Эффективна ли система закупок ФНБ «Самрук-Казына»?

9880

Генеральный директор ТОО «Самрук-Казына Контракт» («дочки» Фонда, отвечающей за закупки компаний ФНБ) Серикбек Елшибеков рассказал, почему объем закупок компаний фонда заметно больше объема закупок госсектора

Серикбек Елшибеков.
Серикбек Елшибеков.

Серикбек Кенесбекович, в своем обращении к премьер-министру РК мажилисмен Азат Перуашев отметил чрезмерно большой объем закупок группы компаний «Самрук-Казына» в сравнении с объемом госзакупок. Как вы прокомментируете цифру в 3,5 трлн тенге, которая в 6–8 раз превышает государственные закупки?

- В 2015 группа АО «Самрук-Казына» провела закупки на сумму 3,4 трлн тенге. Но следует учитывать, что при этом большая часть этой суммы пришлась на товары, работы и услуги, которые мы закупаем у субъектов госмонополий в рамках внутрихолдинговой кооперации. Только закупки сырой нефти, газа, электроэнергии, услуг транспортировки и переработки нефти превысили 1 трлн тенге в 2015.

К примеру, «Эйр Астана» ведет закупки топлива для полетов у казахстанских НПЗ; НПЗ закупают сырую нефть у «Разведки. Добычи КМГ», - наши компании взаимодействуют между собой. Закупки же электроэнергии, воды, тепловой энергии, канализационных услуг не являются конкурентной средой, их нам предоставляют субъекты госмонополии, а с учетом того, что в число компаний «Самрук-Казына» входят крупнейшие производства страны, объем только этих закупок в 2015 составил почти 400 млрд тенге.

Как вы можете прокомментировать мнение о том, что при таком объеме закупок выявляется так мало нарушителей; привлеченных к дисциплинарной ответственности - еще меньше, а привлеченные к уголовной и административной вообще отсутствуют?

- На мой взгляд, этот вопрос необходимо рассматривать в разрезе количества проведенных закупок. К примеру, в закупках «Самрук-Казыны» участвуют 222 компании Фонда, тогда как в системе госзакупок – более 30 тыс. заказчиков. И если компании Фонда объявили за 2015 75 тыс. закупок, то государственные компании на электронной площадке Министерства финансов за аналогичный период объявили 5,1 млн закупок. Теперь сравнительное количество выявленных нарушений существенно изменилось, не так ли?

Если говорить языком цифр, то в 2015 было рассмотрено 1808 обращений. В 515 случаях мы выявили нарушения по 409 закупкам, так как по одной определенной закупке поступает несколько обращений поставщиков. В итоге, в расчете общего количества закупок и закупок, проведенных с нарушениями, мы получим 0,5%. Также стоит отметить, что большая часть нарушений устраняется еще до подведения итогов, то есть до того, как закупка состоялась. К ответственности было привлечено 276 должностных лиц, в том числе по итогам рассмотрения комиссией Фонда по вопросам закупок.

Если говорить о мерах административной и уголовной ответственности, то,  согласно правилам закупок Фонда, меры и степень ответственности виновных лиц должны устанавливаться в соответствии с законодательством Республики Казахстан. И уже государственные органы в рамках своей компетенции, установленной законодательством, могут и должны обеспечивать правоохранную деятельность в области закупок группы компаний АО «Самрук-Казына». Все наши компании проходят плановые и неплановые проверки соответствующих органов, в том числе и в сфере закупок.

Сейчас у нас есть реально работающий и очень динамичный механизм – правила закупок. Но применение этого инструмента не выводит работу наших компаний из-под юрисдикции законов Республики Казахстан, регулирующих антикоррупционную деятельность.

Какова позиция вашей компании в отношении идеи принятия закона о закупках квазигосударственного сектора?

- Уже несколько лет поступают предложения об усилении контроля, государственного включительно, системы закупок Фонда. Ранее это были предложения ряда депутатов и госучреждений объединить все закупки в стране под единый государственный закон. Для решения этого вопроса была создана специальная рабочая группа, в ее состав вошли не только представители холдинга, но и государственных органов и бизнес-сообщества. По итогам работы стало ясно, что такое объединение нецелесообразно для всех сторон-участников.

Сейчас в правительство поступило обращение депутатов мажилиса парламента Республики Казахстан о необходимости принятия закона о закупках в квазигосударственном секторе. Но такой закон должен носить, на мой взгляд, рамочный характер. Закрепление в нем административной и уголовной ответственности сторон вполне логично, но самое главное, принимая такой документ, мы не должны потерять те положительные наработки, опыт и экономическую эффективность, которых мы добились за эти годы. К примеру, часто звучала критика о том, что тендерная документация составляется некорректно и несет в себе коррупционную составляющую. Мы ввели процедуру предварительного обсуждения проекта тендерной документации с потенциальными поставщиками. Теперь компании холдинга обязаны размещать на своих сайтах проект тендерной документации за 10 рабочих дней до даты ее утверждения, таким образом, поставщики имеют возможность направлять замечания к проекту заказчику или организатору закупок.

Или в новой редакции правил закупок, принятой в апреле этого года, мы учли возможность негативного влияния на бизнес резкого колебания курса национальной валюты.  В случае принятия нового закона, на мой взгляд, необходимо учесть эту гибкость системы и обеспечить оперативное реагирование на ситуацию.

Закупки Фонда «Самрук-Казына» постоянно развиваются, совершенствуются. Мы работаем в тандеме с бизнес-сообществом Казахстана, постоянно улучшаем правила, учитывая предложения не только заказчиков, но и поставщиков.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить