Главенство газового фактора

18812

Как газовая индустрия стала источником роста для национального благосостояния в Казахстане

ФОТО: архив пресс-службы

По итогам пяти лет деятельности национальный оператор АО «КазТрансГаз» обеспечил РК более $17,2 млрд валютной выручки, став наиболее прибыльным активом нефтегазового комплекса страны.

Финансовые показатели

Газовая отрасль в Казахстане, долгое время остававшаяся в тени нефтяной индустрии, сегодня быстро развивается. Уже сейчас удельный вес этого сектора экономики в ВВП страны составляет 1,8% и продолжает расти.

Сделав ставку на повышение эффективности бизнес-процессов и инновационные подходы к управлению газотранспортной инфраструктурой, «КазТрансГаз» на сегодня является наиболее современной и технологичной газовой компанией в Центрально-Азиатском регионе, о чём говорят и цифры.

К примеру, если в 2014 году консолидированный доход группы компаний АО «КазТрансГаз» был на уровне 620,4 млрд тенге, то в текущем году ожидается, что он достигнет 2,1 трлн* тенге, т.е. этот показатель вырос больше чем в 3,3 раза.

Кардинально изменилась ситуация и по результатам чистой прибыли. Пять лет назад компания работала в минус, а отрицательный показатель составлял 20 млрд тенге. В этом году группа компаний КазТрансГаз ожидают чистую прибыль в размере 330 млрд тенге, демонстрируя рост профита в среднем на 20% в год.

Стабильный cash flow позволил АО «КазТрансГаз» снизить долговое бремя на $6,5 млрд, с $12,2 млрд в 2014 году до $5,7 млрд в 2019.

Казахстан – газовый хаб

Благодаря наличию развитой газотранспортной системы Казахстан обладает огромным транзитным потенциалом и по праву считается центральноазиатским газовым хабом. Получению такого статуса способствовала и реализация ряда ключевых газотранспортных проектов, в первую очередь строительство магистральных газопроводов Казахстан - Китай и Бейнеу - Бозой - Шымкент. Эти газотранспортные нити соединили газотранспортную систему Казахстана в единое целое и дали возможность задействовать значительный транзитный потенциал страны. В период с 2014 по 2019 год компания зафиксировала пятикратный рост объёмов экспортных поставок газа с 1,8 млрд до 8,8 млрд кубометров.

Впрочем, помимо транзита туркменского и узбекского газа в Китай, начиная с 2017 года, Казахстан также поставляет на этот перспективный рынок сбыта и собственный газ. При этом продолжая экспорт и на традиционные рынки, в Россию и Европу. Все это обеспечило госбюджету внушительный приток валютной выручки в объёме $17,2 млрд за 5 лет.

По сути, успешная реализация транспортно-транзитного потенциала и экспортных возможностей стали для Казахстана таким же стабильным источником прибыли как экспорт нефти, урана или пшеницы. Таким образом, газовый фактор становится страновым преимуществом. К примеру, только в виде налоговых отчислений за пятилетний период КТГ перечислил в бюджет свыше 475 млрд тенге.

Более того, диверсификация газотранспортных маршрутов позволила КТГ обеспечить отечественным газом южные регионы и приступить к реализации масштабной даже по мировым меркам программы газификации страны. В частности, за последние пять лет доступ к газу в Казахстане получили более 2 млн человек. Сейчас благами голубого топлива пользуются половина населения страны.

Если жители западных и южных регионов воспринимают как само собой разумеющееся горящий на кухне газ, то теперь такая возможность появится ещё у 2,7 млн жителей центрального и северного Казахстана. И все это благодаря инициированному КазТрансГазом строительству газопровода «Сарыарка».

За цифрами – реальные дела: в Кызылординской области газифицированы 5 районных центров: Аральск, Айтеке би, Жанакорган, Шиели и город Байконыр. В настоящее время в данных населенных пунктах к газу подключены 132,5 тыс. абонентов.

Только одна станция, построенная в городе Актобе (АГРС-300), обеспечивает газом половину региона.

Газифицированы областной центр Алматинской области город Талдыкорган, города Талгар, Капчагай, Есик, Жаркент, Шелек.

КазТрансГаз полностью модернизировал устаревшую газотранспортную и газораспределительную системы двух крупнейших городов южного региона – Шымкента и Тараза. В этих городах многократно повысилась надежность всей системы газоснабжения.

 Несмотря на рост числа абонентов, для рядовых потребителей газ по-прежнему реализуется по цене ниже себестоимости. Таким образом, национальный оператор сдерживает рост цен на газ, субсидируя их за счёт собственных средств, вырученных благодаря экспортной деятельности.

Амбициозно. Глобально. Важно.

За последние пять лет газовая отрасль пережила глобальную перестройку, и это стало возможным благодаря полной поддержке на уровне руководства страны. Как и все реализованные при содействии правительства страны проекты, АО «КазТрансГаз» ставит перед собой не менее амбициозные задачи.

Кроме увеличения экспорта и транзита природного газа, а также продолжения газификации страны, в планах национального оператора развитие и других направлений газовой индустрии.

Как считает финансовый аналитик Расул Рысмамбетов, самые положительные моменты в развитии газовой отрасли - это рост экспорта отечественного газа и увеличение транзита.

- Казахстан на этом зарабатывает, и это нам выгодно. Что сегодня необходимо нашей стране, так это развитие газохимического производства. До сих пор недропользователи продолжают сжигать на факелах попутный нефтяной газ, который можно выгодно использовать, - говорит Расул Рысмамбетов.

Что касается темы газопереработки, то уже год, как в Актюбинской области заработал современный газоперерабатывающий комплекс Кожасай, построенный по инициативе АО «КазТрансГаз». Завод обеспечивает переработку попутного нефтяного газа и позволяет получать до 400 млн куб. м товарного газа в год. Его продукция поставляется как на внутренний рынок, так и на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье. Это первый проект в отечественной газовой отрасли, реализованный исключительно за счёт частных инвестиции, в рамках государственной политики по энергетической и экологической безопасности. Его работой уже заинтересовались крупнейшие нефтегазовые компании, занимающиеся добычей углеводородов в республике, видя в подобных проектах огромную перспективу.

Кроме этого, в рамках госпрограммы зелёной экономики КазТрансГаз продолжит развивать рынок газомоторного топлива объёмом 1 млрд кубометров в год. Этот проект уже поддержан на уровне правительства, и в самых ближайших планах строительство 100 АГНКС по регионам Казахстана и на автобане Китай - Европа.

Стратегической задачей для нацоператора на ближайшие годы будет расширение собственной ресурсной базы. При наблюдаемой во всем мире тенденции роста потребления газа, в будущем ожидается его дефицит. В Казахстане ежегодно увеличивается внутренний рынок, при этом ограничено производство товарного газа. Решить эту проблему возможно сокращением обратной закачки попутного нефтяного газа в пласты, полным отказом от его сжигания на факелах. Кроме этого, необходима целенаправленная геологоразведка и разработка новых месторождений с большими запасами газа.

Все намеченные проекты принесут огромный положительный эффект для экономики страны. Это позволит газовой отрасли не только оставаться лидером нефтегазового сектора, но и на долгие годы стать одним из самых доходных сегментов казахстанской промышленности.

*В консолидированный доход включены доходы совместно контролируемых предприятий ТОО «Азиатский газопровод» и ТОО «Газопровод Бейнеу - Шымкент».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить