Кто заплатит за доходность «народных» акций KEGOC

17654

Экономист Петр Своик: «В среду, 3 декабря, заканчивается подписная кампания на приобретении акций высоковольтной электросетевой компании KEGOC в рамках Народного IPO. Эту кампанию можно назвать визитной карточкой реструктурированного правительства Карима Масимова»

На фоне официальных заявлений о «наступлении сложных лет» и корректировки бюджета «народная приватизация» – яркое оптимистическое пятно. Пожалуй, единственное, поскольку от параллельно объявленного «распечатывания» Национального фонда веет не столько масштабной валютной подпиткой национальной экономики, сколько масштабным форс-мажором.

Народное же акционирование во время экономических кризисов не затевается. Вот что говорится об этом на странице, посвященной Народному IPO, на сайте ФНБ «Самрук-Казына»: «При внедрении этого нововведения, безусловно, принимался во внимание опыт других стран. Анализ показывает, что народные IPO обычно проводятся в благоприятных экономических условиях. Например, в Великобритании такая программа была проведена под руководством премьер-министра Маргарет Тэтчер на рубеже 80-90-х годов. Тогда населению предложили акции крупнейших национальных компаний. Таких как «Бритиш Газ», «Бритиш Стил», «Роллс-Ройс», компаний электроэнергетического сектора, водной и угольной индустрии. В Казахстане народное IPO проводится на волне экономического роста».

Это утверждение хорошо ложится на установку главы государства, сделанную еще при анонсировании программы. «Народное IPO предоставит сотням тысяч простых казахстанцев возможность владеть акциями крупнейших предприятий, а также новый инструмент инвестирования и приумножения их сбережений и богатств», – сказал тогда Нурсултан Назарбаев.

И хотя намеченные сроки не раз переносились, а экономика за это время перешла от роста к трудностям, решимость правительства не отступать от намеченного весьма показательна. Давайте разберемся, почему.

Оттолкнемся  от самой свежей президентской установки: «Необходимо продолжить реализацию программы «Народное IPO». Мы должны вовлечь в программу максимальное число казахстанцев, чтобы каждый мог ощутить на себе рост нашей экономики через повышение собственного благосостояния». Кроме того, Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что акции должны попасть в руки простых людей, «а не нескольких крупных расторопных инвесторов, которых у нас много и которые за эти годы независимости хорошо преуспели, разбогатели. Сейчас они готовы опять «хапнуть» здесь тоже. Правительство должно следить. Необходима полная прозрачность всех процедур и доступность информации для всего населения».

Что же, начальная стоимость акций – 505 тенге за штуку – более чем «народна»,  уж такая-то сумма найдется у каждого. Правда, за эти деньги покупателю достается 0,000004% от уставного капитала KEGOC – стоит ли связываться? К тому же процедура приобретения довольна сложна, поэтому распространить акции среди большого числа казахстанцев заведомо не получится, и покупать имеет смысл как минимум пакетами в сотни или тысячи акций. Так, акции первой ласточки IPO – «КазТрансОйла» - приобрели около 35 тыс. человек. Это соответствует числу казахстанцев, имеющих достаточно серьезные накопления в банках. По всей видимости, и в случае с KEGOC «народность» ограничится примерно таким же количеством акционеров.

Впрочем, перед тем, кто думает о покупке львиной доли акций, как и перед тем, кто готов вложить в нацкомпанию 505 тенге, встает вопрос – зачем? Весь отдаваемый на приватизацию пакет – это лишь 10% от уставного капитала, поэтому речь идет даже не о миноритарном влиянии на компанию, а лишь о дивидендах. В «Инвестиционной декларации» KEGOC честно сказано - дивиденды могут быть, а могут и не быть: «Компания может выплачивать дивиденды как по итогам года, так и по итогам полугодия в зависимости от финансовых результатов. В соответствии с дивидендной политикой Компания намеревается выплачивать дивиденды в размере не менее 40% от чистого дохода за соответствующий финансовый период. Однако фактическая возможность выплаты дивидендов зависит от требований законодательства, которое ограничивает и даже может запретить выплату дивидендов. Кроме того, Совет директоров должен учитывать договорные и иные обязательства, принятые Компанией, и должен принимать во внимание любые иные факторы, в том числе финансовое положение Компании, прогнозы относительно ее финансового положения, потребности Компании в денежных средствах (например, для капитальных вложений и реализации инвестиционных программ)».

И вообще, если откровенно: «Компания является объектом нежелательных регуляторных изменений и находится в условиях жесткой регулируемой операционной среды. Доход и рентабельность Компании зависят от текущей тарифной политики, которая, в свою очередь, зависит от норм законодательства, в том числе принятых регулирующим органом, его толкования системы тарифного регулирования и его расчета тарифов. Структура долгосрочных тарифов может не обеспечить Компании необходимого уровня прибыли в случае существенных отклонений фактических объемов услуг и их себестоимости от запланированных. Изменения в требованиях об учете основных средств и структуре тарифов могут отрицательно повлиять на Компанию. Несмотря на то, что структура Предложения сформирована с учетом требований законодательства Казахстана, оно может быть истолковано как противоречащее требованию о запрете приватизации НЭС. Изменение статуса Компании в качестве Системного оператора окажет значительное негативное воздействие на работу и перспективы Компании. Интересы Фонда как основного акционера Компании могут отличаться от интересов Компании и от интересов держателей ее акций».

В Меморандуме перечислены и другие риски, но мы выбрали те, которые относятся к естественно-монопольному положению KEGOC. То есть экономика компании в решающей степени определяется устанавливаемыми для нее тарифами на передачу электроэнергии, на техническую диспетчеризацию и на организацию балансирования производства-потребления электроэнергии. Политика же эта честно отражена в Меморандуме, как достаточно изменчивая: «Тарифы Компании устанавливаются по методу «затраты плюс фиксированная прибыль». Ранее действовавшее законодательство позволяло компании обращаться за утверждением предельных тарифов на период от одного года. Однако, в соответствии с последними изменениями, в 2015 компания должна будет обратиться за утверждением тарифа на срок не менее 5 лет. То есть, от того, какие тарифы утвердят в следующем году, будет зависеть прибыль и, соответственно, дивиденды, в ближайшие 5 лет. Причем важен даже не уровень тарифов на 2015, а способность KEGOC и правительства угадать перспективу до 2020 включительно - иначе не приходится рассчитывать не только на дивиденды, но и вообще на нормальную жизнедеятельность.

Кроме того, между конкретным дивидендным процентом на приобретенную акцию и обещанными 40% от возможной прибыли прямой связи нет. Поэтому даже примерно прикинуть, что принесут каждые потраченные 505 тенге (не лучше ли положить их на депозит или добровольно отчислить в ЕНПФ?) – пока не представляется возможным. К тому же эти 40% обещает KEGOC, тогда как его акционером является правительство, которое никаких инвестиционных или тарифных деклараций не публиковало. В общем, для покупателей акционирование электричества – это игра втёмную.

Теперь давайте выясним, зачем это надо самой компании. Все 10% проданных акций принесут KEGOC 13 млрд тенге: много это или мало для компании, нужны ли ей эти деньги и на что их предполагается пустить? В меморандуме об этом - ни слова. Зато отчеты KEGOC позволяют получить некоторое представление об имеющихся экономических потоках.

 

Январь-сентябрь

(в миллионах тенге)

2014

2013

Операционная деятельность

10 124

11 765

Инвестиционная деятельность

17 153

14 453

Финансовая деятельность

3 710

1 865

Иными словами, выручка от акционирования может с запасом покрыть годовые эксплуатационные издержки, но совсем недотягивает до годовой инвестиционной потребности, которую KEGOC и безо всякого акционирования из года в год обеспечивает через заимствования. Это кредиты Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), предоставленные для реализации проектов «Модернизация национальной электрической сети», «Модернизация национальной электрической сети, II этап», «Строительство второй линии электропередач 500кВ транзита Север-Юг Казахстана», «Схема выдачи мощности Мойнакской ГЭС», «Строительство ПС 500кВ Алма с присоединением к НЭС Казахстана линиями напряжением 500,220 кВ» и «Реконструкция ВЛ220 кВ ЦГПП-Осакаровка».

Всего на 30 сентября 2014 сумма задолженности KEGOC по этим кредитам - 109,8 млрд тенге.

 

МБРР

ЕБРР

Всего

 

(млн тенге)

(млн тенге)

(млн тенге)

Краткосрочная часть займа

3 871

8 920

12 792

1 до 2 лет

4 547  

7 875  

   12 423  

2 до 3 лет

4 664

7746  

   12 410  

3 до 4 лет

      4 787  

7 601  

   12 388  

более 4 лет

27 525  

  32 230  

   59 756  

Долгосрочная часть займа

41 523

55 452

96 976

Всего

45 395

64 373

109 767

Как видим, разовые поступления от Народного IPO мало что меняют в ежегодной инвестиционной деятельности KEGOC: 13 млрд тенге как раз хватит лишь на выплату текущего вознаграждения банкам-кредиторам.

В итоге получается загадочная картина. С одной стороны, мы имеем отнюдь не сотни тысяч, а на порядок меньшее количество «народных акционеров», заплативших деньги за «ценные бумаги», вся ценность которых определяется предположительными дивидендами, величина и вероятность которых не определены.

С другой – мы имеем компанию, 10% акций которой продаются ради чего-то неведомого и не обозначенного в Меморандуме ни по направлениям использования, ни по ожидаемой отдаче. Да и не такие это серьезные для столь крупной компании деньги.

Спрашивается, в чем задумка? Боюсь, в Народном IPO как таковом. Объявлено – проводится. И на это можно было бы не обращать внимания, если бы не… ЕНПФ. Ведь на этот раз в IPO включена и накопительная пенсионная система. А тут уж правительству в лице Минэнерго и КРЕМ (Комитета по регулированию естественных монополий) придется обеспечивать KEGOC такую доходность, чтобы дивиденды были ежегодными, причем и с превышающим инфляцию процентом. Через повышение тарифов, разумеется, – иного не дано.

То есть, акции KEGOC станут действительно ценными бумагами, доходность по которым будут обеспечивать все потребители электроэнергии – экономика и казахстанский народ. Причем в пользу не только будущих пенсионеров, но и тех нескольких тысяч наших сограждан, у которых хватило прозорливости (и – средств) стать «народными акционерами».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить