Грозит ли Казахстану дефицит ГСМ

11983

Отечественный рынок нефтепродуктов на протяжении последнего года демонстрирует небывалую тенденцию - стабильное снижение цен на бензин. Явление совершенно неожиданное, поскольку практически все годы независимости рынок ГСМ на любое экономическое изменение реагировал только одним способом - ростом цен. Что происходит с рынком сегодня?

Фото: Depositphotos.com/solarseven

Избавление от зависимости

Одна из ключевых причин постоянного «шатания» казахстанского рынка нефтепродуктов заключалась в его прямой зависимости от поставок готовых светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, авиакеросин) из соседней России, которые Казахстан самостоятельно не производил в достаточном количестве для отечественных потребителей. Разумеется, такая ситуация не могла не вызывать недовольства общества: будучи крупной нефтедобывающей страной, Казахстан - вдруг - не мог обеспечить собственные потребности и зависел от импорта нефти.

Осложнялось всё тем, что три действующих в стране нефтеперерабатывающих завода (в Павлодаре, Шымкенте и Атырау) построены ещё в середине прошлого столетия и создавались под плановую экономику единого Советского Союза. К примеру, Павлодарский нефтеперерабатывающий завод изначально был ориентирован под переработку западносибирской нефти. Для добываемой в Казахстане нефти требовалось обновление технологических линеек, что, естественно, означало серьёзные финансовые вложения. Кроме того, заводы ежегодно останавливались на плановые ремонты, прекращая работу, что тоже мгновенно отражалось на рынке нефтепродуктов.

При этом потребление нефтепродуктов растёт постоянно. К примеру, только на фоне четырёхкратного роста количества автомобилей в стране за последние 15 лет потребление нефтепродуктов выросло почти в 2,5 раза. И этот рост будет продолжаться; спрос на бензин и дизельное топливо, по прогнозам, будет в среднем увеличиваться на 2% в год.

Зависимость от поставок из России приводила и к ценовой зависимости, тем более что в соседней стране цены на ГСМ были значительно выше казахстанских. Доля импорта в среднем занимала от 15% и выше всего рынка страны.

Обновление в действии

О необходимости серьёзной модернизации казахстанских НПЗ говорилось давно. Но масштабный процесс обновления заводов начался в 2011 году. На этот же год пришлись пиковые значения мировых цен на нефть, но уже в середине 2014 года котировки буквально рухнули - нефть подешевела втрое. Для нефтяной отрасли Казахстана, да и для страны в целом (поскольку значительная часть доходов бюджета приходится именно на сырьевой сектор) наступал не самый лёгкий период.

Для поддержания стабильности внутреннего рынка и сдерживания цен на ГСМ внутри страны правительство устанавливало предельные тарифы на социально значимые виды ГСМ (АИ-92 и дизтопливо), добывающие компании принимали обязательства по поставкам определенного объёма нефти на отечественные НПЗ для переработки. Работы по модернизации НПЗ продолжались, но при этом регулярно подвергались резкой критике: проекты были дорогостоящими, результата от них общество не видело - то и дело возникали перебои с поставками высокооктановых бензинов, привычно увеличивались розничные цены на дизтопливо весной и осенью, в период посевных и уборочных работ (напомним, сельхозпроизводители в этот период обеспечиваются удешевлённым ГСМ, в среднем стоимость на 20% ниже рыночной).

Эффект от модернизации НПЗ стал заметен в 2018 году - производство нефтепродуктов увеличивалось, чиновники фиксировали затоваривание внутреннего рынка. В конце того же года модернизация всех трёх НПЗ завершилась полностью. Суммарно обновление заводов обошлось в $6,3 млрд, однако экономический эффект значительно превысит эти вложения. В результате проведенных процессов совершенствования технологических процессов переработки нефти достигнуты следующие показатели: увеличение мощности переработки нефти на НПЗ с 14,5 млн тонн нефти в год до 16,5 млн тонн; увеличение выхода светлых сортов нефтепродуктов с 53% в 2011 году до 65% в 2019. Согласно планам, суммарное производство высокооктановых бензинов на трёх заводах достигнет 5,2 млн тонн в год, дизельного топлива – 5,2 млн тонн в год и авиакеросина – 830 тыс. тонн в год.

С завершением модернизации решены три ключевые проблемы: исключена зависимость от импортных поставок бензина; существенно снижен объём импорта авиационного топлива; нет оснований для возникновения дефицита дизельного топлива.

Цены уходят вниз

На изменение ситуации в производстве отреагировал розничный рынок. Впервые за долгие годы - снижением. И если первые изменения цен на бензин были встречены недоумением, то уже сейчас они воспринимаются как должное.

Если в 2017 году АИ-92 подорожал со 135,8 тенге до 158,8 тенге за литр (на 17%) и в начале 2018 года АЗС страны торговали АИ-92 по 157-162 тенге за литр, то уже к концу весны начались изменения. С начала года и до апреля стоимость этого бензина росла - до 163 тенге. Но затем цены поползли вниз, уже к концу года зафиксировались на отметке 155-156 тенге. По оценкам агентства «Аргус», увеличение объёмов внутреннего производства бензинов и авиационного топлива привело к вытеснению с рынка ГСМ аналогичной продукции российского производства и снижению цен на них. Так, с марта 2018 по март 2019 цены на АИ-92 снизились на 8%, на авиатопливо - на 21%.

Более того, уже в начале 2019 года казахстанским НПЗ пришлось снижать объёмы переработки - из-за накопленных излишков. Министерство энергетики страны начало работу по экспорту казахстанских нефтепродуктов на рынки соседних стран. Как заявлял глава Минэнерго Канат Бозумбаев, в текущем году на казахстанских НПЗ будет переработано 17,2 млн сырой нефти, из них 16,2 млн тонн – на трёх крупных заводах. В результате страна получит около 4 млн тонн дизтоплива, примерно такой же объём бензина. Тем самым будут обеспечены 100% потребности страны по дизтопливу, бензину, авиакеросину, мазуту, битуму.

«Если в прежние годы мы от 30 до 50% по этим нефтепродуктам зависели от сопредельных стран от импорта, то в этом году мы на 100% можем закрывать внутренние потребности. Но при переработке такого объёма, у нас в этом году от 500 до 650 тыс. тонн бензина будет профицит», - сообщал министр.

Стоит отметить, что, согласно данным globalpetrolprices.com, в Казахстане сформировались достаточно низкие цены на нефтепродукты. 

Государство

Бензин

Стоимость дизельного топлива (в долларах США)

 

Казахстан

0,47

0,52

 

Россия

0,68

0,70

 

Кыргызстан

0,61

0,65

 

Узбекистан

0,54

0,58

 

При такой ценовой ситуации нельзя исключать возможность активизации экспорта, в том числе - серого, что вполне может представлять угрозу для внутреннего рынка и возобновления дефицита. Эту угрозу правительство рассчитывает нивелировать, внеся поправки в законодательство о госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов, в соответствии с которым будет чётко определён порядок и регулирование экспорта нефтепродуктов, что позволит избежать бесконтрольной утечки нефтепродуктов с рынка Казахстана на сопредельные рынки.

В то время, когда правительство России подписывает меморандумы с нефтяниками о замораживании розничных цен на ГСМ, казахстанские АЗС ведут конкурентную борьбу за потребителя, снижая розничные цены, расширяя сервис и повышая качество обслуживания. В ближайшей перспективе казахстанские недропользователи продолжат обеспечение приоритетных поставок нефти на внутренний рынок. Несмотря на низкую рентабельность внутренних поставок нефти, обеспечение внутреннего рынка ГСМ остается приоритетной задачей для всех игроков рынка. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить