Генпрокуратура: нарушений в нефтегазовом секторе Казахстана нет

8513

Ведомство не нашло признаков монополизации экспорта казахстанской нефти и нарушений при экспорте газа из РК

ФОТО: Серикжан Ковланбаев

На заседании комитета экономических реформ и регионального развития мажилиса парламента РК во вторник, 29 сентября, заслушаны результаты комплексной проверки нефтегазового комплекса страны в связи с появлением обвинений в незаконных операциях с казахстанской нефтью и газом и отмывании доходов.

В частности, в ходе заседания были заслушаны результаты проверки АО НК «КазМунайГаз» и его дочерних компаний. Поводом для проверки, по словам депутата Павла Казанцева, стала информация из ряда тиражируемых публикаций в западных СМИ и социальных сетях о якобы имеющихся нарушениях при продаже нефтегазовых активов, монополизации каналов сбыта нефти на экспорт и незаконных операциях с газом, экспортируемым из Казахстана.

Отсутствие внимания к таким обвинениям, подчеркнул депутат, создает репутационные и инвестиционные риски как для отрасли, являющейся локомотивом национальной экономики, так и страны в целом. В этой связи была организована независимая проверка со стороны Генеральной прокуратуры, рассмотрению результатов которой и было посвящено заседание комитета.

Первым перед депутатским корпусом выступил первый заместитель генерального прокурора РК Берик Асылов, который официально проинформировал обо всех эпизодах, которые легли в основу проверки.

Фактов занижения экспортных цен на газ нет

Одним из информационных поводов для проверки стали публикации о возможных махинациях вокруг экспорта газа из Казахстана компанией «КазРосГаз» через занижение цены на газ и использование сети посредников.

В ходе изучения материалов, представленных Министерством энергетики, НК КМГ, прокуратура пришла к выводу о том, что подобные заявления о дешевизне экспортируемого казахстанского газа складываются из-за непонимания ситуации в отрасли.

Создание совместного предприятия «КазРосГаз» стало возможным благодаря прямым договоренностям президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева и президента Российской Федерации Владимира Путина. Документы о создании СП были подписаны в июне 2002 года во время их двусторонней встречи в Санкт-Петербурге. В состав участников СП на паритетных началах вошли АО «НК «КазМунайГаз» (50%) и ОАО «Газпром» (50%).

 Деятельность компании «КазРосГаз» связана с утилизацией газа, добываемого на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении. КазРосГаз закупает сырой газ у консорциума «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» («КПО Б.В.») и направляет его на переработку на Оренбургский газоперерабатывающий завод. Вырабатываемый ОГПЗ газ поставляется на внутренний рынок РК и экспорт, исходя из приоритетности внутреннего рынка и экспорта газа по остаточному принципу.

Специфика работы КазРосГаза такова, что практически весь вырабатываемый на Оренбургском ГПЗ объем газа (около 90%) идет на экспорт в РФ по низкой цене, а взамен Газпром поставляет такой же объем газа по такой же цене казахстанской стороне в рамках встречных поставок. По своей сути данные обменные операции являются поставками газа на внутренний рынок Казахстана.

Такой механизм позволяет сдерживать рост цен на газ на внутреннем рынке Казахстана (которые являются самыми низкими среди стран СНГ). В настоящее время средняя розничная цена газа для населения РК - одна из самых низких на постсоветском пространстве и составляет 18,5 тенге за куб. м. К слову, это в 2 раза ниже, чем в России и в 5 раз меньше, чем в Кыргызстане.

Около 10% оставшегося газа поставляется на коммерческий экспорт в РФ по рыночным ценам, что вкупе с поставками на внутренний рынок позволило КазРосГазу получить с 2007 по 2019 год чистый доход в размере $4,101 млрд, и направить в адрес КМГ дивиденды в размере $2,020 млрд.

Анализ деятельности ТОО «КазРосГаз» за 2019 год показал, что из 7,8 млрд куб. м отправленного на экспорт газа, доля коммерческого экспорта составила 0,75 млрд куб. м, или менее 10%, который напрямую, без посредников и по коммерческим ценам покупает российский Газпром.

По словам г-на Асылова, никаких «прокладок» и коррупционных схем в сфере экспорта газа из Казахстана компанией «КазРосГаз» в ходе проверки не выявлено.

На долю Vitol приходится менее 10% экспорта нефти из РК

Другим предметом критики нефтегазовой отрасли Казахстана стало предположение в использовании швейцарским нефтетрейдером Vitol административного ресурса для получения привилегированного положения и захвата «львиной доли» в экспорте казахстанской нефти. Однако добытые Генпрокуратурой в ходе проверки факты говорят об обратном.

Согласно отчету Министерства энергетики РК, за период с 2009 по 2019 годы из страны всеми компаниями было экспортировано 752 млн тонн нефти, из которых группой компаний Vitol у НК КМГ, его дочерних структур и совместных предприятий было закуплено около 53 млн тонн нефти, или около 7% от всего объема экспорта за десятилетний период. Более того, доля Vitol в покупке нефти у добывающих предприятий, подконтрольных на 100% АО «НК КазМунайГаз» (Эмбамунайгаз, Озенмунайгаз, Казахтуркмунай), за аналогичный период составила всего 2%, или 1,23 млн тонн, заявил заместитель председателя правления нацкомпании Данияр Берлибаев.

При этом почти 75% экспорта казахстанской нефти, согласно отчетности профильного министерства за 2019 год, пришлось на операторов трех крупнейших месторождений страны: Тенгиз (ТОО «Тенгизшевройл», 29,7 млн тонн), Кашаган (компания «NCOC», 14,1 млн тонн) и Карачаганак (компания «KПО Б.В.», 10,1 млн тонн). Из указанного объема 45,78 млн тонн, согласно условиям соглашений о разделе продукции (СРП) и контрактов с правительством РК, как отметил г-н Асылов, операторы проектов реализовали самостоятельно на международном рынке через свою независимую систему маркетинга и сбыта, так как освобождены от обязательств по поставкам на внутренний рынок.

Оставшиеся 25,4% экспортированной в 2019 году нефти приходится на 58 компаний в сфере добычи нефти и газа. И, как отметил первый вице-министр энергетики РК Мурат Журебеков, эти компании «в первую очередь обеспечивают поставки на внутренний рынок для нужд отечественных НПЗ, и только после этого осуществляют поставки на экспорт».

Как показала проверка Генпрокуратуры РК, говорить о «львиной доле» Vitol в экспорте нефти из РК не приходится.

Авансирование поставок нефти сняло риск дефолта КМГ

Что касается казахстанской доли нефти в месторождениях Тенгиз и Кашаган, процедура закупа которой также стала объектом критики западных журналистов в связи с получением Vitol «привилегированного доступа» к ней, то обстоятельства выглядят несколько иначе, чем изложено в публикациях.

Проверка Генеральной прокуратуры РК выявила, что в период с 2012 по 2014 год АО «НК КазМунайГаз» активно привлекало заемные средства для финансирования капитальных затрат, в первую очередь для финансирования покупки дополнительной доли в месторождении Кашаган (выкуп доли у американской компании ConocoPhillips) и оплаты счетов по данному проекту, приходящихся на долю казахстанской стороны.

Однако, продолжает Берлибаев, последовавшее в 2014 году обрушение цен на нефть (со $115 за баррель нефти марки Brent в июне 2014 года до $55 за баррель в конце декабря 2014 года) существенно изменило положение нацкомпании, выдвинув на первый план проблему погашения долгов.

 Существенное увеличение долга по отношению к «просевшим» доходам НК КМГ грозило компании риском предъявления со стороны кредиторов требований о досрочном погашении ранее выданных займов, что могло привести к дефолту нацкомпании.

В этой связи менеджмент КМГ предложил альтернативный вариант финансирования в виде получения авансом доходов от продажи нефти, которая будет добываться и продаваться в будущем. По данным КМГ, нацкомпанией был объявлен конкурс на получение финансирования по схеме «наличные в обмен на нефть в будущем» (довольно распространенный тип сделок в сфере нефтебизнеса) с участием ключевых международных игроков, таких как Glencore, Trafigura, VTB Capital, Mitsubishi и других, на предмет поиска наилучшего предложения по финансированию. По результатам конкурса победил Vitol, предоставивший КМГ $6,4 млрд в счет будущих поставок казахстанской доли нефти с Тенгиза и Кашагана на наиболее выгодных для КМГ условиях.

Согласно стандартам бухгалтерской отчетности, такие авансовые платежи в счет будущих поставок нефти не носят долгового характера и не создают рисков нарушения кредитных лимитов. При этом сам Vitol предоставил аванс из средств синдицированного (объединенного) займа от крупнейших банков Европы и Азии (включая Societe General, Credit Agricole, Unicredit, HSBC, Intesa, ABN Amro, Credit Suisse, Bank of China, ICBC и ряд других).

Вырученные НК КМГ средства были направлены на погашение задолженности, образовавшейся после покупки дополнительной доли в проекте Кашаган, на частичное погашение и рефинансирование долга группы КМГ. В настоящее время, как подчеркнул зампред правления НК КМГ, из $6,4 млрд обязательств по поставке нефти погашено более $5 млрд, что указывает на соблюдение интересов нацкомпании в данной, довольно уникальной для Казахстана, сделке.

Минфин: Экспорт нефти из РК идет по рыночным ценам

Проверка Генпрокуратуры РК также не выявила фактов занижения цен на нефть, экспортируемую из Казахстана. Как пояснил присутствовавший на заседании комитета представитель Министерства финансов РК, все сделки по экспорту нефти мониторятся и контролируются налоговыми органами на предмет соответствия законодательству о трансфертном ценообразовании. Иными словами, нефтегазовые компании не имеют права продавать нефть на экспорт ниже рыночных цен с учетом скидок на транспортировку нефти до пункта назначения и других корректировок – в противном случае налоговые органы произведут корректировку налогооблагаемого дохода экспортера нефти и доначисление ему сумм налогов.

Все поставки нефти на экспорт из РК в страны Европы за рассматриваемый период осуществлялись на транспарентной основе в привязке к котировкам международных изданий Argus Media и Platt’s, что опровергает домыслы об экспорте нефти из РК по заниженным ценам и искусственном уменьшении налогооблагаемой базы казахстанских экспортеров нефти.

Фактов оплаты частных расходов «дочками» КМГ в Европе нет

Говоря о КМГ, то ранее критике в прессе подверглись и европейские подразделения бывшего «Торгового Дома КМГ» за якобы имевшие место факты финансирования частных расходов третьих лиц. По словам зампредседателя правления КМГ Данияра Берлибаева, соответствующие дочерние подразделения, в том числе «TH KazMunaiGas AG» (Швейцария), не могли допустить подобного рода нарушения по двум причинам.

Первое – расходы дочерних структур ТД КМГ (капзатраты, накладные расходы и др.), в том числе компании «TH KazMunaiGas AG», осуществлялись в рамках бюджетов, ежегодно утверждаемых родительской компанией – «Торговым Домом КМГ», бюджет которой в свою очередь утверждался на уровне головной НК КМГ. Второе – все расходы дочерних структур ТД КМГ ежегодно аудировались всемирно известной аудиторской компанией Ernst&Young, отчеты которой выпускались без замечаний. Проверка Генеральной прокуратуры не выявила нарушений в данном вопросе.

В периметр проверки Генпрокуратуры Казахстана также попали и давние обвинения в незаконных сделках по купле-продаже нефтегазовых активов страны. По словам г-на Асылова, согласно заявлению ряда граждан, прокуратурой Швейцарии в 2010-2013 было проведено расследование обстоятельств продажи ряда казахстанских нефтегазовых активов (продажа китайской CNPC государственного пакета акций нефтедобывающей компании "СНПС-Актобемунайгаз", приватизация компаний "КазСтройСервис" и Kazakhstan Petrochemical Industries, купля-продажа акций компании "Мангистаумунайгаз") и причастности к этому Тимура Кулибаева. При этом правоохранительные органы Казахстана предоставили швейцарским коллегам все необходимые материалы в рамках оказания правовой помощи. Всестороннее изучение материалов заняло три года, и в конце 2013 года расследование Генеральной прокуратуры Швейцарии было прекращено.

Более того, в ходе обсуждения стало известно, что Министерством финансов Казахстана был проведен анализ полноты уплаты вышеуказанным физическим лицом и принадлежащими ему компаниями налогов и других обязательных платежей в бюджет. Анализ доходной части показал, что порядка 48% всех налоговых поступлений в госбюджет за 2015-2019 годы, или 45,6 трлн тенге, обеспечили 30 крупных групп налогоплательщиков. Из этого списка бизнес Тимура Кулибаева находится на четвертом месте по объему налоговых выплат в бюджет в размере 1,07 трлн тенге. Более того, он также является крупнейшим налогоплательщиком среди физических лиц в стране с показателем за тот же период 12,2 млрд тенге.

В заключение участники заседания отметили пробелы в сфере информационной политики со стороны профильных министерств, поручив присутствовавшим должностным лицам - членам партии своевременно реагировать на негативные публикации, которые могут нанести урон инвестиционной привлекательности страны.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить