Основанный казахстанцами финтех-стартап «прогулялся» по 148 странам

Как начинается путь финансовых «единорогов»? Чаще всего с бойких стартапов, желающих сказать собственное слово на тесном поле финтех-индустрии

Батыржан Исмухамбетов
ФОТО: архив пресс-службы
Батыржан Исмухамбетов

Forbes Kazakhstan познакомился с одним из таких проектов. Казахстанский предприниматель, CEO TypiPay Батыржан Исмухамбетов успешно развивает одноименный финтех-стартап, совмещающий функции мессенджера и платежной системы. Дипломированный экономист, выпускник Нархоза и бывший работник телекоммуникационного сектора, он понимает, как развивать такой гибридный проект. В мае TypiPay привлек финансирование на российском рынке и начал работать в тестовом бета-режиме.

По словам Исмухамбетова, TypiPay – прежде всего коммуникационный сервис. Он предлагает стандартный набор услуг: обмен сообщениями, контактную базу, создание групповых чатов, аудио- и видеозвонки. По сути – обычное чат-приложение. Но у разработчиков большие планы. «Мы с уважением относимся к таким проектам, как Telegram и Facebook. И видим в себе амбиции и силы попробовать предоставить аналогичные по качеству и технологическим возможностям сервисы», – заявляет Исмухамбетов.

Однако в среде телекоммуникационных сервисов идет жесткая борьба. Есть высшая лига – десяток компаний, обеспечивающих телекоммуникационный сервис по всему миру (Telegram, WhatsApp, WeChat), а также вторая лига и дивизионы пониже. У сервисов из высшей лиги существует пороговый индикатор – аудитория должна превышать 50 млн пользователей.

Исмухамбетов отмечает, что на рынке чат-приложений есть два фактора, которые на 99,9% не дают зайти на рынок новым игрокам. Первый – это насыщенность контактной базы. Если вы скачаете WhatsApp, у вас будет 300 и более контактов, с кем вы можете переписываться. Когда же вы скачиваете новый мессенджер – не важно, казахстанский он или нет – у вас будет значительно меньше контактов и базы коммуницирования, поясняет собеседник. Второй фактор – пользовательская привычка. Когда человек пользуется мессенджером давно, он привыкает к его опциям, нарабатывает базу контактов. Вероятность того, что человек перейдет на новый сервис, крайне мала.

Каждый сервис должен нести для пользователя добавленную стоимость, убежден Исмухамбетов. «В нашем случае мы видим большую перспективу в совмещении двух важных вещей. Помимо коммуникационного сервиса это финансовые отношения с людьми, когда вы можете обмениваться деньгами в чате», – добавляет он. По его мнению, для пользователя это нестандартный опыт. Переводами занимаются, как правило, банковские сервисы, но их проблема состоит в том, что они привязывают к себе клиента. TypiPay предлагает другой вариант. Сервис выпускает дебетовую карту без идентификации личности по номеру телефона, не привязывая ее к себе. Такие карты действуют по принципу анонимного электронного кошелька и используются для платежных транзакций. В зависимости от степени раскрытия персональных данных к ней добавляются и другие опции, например снятие наличных денег.

Платежные переводы невозможны без участия банка-оператора. В России в партнеры выбран Московский Индустриальный Банк. В Казахстане TypiPay начинает работу в интеграции с RBK Bank, тиражируя коммуникационный сервис и давая возможность удаленно открыть карту банка.

Подписчики получат стандартный набор услуг – переводы через приложение банка и непосредственно в чате, перевод денег на карты других банков и пополнение карты, бесконтактные и QR-платежи, оплата товаров и услуг через интернет, возможность видеть свой баланс и движение средств. По сути, уточняет собеседник, компания стремится к тому, чтобы технически стать мобильным банком и помочь банкам-партнерам тиражировать их карточный бизнес.

До Казахстана разработчики «прогулялись» с TypiPay по 148 странам. Общее число регистраций превысило 2,7 млн. Количество пользователей, не удаливших приложение, составило около 500 тыс. человек, число месячных активных пользователей – примерно 100 тыс.

Мессенджеры и социальные сети должны вербовать все новых пользователей, чтобы развиваться и монетизировать базу клиентов. В долгосрочной перспективе на лояльность влияет то, какую пользу они приносят потребителю. И денежные операции в мессенджере в этом плане очень символичны, так как являются результатом доверия. «Когда мессенджер начинает предлагать финансовые сервисы, люди обычно не удаляют такое приложение. Когда мы получаем в магазине или кофейне дисконтные карты, то часто держим их в сумке, в портмоне, в ящике стола на работе. Не выбрасываем, но и не пользуемся. Получается эффект портмоне. Когда вы скачиваете TypiPay, то финансовый инструмент всегда под рукой», – объясняет Исмухамбетов.

В настоящее время разработчики не планируют монетизировать проект. Исмухамбетов глубоко убежден: если ставить экономику и прибыльность на первый план, то пользы от проекта не будет. «Мы не берем комиссию за перевод и не зарабатываем на проекте. Более важно заработать доверие пользователей. Потребитель это видит, ценит и как минимум не удаляет приложение», – говорит собеседник.

Но ошибкой будет думать, что проекты, подобные TypiPay, – бессребреники финтех-рынка. Проект привлек венчурных инвесторов. Им не важно, зарабатывает ли компания в данный момент. Главное, чтобы она масштабировала бизнес и увеличивала капитализацию. Когда проект начнет зарабатывать, венчурный инвестор продаст свою долю более крупному стратегическому или портфельному инвестору.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7294 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить