с 1 января 2017, а для нефтебаз и АЗС – с 1 января 2018. Последними поправками в законодательство были отменены требования по обязательной установке КПУ для нефтебаз, а для АЗС были перенесены сроки:

- с 1 января 2019 – для АЗС, расположенных на территории столицы, городов республиканского, областного и районного значения;

- с 1 января 2021 – для остальных АЗС.

Были ли предпосылки для внесения поправок?

- Могу сказать, что обсуждение по вопросу внедрения системы КПУ проводилось много раз в течение нескольких лет с участием госорганов и субъектов рынка. В связи со обширным перечнем технических, финансовых и правовых вопросов, которые должны были быть решены для реализации этой задачи, неоднократно переносились сроки введения в действие законодательных норм.

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», ассоциация «KAZENERGY», Топливная ассоциация и другие участники рынка постарались всесторонне изучить проблематику вопроса и предложить комплексное решение, удовлетворяющее участников рынка оборота ГСМ с учетом задачи, поставленной соответствующими госорганами, в области снижения теневого оборота ГСМ в Казахстане. А именно необходимо было найти способы и решения технических вопросов по установке КПУ и достоверному учету на приеме и отгрузке по всей цепочке оборота ГСМ, подтвердить, готова ли система приёма и передачи данных.

А также соответствие ранее установленных КПУ требованиям законодательства, возможности по своевременной установке в связи с недостаточным наличием количества КПУ на рынке и сроками реализации данной программы, дополнительные незапланированные финансовые затраты компаний, и т.д.

Но самое главное, никто не мог четко обосновать достоверность и достаточность сведений для государственных органов при реализации программы установки КПУ. http://atameken.kz/ru/news/26195-daniyarabulgazin

В 2017 году провели ряд совещаний, в том числе и выездных, совместно с государственными органами и «Атамекен» на нефтебазы и АЗС в Астане, что позволило в практической плоскости увидеть все проблемы, о которых было сказано. По результатам работы мы лишний раз убедились в нереалистичности и излишнем объеме данных, которые должны получать участники процесса, дублировании имеющейся системы контроля. http://atameken.kz/ru/news/27394-k-neftyanomu-kollapsu-privedet-ustanovka-kontrol-nyh-priborov-ucheta

Затраты, по нашим оценкам, на нефтебазах для закупки КПУ, соответствующих требованиям, составили бы более 59 млрд тенге, а на АЗС – более 8 млрд тенге. Помимо расходов на приобретение приборов учета, также необходимы проведение строительно-монтажных работ, госэкспертизы, экспертизы промышленной безопасности, аттестации приборов, что приведёт к дополнительным затратам.

Также стоит учитывать будущие операционные затраты на передачу данных оператору, и на данный момент точная цифра еще не определена. Первоначально было 75 тыс. тенге с одного КПУ, а их на нефтебазах насчитывается более 20 единиц (в дальнейшем было предложено рассматривать сумму в пределах 15 тыс. тенге с 1 КПУ). Со стороны бизнеса была высказано мнение, что стоимость должна быть ниже 5 тыс. тенге (здесь имеется опыт внедрения ККМ - контрольно-кассовых машин).

По итогам проведенной работы, я считаю, было принято правильное согласованное решение внести поправки в законодательство. Со стороны государственных органов мы также увидели понимание в сложившейся ситуации.

Какие ожидались последствия в случае, если бы ситуация для субъектов рынка нефтепродуктов не изменилась?

- Требования по оснащению производственных объектов КПУ не новы, но при этом не только у компаний не было четкого понимания технических, финансовых, организационных и других аспектов требований. Ведь с момента вступления в силу требований законодательства потребовалось еще несколько лет на разработку и согласование Правил установки КПУ, которые обозначили основные условия по практической реализации данной программы.

Помимо этого, только в 2017 оператором данных были разработаны инструкции, которыми регламентируются формат и условия, но при этом не были полностью освещены вопросы по совместимости ранее установленных КПУ с системой оператора, по расхождениям в получаемых данных и возможные пути устранения этих несоответствий. До настоящего момента остаются вопросы по получению полностью достоверных данных, т.е. система находится в доводке.

При этом, согласно заявлениям компаний, ввиду недостаточной готовности (как по техническим причинам, так и по финансовым), в случае непринятия данных законодательных поправок они были бы вынуждены остановить свою деятельность, что, учитывая их превалирующую долю на территории страны - из общего количества 359 нефтебаз и 3328 АЗС, могло бы привести к критической ситуации на рынке ГСМ.

Нельзя не отметить, что внедрение системы КПУ в её прежнем виде также привело бы к росту цен на ГСМ для розничного потребителя.

Не ослабят ли принятые поправки контроль со стороны государственных органов за незаконным оборотом ГСМ?

- С учётом действующей системы контроля и мониторинга оборота ГСМ в РК условия для такого контроля со стороны государственных органов не изменятся. Вся оптовая реализация в настоящее время осуществляется с подачей сопроводительных документов в уполномоченный орган в области оборота нефтепродуктов в электронном виде (онлайн).

В рознице на АЗС реализация учитывается контрольно-кассовыми машинами (ККМ) с онлайн-передачей данных.

В данной ситуации систему КПУ можно считать дублирующей функцией контроля. В свою очередь у правоохранительных органов на сегодня имеются все законодательные инструменты по привлечению к ответственности в случае недобросовестной работы отдельных участников рынка.

В завершение хотелось бы отметить, что «Атамекен», отраслевые ассоциации и другие участники рынка своими предложениями не стремятся к ослаблению государственного контроля за рынком ГСМ и готовы поддержать все предложения и инициативы правительства РК по уменьшению теневого оборота в данном сегменте экономики Казахстана, что будет способствовать дальнейшему совершенствованию правового поля и улучшению делового климата для бизнес-сообщества.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить