Бензин в Казахстане дорожает независимо от цены на нефть

18615

Подорожание самой популярной марки бензина в правительстве РК объяснили ростом стоимости нефти. Однако такая аргументация абсолютно несостоятельна, поскольку на изменение цен на нефтепродукты влияют совсем другие обстоятельства, тогда как нефтяные котировки – лишь прикрытие

 

Недолго музыка играла

Счастливая для автовладельцев и всего бизнеса, считающего транспортные расходы, эпоха понижения цен на нефтепродукты оказалось недолгой. Приказом министра энергетики предельная розничная цена на бензин Аи-92/93 повышается с 99 до 108 тенге за литр, то есть сразу на 9%.

Как пояснил директор департамента развития нефтяной промышленности минэнерго Куандык Кулмурзин, повышение связано с ростом мировых цен на нефть. «Действующее законодательство предполагает формулу. Если произвести расчеты, учитывая цену на нефть на уровне $60-65 за баррель, и приложить формулу, то цена бензина должна быть на уровне 108 тенге за литр в зависимости от курса тенге к доллару. Это все привязано к мировым ценам на нефть. Все точно в соответствии с законодательством», - сказал он.

Добавим, что под законодательством понимаются правила определения предельной цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен. В них предусмотрена формула, которая учитывает не только мировую цену на нефть, но и транспортные расходы по доставке нефтепродуктов от рынков Европы до казахстанской границы, вывозную таможенную пошлину, акциз, НДС, расходы на перевозку по территории Казахстана, на хранение нефтепродуктов на нефтебазе в размере 3%, операционные расходы всех участников рынка нефтепродуктов в размере 10% и маржу - 15%.

Мало того, есть и коэффициент, который рассчитывается по еще более сложной формуле, цитируем: «в зависимости от исторической динамики цен на соответствующие виды нефтепродуктов, сложившейся за два календарных года до периода расчета коэффициента, на каждое пороговое значение мировой цены на нефть с интервалом пять долларов США за одну метрическую тонну». Пожалуй, ни один другой индикатор в нашей стране не рассчитывается по столь сложной схеме, как стоимость обычного топлива.

Бензин солярке не товарищ

Невзирая на всю энциклопедичность расчетов минэнерго, их обоснованность вызывает огромные сомнения. Во-первых, цена дизельного топлива и бензина Аи-80 осталась неизменной – 99 тенге и 89 тенге соответственно. Но если причина заключается в цене нефти, то они, по законам и экономики, и математики, и элементарной логики, также должны были подорожать. А сейчас получился парадокс – при прежней цене нефти бензин Аи-92/93 и дизтопливо стоили одинаково, а при новой бензин оказался на 9% дороже. При правильном применении формулы такого быть не может в принципе.

Между тем, если посмотреть на динамику предельных цен дизтоплива и бензина Аи-92/93, то она постоянно демонстрирует подобные необъяснимые скачки – то сравнивается, то показывает разрыв в 13 тенге. Совершенно очевидно, что это не связано ни с мировой ценой на нефть, ни с какими-то объективными экономическими факторами вообще. Вместо формулы здесь действует первый закон чиновников: стоимость дизтоплива и бензина Аи-80 искусственно сдерживают во время уборочных и посевных кампаний. То же самое происходит и сейчас, когда как раз идут посевные работы. Поэтому не стоит маскироваться какими-то формулами, а прямо признать, что цены регулируются в ручном режиме, по усмотрению чиновников.  

На встречных курсах

Нынешнее повышение стоимости бензина возвращает ее к уровню декабря 2014 – февраля 2015. В этот промежуток времени средняя цена нефти была примерно сопоставима с нынешней. И с этой точки зрения заявление минэнерго о том, что цена бензина следует за ценой нефти, вроде как обоснованно. Но на самом деле это фикция. И чтобы понять, о чем идет речь, достаточно взглянуть на развитие цен в более «длинной» динамике. Посмотрим, как менялись цены за прошлый год, для чистоты эксперимента взяв период после девальвации.

Итак, с начала года и вплоть до августа бензин Аи-92/93 стоил 115 тенге за литр. Затем цена подскочила до 128 тенге, то есть на 11%. В то же время именно с августа началось падение мировых цен на нефть, которые, по сравнению с июлем, снизились ,на 7%. В декабре цена опускалась дважды – сначала до 115, а затем до 109 тенге за литр. Итого она снизилась на 15%. В то время как стоимость нефти за этот же промежуток времени опустилась на 44%. С февраля нынешнего года предельная цена Аи-92/93 снизилась до 99 тенге за литр – на 9%. Нефть за этот период подешевела на 9%.

Таким образом, только последнее понижение предельной цены на бензин  Аи-92/93 корреспондировало с уменьшением стоимости нефти. Весь предыдущий период оно по темпам резко отставало, а в августе правительство вообще умудрилось задрать стоимость бензина на фоне падающей нефти.

Нефтяной маневр

За счет подобного «нефтяного маневра» государство создало себе фору, и поэтому сейчас может с чистой совестью заявлять, что бензин дорожает вместе с нефтью. Однако это абсолютно не соответствует реальности. Для обеспечения подлинной рыночной справедливости нужно уравновесить итоговое изменение цен на нефть и бензин, взяв за точку отсчета август 2014, когда началась отчетливая тенденция спада.

И тогда мы получим, что с августа 2014 по настоящее время стоимость нефти упала на 43%, тогда как предельная цена на бензин снизилась на 15%. Если бы они реально корреспондировали, тогда литр бензина должен был сейчас стоить не 108, а 73 тенге. Поскольку этого не происходит, можно сделать вывод, что ссылки на рост стоимости нефти при повышении предельных цен на бензин несостоятельны. И стоимость нефтепродуктов искусственно завышена.

Нельзя не отметить и такое обстоятельство, как прыгающий временной лаг при принятии решений. Так, несмотря на стремительный обвал мировых цен на нефть осенью прошлого года, правительству понадобилось более трех месяцев, чтобы, наконец, заметить его и снизить предельные цены на бензин. Сейчас же оказалось достаточным, чтобы нефть в течение менее двух месяцев показала медленный и неустойчивый рост, как государство сразу подняло цену бензина.

Очевидно, что государственное регулирование цен на нефтепродукты не опирается на объективные экономические факторы, и громоздкая формула – не более чем ширма. Она сама по себе концептуально неверна, что является предметом отдельного разговора.

Как же тогда выводятся предельные розничные цены на нефтепродукты? Это микс политических, лоббистских, экономических мотивов. Так что не стоит удивляться нестабильности рынка и его постоянному предкризисному состоянию. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить