Удорожание дизтоплива в РК повлияет на цены на продукты

14160

В конце первой декады августа стоимость дизельного топлива на АЗС Алматы выросла сразу на 9 тенге за литр

Фото: Виктор Бурдин

Как уже сообщал Forbes.kz, приказ Министерства энергетики Казахстана о дерегулировании цен на летнее дизтопливо вступил в силу в понедельник, 8 августа. После этой даты стоимость топлива фактически была отпущена в свободное плавание и стала формироваться на рыночных условиях. По данным вице-министра энергетики Асета Магауова, правительство пошло на такой шаг из-за большой разницы в ценах с соседними государствами: в России дизтопливо в эквиваленте стоит 185 тенге за литр, в Казахстане государство держало цену в пределах 99 тенге. Из-за этого наблюдается большой отток «дизеля» за рубеж, в частности – в Киргизию.

По словам г-на Магауова, после снятия госрегулирования цен на дизельное топливо, возможно, будет продаваться по 115 тенге за литр. Но пока рост оказался не таким резким, как предсказал чиновник. В понедельник, 8 августа, цена на дизтопливо подскочила пока до 108 тенге за литр - причем такой ценник держится на заправках разных сетей в Алматы. К слову, стоимость бензина Аи-92 (цену на этот вид топлива государство прекратило регулировать годом ранее) в июле-августе 2016 тоже стала расти. Если в начале лета на многих АЗС южной столицы он стоил в пределах 122-125 тенге за литр, то сейчас продается уже по 126-128 тенге.

Предприниматель Маргулан Сейсембаев, работающий в том числе в сфере АПК, уверен, что рост цен на дизтопливо отразится на казахстанских аграриях и конечной цене сельхозпродукции.

- А что делать, если правительство так и не смогло создать нормальный рынок ГСМ? – задается фактически риторическим вопросом г-н Сейсембаев.

Директор ТОО «OilGasProject» Жарас Ахметов тоже полагает, что рост цены дизельного топлива скажется на издержках сельхозпроизводства.

- Но трудно сказать, насколько значительным будет это влияние - Комитет по статистике отслеживает примерно 600-700 сельхозпредприятий в стране, а это - капля в море, - говорит эксперт. - Потом, надо помнить, что львиную долю того, что нам попадает на стол, обеспечивают личные подсобные хозяйства, слабо оснащенные техникой. Поэтому будет рост транспортных издержек, но с учетом того, что тарифы и так сильно выросли в прошлом, особенно у КТЖ, я не жду сильного скачка цен.

Заведующий отделом экономики органического сельского хозяйства Института экономики АПК и развития сельских территорий Владимир Григорук говорит: всякое повышение цен на энергетические ресурсы всегда отражается на цене продовольствия, которое производят фермеры Казахстана.

- Вполне естественно, что подорожание дизтоплива на 10% в составе прочих затрат может повлиять на себестоимость, например, овощей, на 2-3%. Это в крупных хозяйствах, где применяется техника, - объясняет эксперт. - Там, где производство механизированное и много техники, например, в зерновой сфере, удорожание топлива может сказаться в большей мере на себестоимости продукции, где-то на 4-5%. Но нельзя сказать, что повышение цен на дизтопливо сразу отразится на себестоимости зерна в таких пределах – в большей степени это повлияет на стоимость уборки урожая. Ведь все предыдущие виды работ выполнялись при прежней стоимости топлива. Естественно, рост стоимости топлива отразится и на доходах фермерах, потому что часть своей выручки они должны будут потратить на более дороге топливо.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить