Как Казахстану увеличить мировой спрос на нефть и усилить тенге

11402

Об этом рассуждает директор аналитического департамента ИК «Golden Hills - КапиталЪ АМ» Михаил Крылов

Каким будет курс тенге и куда пойдут котировки казахской биржи, сильно зависит в эти дни от баланса спроса и предложения на рынке нефти. С нашей точки зрения, 335 тенге за доллар - курс не самый выгодный, и скоро котировки казахстанской валюты могут серьёзно улучшиться.

По оценке управления энергетической информации Министерства энергетики США, мировой спрос на нефть в 2015 достиг 93,8 млн баррелей в день. Бытует мнение, что спрос стремительно приближается к 100 млн баррелей в день. Отметим, что в этом случае тенге скоро начнёт расти самостоятельно, без чьей-либо помощи. Но, на наш взгляд, помощь всё-таки нужна; и курс тенге можно исправить самим, поработав над спросом на нефть.

Необходимость прогнозирования макроэкономики РК повышает актуальность вопроса о том, продолжится ли позитивная динамика спроса дальше: в секторе перегонки в бензин и дизельное топливо и в секторе производства электроэнергии и мазута.

Перегонка бензина, дизеля и других видов топлива для перевозок по шоссе, морю, воздуху и железной дороге (тепловозы) объясняет около 50% мирового спроса на нефть. В течение года мы ожидаем повышение спроса на дорожную доставку грузов на 3,5%. Но это в мире в целом. А можно и больше, и притом в отдельно взятой Республике Казахстан.

Во-первых, РК имеет огромные резервы для развития транспортной инфраструктуры. Если на казахстанских просторах активно развернуть дорожное строительство и увеличивать коммерческие перевозки быстрее ВВП, это существенно ускорит повышение спроса в данном сегменте. Разумеется, для развития доставки грузов по воздуху и по железной дороге нужны серьёзные вложения в транспортную инфраструктуру.

Во-вторых, у Казахстана большие возможности для повышения экономической активности. Создание централизованной логистической цепи на территории республики поможет без особых государственных вложений решить вопрос экспоненциального повышения спроса на нефть с помощью создания дополнительных условий для предпринимательской деятельности в отдельных регионах и даже районах.

Многие говорят, что никто не ждёт от спроса на нефть сильного роста, но это, как правило, политизированная точка зрения. Надо понимать, что есть пределы совершенству, известные ОПЕК. Например, в одном из её отчётов утверждается, что само по себе развитие перевозки грузов во всём мире способно увеличить спрос одной только отрасли дорожной доставки на "чёрное золото" на примерно 1,38 млн баррелей в день в период до 2040. Но есть и пределы, неизвестные в ОПЕК. Например, за год Казахстан может самостоятельно увеличить спрос доставки грузов на нефть на 0,4-0,5 млн баррелей в день.

Дальше - больше. В сфере авиаперевозок и космоса ОПЕК закладывает в прогнозах рост на 0,5-1 млн баррелей в день на весь срок до 2040. А мы считаем, что за счёт евразийской интеграции, а также развития космических услуг и внутренних перелётов за год прибавить на этом факторе можно около 20-30 тыс. баррелей. Морской и ж/д-грузооборот в мире уже растёт по 4-5% в год, и дополнительного спроса на нефть от него будет порядка 0,08 млн баррелей в день за год, но если интенсифицировать транзит через РФ в Казахстан и из него, то прирост получится намного больше. Иными словами, прогнозы, сложившиеся ожидания в отношении рынка нефти представляют собой лишь отправную точку для последующего развития.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об интенсификации коммерческого грузооборота между Россией и Республикой Казахстан попутно с возможностью канализировать пассажирский трафик на отдельные транспортные пути. С этой точки зрения могут быть интересны перспектива строительства высокоскоростных железных дорог и опыт такого строительства в КНР. Практика показывает, что в Китае, где скоростной транспорт набирает популярность среди пассажиров, спрос ж/д-отрасли на нефть в 2-3 раза больше, чем в соседних государствах, за счёт интенсивности грузоперевозок. Конечно, для этого нужно больше двухколейных железных дорог по всей территории Казахстана и его периметру.

Оценка роли доставки грузов в спросе на топливное сырьё показывает, что для увеличения стоимости нефти необходимо развивать транспортную инфраструктуру. Наибольшие резервы для этого видятся внутри экономики Казахстана и по его периметру, с последующей интеграцией в сеть высокоскоростных железных дорог других стран Евразии, включая Россию и Китай. Но альтернативным путём, без особенных капитальных вложений, может быть создание условий для развития логистической цепи частных компаний, способных оптимизировать время груза в пути.

С точки зрения стимулирования спроса на нефть в Республике Казахстан интересно также то, что порядка 10% всех мировых покупок "чёрного золота" приходится на нефтехимическую отрасль. Организация стран экспортёров нефти сходится во мнении о том, что в этой отрасли возможен рост, в первую очередь, за счёт самих этих государств. Так, в одном из последних докладов ОПЕК говорится об увеличении спроса нефтехима на нефть до 2040 на 1,5 млн баррелей в день только на территории этой организации. Логично предположить, что если казахстанские и российские нефтехимические компании объединёнными усилиями будут развивать собственный бизнес, рост спроса этой индустрии на сырьё может даже превысить его повышение в передовых государствах ОПЕК. Повышение за год на 0,5 млн баррелей в день на территории Евразийского союза будет в этом случае весьма консервативной оценкой.

Наконец, производство электроэнергии и мазута. Подчеркнём, что около 5-6% мирового спроса на нефть приходится на электричество, и ещё около 10% - на мазут, в том числе, для нужд сельского хозяйства. Логично предположить, что у Казахстана есть все шансы самому увеличить спрос на нефть с помощью развития экономической активности, повышения потребления электричества. Особенно с помощью интенсификации аграрного сектора, даже если это земледелие и скотоводство, кажущиеся многим банальными.

Кроме этого нельзя забывать о том, что Россия и Казахстан имеют достаточно возможностей для увеличения закупок нефти в хранилища, на которые приходится ещё около пяти процентов мирового спроса. Не будем забывать, что покупки, которые казались многими спекулятивными, позволили, например, Китаю существенно повысить энергетическую независимость при росте цен на нефть вполовину от минимумов. Теперь очередь за нами, для того, чтобы дальше растить цену на нефть, придётся самим накапливать её в хранилищах, или по крайней мере активнее об этом говорить.

В итоге за год спрос на нефть может вырасти на 1,30-1,31 млн баррелей в день до 95,1 млн баррелей в день, если даже ничего не стимулировать. С нашей точки зрения, на отрезке времени с 2016 по 2040 представляются возможными ещё максимум не больше четырёх таких удачных для спроса лет. По этой причине спрос на нефть просто необходимо стимулировать. И здесь как никогда важны совместные усилия России и Казахстана.

Идея исправить курс тенге через стимулирование спроса на нефть внутри Казахстана может представляться умопомрачительной. Но если учитывать возможности, открываемые евразийской интеграцией, то совместная координированная интервенция на нефтерынок - лучшее, что можно предложить Казахстану в поиске возможностей для укрепления курса тенге.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить