Недорогая топливная альтернатива

6389

Моторное топливо дорожает даже на фоне снижения цен на нефть. Однако потребление газа в стране не растет, хотя очевидно, что на это топливо перейти выгодно

Во многих странах мира сегодня каждая автозаправка помимо жидкого топлива реализует сжиженный газ. В Казахстане же пока «голубое топливо» непопулярно. Одна из причин – недорогой бензин и дизель, если сравнивать цену с другими странами.

На этой неделе Министерство энергетики РК в очередной раз установило план поставки сжиженного нефтяного газа (СНГ) на рыки страны на текущий месяц. Из документа понятно, что объёмы поставок практически не меняются. Очевидно, что основные потребители газа в стране –теплоэнергетические станции и крупные промышленные предприятия, а моторные потребители составляют мизер.

Между тем, СНГ успешно может использоваться в качестве моторного топлива для автотранспорта, с успехом замещая АИ-92. А в периоды дефицита светлых нефтепродуктов СНГ является реальной альтернативой для насыщения внутреннего рынка дешёвым, экологически чистым моторным топливом.

Да, в настоящее время, по словам министра энергетики Владимира Школьника, «бензина в стране более чем достаточно», и Казахстану не грозит дефицит горюче-смазочных материалов. В конце сентября он заявлял на брифинге: «В августе мы боялись, что будет дефицит топлива, и завезли 74 тыс. тонн. На сегодняшний день мы уже завезли 41 тыс. тонн, и сейчас наши запасы составляют 214 тыс. тонн. Если сравнивать с прошлым годом, то было 90 тыс. тонн запаса. Поэтому запасы 92-го бензина достаточны».

Однако надо принять во внимание еще массу факторов. В частности, в Казахстане регулярно один из трёх нефтеперерабатывающих заводов выходит на плановый ремонт. А импорт топлива из России может оказаться на этот период невозможным из-за каких-либо причин. При этом собственное производство СНГ в Казахстане однозначно избыточно. В июне 2015 министр Школьник сообщал, что страна производит 2,5 млн тонн сжиженного газа при внутреннем потреблении максимум 650 тыс. тонн. При этом, по данным за 2014, производство СНГ в Казахстане составило 2,4  млн тонн, а потребление на внутреннем рынке – 855 тыс. тонн. Если учесть, что планы поставки СНГ в регионы страны ежемесячно составляют чуть больше 41 тыс. тонн, то пока что потребление в текущем году у нас не превышает 500 тыс. тонн. Очевидно, что тот избыток газа, который поступает на экспорт, может насыщать и внутренний рынок моторного топлива.

Отметим, что в России уже разработана программа «Стимулирование использования газомоторного топлива и развития газозаправочной инфраструктуры в субъекте Российской Федерации на 2015-2023 годы». Среди целей этого документа: совершенствование нормативной правовой базы и создание системы программно-проектного управления в отрасли газомоторного топлива; обеспечение устойчивого роста спроса на газомоторное топливо в ключевых сегментах потребителей; обеспечение опережающего роста предложения газомоторного топлива и развития газозаправочной инфраструктуры, в том числе за счёт применения мер государственной поддержки отрасли газомоторного топлива и реализации инвестиционных программ  по развитию отрасли компримированного природного газа (КПГ) ключевых участников рынка.

Действительно, мировая тенденция перехода с жидкого моторного топлива на газообразное налицо. Причём основными причинами стали ценовая привлекательность СНГ по сравнению с традиционными видами топлива, относительно короткий срок окупаемости стоимости газобаллонного оборудования и его установки, экологичность и повышение экологических требований к выбросам загрязняющих веществ транспортом, а также безопасность газового топлива. Кстати, цены на СНГ на автогазозаправочных станциях успешно конкурируют со стоимостью бензина марки АИ-92. Так, розничная цена АИ-92  составляет от 122 до 130 тенге за литр, а СНГ – от 46 до 55 тенге за литр.

Стоит, однако, сказать, что тормозит процесс в нашей стране не только потребитель. Важнее всего то, что правительство не спешит разрабатывать чёткие технические регламенты, а также инструменты стимулирования, причём как потребителей, так и компании, реализующие СНГ. На данный момент в республике существует всего 11 автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), предназначенных для заправки автотранспорта компримированным природным газом. При этом три из них были построены в 80-е годы, в то время как остальные были введены в эксплуатацию с 2010 в рамках проектов развития рынка газомоторного топлива. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить