Базарком принуждает к контрактному сожительству

7896

Экономист Петр Своик: «На днях ТОО «Астанинская Энергосбытовая компания» учудила небывалое: объявила о понижении с 1 сентября тарифа для физических лиц до 11,76 т/кВт-час. Снижение, правда всего на 0,7%, но на фоне постоянного и повсеместного повышения стоимости электроснабжения событие почти выдающееся!»

 

Тёмные расчёты в царстве света

Прокомментировать, впрочем, за счет чего удалось облегчить жизнь столичным жителям, у нас не получится. И вот как раз от этой невозможности оттолкнемся в очередном нашем размышлении о функционировании казахстанского рынка электроэнергии.

Для начала – вот такая табличка, давшаяся не без труда. Здесь в последовательности «от электростанции до потребителя» собраны все составляющие тарифной цепочки, данные по которым можно извлечь с сайтов КОРЭМ (Казахстанский оптовый рынок электрической энергии и мощности), а также и таких ЭСО (электроснабжающая организация), как упомянутая нами Астанинская Энергосбытовая компания.

 Тарифы на 2014 год, тенге/кВт-час (без НДС)

Область

Электростанции в данном регионе

КЕГОК

РЭК

Итого арифметическая сумма на выработку и транспорт

КОРЭМ

Сбытовые тарифы ЭСО

физлица

юрлица

Акмолинская

6,9

1,5

3,5

11,9

0,004

12,7

16,5

Атырауcкая

7,0

4,2

11,2

5,3

17,1

Карагандинская

6,9

5,0

13,4

7,7

18,2

Алматинская

8,2

5,0

13,2

12,5

17,3

Актюбинская

7,0

 

7,0

8,7

15,5

ЮКО

7,0

4,8

11,8

11,8

17,4

Кызылординская

7,0

3,9

10,9

13,4

Жамбылская

8,5

5,1

13,6

13,1

17,1

Алматы

8,2

5,0

13,2

14,5

Костанайская

7,1

4,5

11,7

13,7

17,3

Астана

6,9

2,5

10,8

10,6

13,6

Мангистау

11,0

3,3

14,3

4,8

13,5

СКО

7,2

3,4

10,6

11,9

17,1

Павлодарская

8,0

3,3

11,3

8,8

13,0

ЗКО

7,1

3,7

10,8

7,2

15,1

ВКО

4,3

3,2

7,5

8,5

10,6

Сразу хочу предупредить любителей головоломок: примите все цифры такими, какие они есть. И даже не пытайтесь найти логическую или арифметическую связь в том, как из тарифа на генерацию, на высоковольтную (КЕГОК) и региональную (РЭК) сетевую передачу, с надбавкой КОРЭМ, выводится потребительский тариф для данного региона. И уж тем более не пытайтесь понять, в чем смысл разделения тарифов для физических и юридических лиц и по какой логике тарифные «вилки» между теми и другими в разных регионах пестрят самыми разными вариациями.

Объяснение, между тем, простое. Вся эта региональная тарифная пестрота, нарушающая принципы равной конкуренции и конституционное равенство граждан и хозяйствующих субъектов, бессмысленная с социальной и вредная с экономической точек зрения, вытекает из того, что тарифы, назначаемые населению и юридической «мелочи», не вхожей на «оптовый рынок», – это всего лишь побочные отходы того закрытого тарифного процесса, который осуществляется под торговой маркой КОРЭМ.

Поделимся же нашим (вынужденно неполным) знанием о том, что же такое казахстанский «оптовый рынок» электроэнергии.

Продавцами на нем выступают 70 электростанций – это известно точно.

Кое-что известно и про отпускные тарифы: их так называемые предельные величины, утвержденные каждой электростанции самим правительством, сразу с 2009 по 2015 (с ежегодным ростом, разумеется).

Точно известно, что электростанции вправе заряжать любому покупателю именно предельный тариф. Известно и то, что они могут продавать и подешевле, а вот насколько и кому – это уже из области неизвестного.

Зато известно, что продаваемая любой электростанцией энергия неотличима ни на ощупь, ни на вкус или запах, ни фирменным брендом: абсолютно один и тот же товар отличается у разных продавцов исключительно отпускным тарифом.

А коль скоро это так, то свободной купли-продажи на таком рынке организовать невозможно: все покупатели выстроились бы в очередь к самым дешевым продавцам, и их производительности на всех элементарно бы не хватило. Поэтому основной публично доступной информации об оптовом рынке электроэнергии – что почти все сделки на нем (95%, по данным КОРЭМ) осуществляются в форме прямых двусторонних долгосрочных контрактов, можно доверять вполне: по-другому и не получится. Причем главными в составлении партнерских пар продавцов-покупателей являются не они сами (тут свободного выбора тоже не может быть по определению), а некая технология разбивки на эти самые контрактные пары.

Все подружки по парам в тишине разбрелися

Относительно них мы можем поделиться только своими предположениями: нормативных документов на этот счет обнаружить не удалось. Предположение же простое и сводится к знакомому любому казахстанцу слову – базарком. Вот через этот, условно говоря, «электрический базарком» и проходит, во-первых, согласование как бы полюбовно нашедших друг друга пар, а также, извините, принуждение к контрактному сожительству не самых влиятельных покупателей с не самыми дешевыми продавцами.

Теперь насчет покупателей – они на «оптовом рынке» бывают двух категорий: непосредственно крупные (порог входа – 1 МВт мощности) потребители и те самые ЭСО.

Число покупающих для самих себя потребителей назвать не можем – полный список недоступен. Хотя первые два-три десятка наиболее энергоемких предприятий назвать нетрудно. «Хвост» же теряется во мраке КОРЭМ. Не можем никого порадовать и недоступными нам сведениями о том, почем покупают электроэнергию промышленные и иные гиганты. Будем надеяться, что не сильно переплачивают.

Теперь что касается ЭСО: все они не потребители, а исключительно перепродавцы - это априори известно. И этих ЭСО имеется ровно 179: такие цифры раздобыть удалось. А сколько из них перепродают электроэнергию тем самым физическим и юридическим лицам – тоже известно: 16. И, как вы уже догадались, эта цифра соответствует числу регионов Казахстана, в которых и творится показанная в нашей таблице тарифная пестрота.

А что до того, по каким тарифам и кому перепродают электроэнергию остальные 163 ЭСО – таких сведений на сайте КОРЭМ найти не удалось. Хотя смело можно предположить, что неким «своим» покупателям они продают дешевле, чем те шестнадцать «Астана-Алматы-Солтустик-Онтустик- Шыгыс-Батыс-…» и так далее «энергосбытов», которые снабжают население и «рядовых» юридических лиц в двух столицах и четырнадцати областях.

Тарифы третьего сорта

То есть, вот эти показанные в нашей таблице публичные тарифы можно назвать тарифами «третьего сорта», поскольку они замыкают собой всё то, что не разобрано по более, скажем так, доступным ценам - во-первых, «избранными» потребителями и, во-вторых, некими скрытными ЭСО, аффилированными с некими скрытными покупателями.

Подытожим: на казахстанском «оптовом рынке» электроэнергии присутствуют 70 продавцов - это реальные субъекты. И еще 16  столичных и областных «энергосбытов» (2+14) - это субъекты искусственные, но, по крайней мере, снабжающие реального массового потребителя. И там же подвизаются 163 искусственных образования, предназначение которых – «льготное» электроснабжение «кое-кого».

И еще про связку искусственного с реальным.

В Казахстане 18 сетевых региональных энергетических компаний (РЭК): это число соответствует физической конфигурации энергосистемы. И оно более или менее соответствует числу «публичных» региональных ЭСО.

Плюс под РЭКами действуют около 150 «малых передающих компаний» - тоже накручивающих свои тарифы, конечно. Причем существование около трети этих сетевых посредников хоть как-то обусловлено конкретными техническими и географическими обстоятельствами, бизнес остальных – следствие бессовестного «распила» сетей на участки дополнительного извлечения частных доходов.

И в заключение: на сайте КОРЭМ, еще до реорганизации правительства и создания Минэнерго, помещен для обсуждения любопытный документ - проект «Концепции дальнейшего совершенствования рыночных отношений в электроэнергетике Республики Казахстан». Так вот, проект вполне самокритичен: в нем (в интеллигентной, правда, форме) тоже раскрыта лоббистская и непрозрачная суть нынешнего электрического «рынка». Предлагаемые же решения, надо сказать, вполне разумны и насущны, хотя все-таки половинчаты.

Впрочем, об этом уже в другой раз.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить