Экономические итоги года: Казахстану пока еще везёт

8226

2012 год, несмотря на мрачные предсказания, обещавшие экономический конец света, оказался к нам благосклонен

Фото: itar-tass.com

Хорошие цены на нефть и металлы позволили не менять экономическую политику. Что мы, собственно говоря, и сделали – сохранив тот же безудержный уровень расходов, не всегда обоснованный.

Банки: долгов стало меньше, долги стали хуже

В банковском секторе в 2012 году главным ньюсмейкером продолжил оставаться БТА Банк. Все это время он пытался снизить свое долговое бремя, и к концу года собрание кредиторов одобрило-таки план очередной реструктуризации задолженности, который предусматривает ее сокращение с $11 млрд до $3,3 млрд.

Кроме того, будет фактически реструктурирована задолженность БТА перед своим главным акционером – Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына». Депозиты ФНБ на сумму $1,2 млрд будут конвертированы в акции БТА, в результате доля фонда в капитале банка вырастет до 97%. Кроме того, «Самрук-Казына» предоставит БТА заем в сумме $1,6 млрд.

Огромные размеры государственных вливаний при отсутствии видимых результатов вызвали новую волну дискуссий в финансовом мире. Самыми запоминающимися стали публичные сомнения в целесообразности дальнейшей поддержке БТА, которые высказала глава Народного банка Умут Шаяхметова. Тем не менее, государство и фонд «Самрук-Казына» своей позиции не изменили. Хотя на самом деле веских доказательств обоснованности действий по оздоровлению БТА так и не было представлено.

К тому же государство, увлекшись вопросами одного банка, не смогло изменить ситуацию в целом секторе, который погряз в плохих долгах. Агентство Fitch повысило рейтинг Казахстана в иностранной валюте с «BBB» до «BBB+», а в национальной валюте – с «BBB+» до «А-». Одной из причин, наряду с  позитивным внешнеторговым балансом и низким уровнем государственного долга, стали меры, предпринятые по снижению внешней задолженности банковской системы. Между тем, качество ссудного портфеля по-прежнему вызывает озабоченность, оставаясь ахиллесовой пятой отечественной финансовой системы.

На начало года сумма просроченных кредитов по всем банкам составляла 3 трлн 652 млрд тенге – 35% от общего объема ссудной задолженности. В течение года этот тревожный параметр не изменился к лучшему. Напротив,  неработающие кредиты возросли сразу на полтриллиона тенге - до 4 трлн  156 млрд тенге, то есть на 13%! Их доля в общем объеме займов увеличилась до 36,6%.

Конечно, основной вклад в ухудшение показатель вносит, как и прежде, БТА, неработающая задолженность которого выросла на 267 млрд тенге. Между тем, неработающие кредиты увеличились и у Казкоммерцбанка, и у АТФ, и у «Альянс банка».

Таким образом, спираль плохих долгов продолжает закручиваться, и завершения этого процесса не видно. Уповать на то, что неработающие кредиты покрываются провизиями, не стоит. Речь идет не только о финансовой устойчивости банков, но и болезни всей кредитной системы.

В этом смысле примечателен второй «крестовый поход» против плохих долгов. Напомним, в 2008 году был создан Фонд стрессовых активов, получивший от государства порядка $1 млрд. Однако вместо приобретения неработающих банковских кредитов он превратился в фонд помощи застройщикам, занимаясь финансированием жилищных комплексов в Алматы и Астане.

Очевидно, убедившись, что вернуть ФСА его изначально задуманные функции уже не получится,  в этом году государство создало Фонд проблемных кредитов, акционером которого стал Национальный банк. Ожидается, что он приобретет проблемные кредиты коммерческих банков на общую сумму 130-140 млрд тенге. Тем не менее, в Нацбанке осознают, что деятельность нового фонда не решит фундаментальные проблемы банковской системы, включая дефицит рентабельных проектов. Поэтому главные вызовы для финансистов сохранятся и в 2013 году.

Среди главных рыночных событий года можно выделить возможную смену владельца АТФ Банка. Возможную – поскольку нынешний акционер UniCredit (владеющий через Bank Austria) подтвердил намерение продать АТФ, однако до конкретной сделки ситуация еще не дошла. Если она состоится и если покупателем выступит, как прогнозируется, казахстанский инвестор, это изменит соотношение отечественного и иностранного капитала, которое в последнее время менялось в пользу последнего.

Впрочем, с точки зрения всей банковской системы важна не национальная принадлежность будущих акционеров АТФ, а то, удастся ли им оздоровить ситуацию в банке. В ссудном портфеле АТФ доля неработающих кредитов превышает 40%, составляя порядка 320 млрд тенге. По этому показателю банк занимает 5 место в республике, так же, как и по размеру активов.

Тяжелая промышленность: в поисках медного таза

В металлургии, второй по значимости отрасли казахстанской экономики, крупнейшие игроки в нынешнем году исповедовали разную тактику, хотя их объединяло активное привлечение заемных средств и активное их инвестирование в расширение производства.

ENRC привлекла кредит от Сбербанка в сумме $2 млрд. При этом для компании очевидным инвестиционным приоритетом стали зарубежные проекты. За медные активы в Демократической Республике Конго в нынешнем году она заплатила $1,25 млрд, выкупив их у First Quantum Minerals. А в конце года ENRC договорилась о покупке за $550 млн 49,5% акций Camrose Resources все там же, в Конго.

С приобретениями в этой африканской стране ENRC связывает свои амбициозные планы стать ведущим производителем меди в мире.

В Казахстане ее крупнейшим приобретением стал угольный разрез Шубарколь, который обошелся в $600 млн. Разрез обеспечит потребности корпорации в энергетическом угле. Также продолжилось строительство завода ферросплавов в Актобе. Тем не менее, в сумме объем зарубежных инвестиций ENRC значительно превзошел отечественные. Компания все прочнее обретает статус транснациональной.

В отличие от ENRC, для «Казахмыса» его медные амбиции связаны не с африканскими, а с казахстанскими месторождениями. В 2012 году началась реализация двух ключевых проектов – по освоению медных месторождений Актогай и Бозшаколь. На Бозшаколе уже сооружается горнообогатительный комбинат, по Актогаю утверждена разработка месторождения. Общая сумма инвестиций в оба проекта достигает $4,2 млрд. Главным источником средств являются китайские кредиты. Китай, судя по всему, станет и основным рынком сбыта продукции новых месторождений.

Также под занавес года компания «Казахмыс» объявила об оформлении  кредитной линии на $1 млрд на поддержку своих проектов.

«АрселорМиттал Темиртау», лидер отечественной черной металлургии, не инвестировал в зарубежные активы либо расширение сырьевой базы, а вкладывал исключительно в модернизацию действующего производства. Завершилась реконструкция второй домны стоимостью $109 млн, начат проект по капитальному ремонту третьей доменной печи с инвестициями  порядка $150 млн.

Несмотря на разную инвестиционную стратегию, металлургические компании страны в 2012 году столкнулись с резонансными акциями протеста трудовых коллективов. Бастовали рабочие стального департамента «АрселорМиттал Темиртау», шахтеры  Анненского, Восточного и Южного рудников корпорации «Казахмыс», горняки шахт АО «Казахалтын» в Степногорске.

Неслучайно на международном горно-металлургическом конгрессе Astana Mining & Metallurgy, где обычно принято хвалиться инвестициями и тоннами выплавленного металла, в этом году центральной темой стало предупреждение трудовых конфликтов. Большая часть металлургических копаний пошла на определенные уступки работникам, повысив заработную плату. Тем не менее, говорить об исчезновении протестного потенциала еще рано. На самом деле невысокая оплата труда является основой бизнес-модели отечественных металлургических компаний, их главным конкурентным преимуществом, которое обеспечивает более низкую себестоимость. И чтобы отказаться от нее, требуется поиск других преимуществ.

Транспорт: рельсы – грузам, воздух – пассажирам

С точки зрения инфраструктуры уходящий год можно назвать железнодорожным. Именно с этой отраслью связаны основные транспортные проекты. Правда, реализован среди них только один – магистраль Хоргос-Жетыген протяженностью 293 км, которая сократит «транспортное плечо» от Китая до южных регионов Казахстана и стран Центральной Азии на 550 км (как сообщал forbes.kz, 22 декабря был открыт железнодорожный переход Хоргос-Алашанькоу).

Государство отмечает, что грузооборот новой дороги составит 5,5 млн тонн, а к 2020 году достигнет 25 млн тонн. Учитывая интенсивность нашей торговли с Поднебесной, эту цифру можно считать вполне вероятной, а сам проект достаточно жизнеспособным.

Чего пока нельзя сказать, например, о проекте железнодорожного коридора Казахстан – Туркменистан – Иран. Казахстан свою часть построил еще в прошлом году, но в этом году эксплуатация так и не началась, поскольку Туркменистан свой участок только достраивает.

Меж тем, в этом году стартовало строительство еще двух эпохальных магистралей. Тысячекилометровая железная дорога Жезказган-Бейнеу стоимостью 0,5 трлн тенге свяжет западные регионы страны с центральными. А с глобальной точки зрения, она ускорит доставку грузов из все того же Китая в Европу. 

Перед маршрутом Аркалык-Шубарколь ставится гораздо более скромная задача. Ему предстоит обеспечивать транспортное обслуживание Шубаркольского угольного месторождения (того самого, который в этом году перешел под контроль ENRC). Хотя правительство  возлагает на эту дорогу большие социальные надежды: она должна оживить депрессивный Аркалыкский регион, более тесно связав его с экономическими центрами.

Все железнодорожные проекты рассчитаны в основном на доставку грузов. В перевозке пассажиров возрастает роль воздушного транспорта. В этом году казахстанские аэропорты  обслужили на 12% больше пассажиров. Хотя качество по-прежнему отстает от количества. Пытаясь исправить ситуацию, правительство ввело новые стандарты обслуживания пассажиров, установив требования к оснащению аэропортов, включая количество парковочных мест для автомобилей, мест в зале ожидания, а также нормативы по срокам обслуживания, в том числе паспортного и визового контроля.

Из конкретных проектов можно отметить завершение реконструкции аэропорта Кокшетау, инвестиции в которую составили 8,3 млрд тенге. Эта стройка ознаменовалась скандалами, связанными с некачественным выполнением работ. При этом Кокшетауский международный аэропорт рассчитан на обслуживание не только областного центра, но и Щучинско-Боровской курортной зоны, куда государство ожидает увеличения притока туристов. Эти надежды связаны с тем, что курортная зона там совмещается с игровой.

Другой отечественный центр игорного бизнеса также может обзавестись собственной воздушной гаванью. Малазийские инвесторы предложили построить аэропорт в Капчагае. Учитывая, что число зарубежных туристов еще не так велико, очевидно, что он будет совмещать функции второго аэропорта Алматы.

Что касается действующего аэропорта южной столицы, то правительство разрешило его владельцу, компании Venus Airport Investments, реализовать акции этого стратегического объекта через Казахстанскую фондовую биржу.

А международный аэропорт Петропавловска, напротив, вернулся под контроль государства. Сделки по его продаже частным владельцем по иску прокуратуры признаны недействительными.

Наконец, в сфере автомобильного транспорта все осталось без изменений: продолжение стройки века – автомагистрали «Западный Китай - Западный Казахстан», продолжение экспериментов вокруг техосмотра автотранспорта.

Экономика: задания на следующий год

В минувшем году было положено начало ряду масштабных преобразований, которые должны изменить облик казахстанской экономики. Правда, до конкретной реализации дело еще не дошло (а где-то нет даже ясного понимания путей этой реализации).

Во-первых, реформа пенсионной системы. Эта идея не просто витала в воздухе, она доминировала в повестке дня и даже вылилась в прямое поручение президента о выработке конкретных предложений. Среди таковых обсуждалось и повышение пенсионного возраста для женщин, и повышение пенсионных взносов. Тем не менее, никаких внятных решений касательно совершенствования пенсионной системы так и не было принято, проблему предпочли отложить на потом.

Во-вторых, реформирование общественных объединений предпринимателей. Идея обязательного членства в них всех бизнесменов поголовно обрела-таки конкретные очертания, как и затея создания очередного сверхобъединения  - Национальной палаты предпринимателей, которая придет на смену союзу «Атамекен». Поэтому в следующем году предстоит ее воплощение в жизнь, которое гораздо сложнее, чем видится авторам реформы.

В-третьих, начнется период усиленных инвестиций в сельское хозяйство, которому обещано почти $20 млрд. Готов ли аграрный сектор к тому, чтобы трансформировать эти средства в конкурентные преимущества? В этом году сельское хозяйство показало, что существующая его структура крайне неустойчива. Снижение урожая зерновых сразу обрушило валовые показатели всей отрасли почти на 20%.  Это говорит о том, что в ней есть куда более серьезные проблемы, чем нехватка финансирования.

(Обзор итогов деятельности нефтегазового сектора Казахстана в 2012 году см. здесь).

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить