Как Айдын Рахимбаев стал внедрять в Казахстане финскую модель образования

39313

Его новая школа дает возможность сельским детям получить качественное образование

ФОТО: © Максат Байкенов

В сентябре прошлого года недалеко от озера Бурабай в Акмолинской области открыла свои двери школа IQanat High School, что стало логическим продолжением программы IQanat. Окончившие эту школу дети должны стать не менее конкурентоспособными на рынке труда, чем выпускники лучших частных городских школ. Forbes Kazakhstan решил узнать, чего удалось достичь заведению за этот небольшой срок.

Сказка у сказочного озера

IQanat – это образовательная программа для сельских школ. В ее рамках действует олимпиада, в которой ежегодно принимают участие 30 тыс. учеников 9-х классов. Программу поддерживают многие известные казахстанские бизнесмены. Автор идеи – основатель BI Group Айдын Рахимбаев (№13 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan). Главная цель проекта – предоставить социальный лифт детям, проживающим в отдаленных районах страны.

Айдын Рахимбаев
ФОТО: © Андрей Лунин
Айдын Рахимбаев

Школа IQanat располагается в красивом месте, на восточном побережье озера Щучье, близ курортного поселка Бурабай. Это место называют казахской Швейцарией. Учебное заведение построено в соответствии с высочайшими международными стандартами и внешне похоже на топовый зарубежный университет. Современное здесь все – от парт до спортивных снарядов.

Преподавание в школе основано на лучших мировых практиках. Фундамент системы обучения – синтез финской модели образования и японского метода воспитания. Именно такое сочетание помогает детям реализовать себя и научиться самостоятельности. Отбирают в школу учеников с высокой успеваемостью. Как правило, поступают сюда финалисты республиканской олимпиады IQanat по физике, математике и английскому языку. Ежегодно в этом конкурсе принимают участие более 35 000 учеников сельских школ. На сегодня в IQanat High School of Burabay обучаются 237 учеников – все ученики 10–11-х классов.

Директор Арнур Маденов отмечает, что школа позиционирует себя в первую очередь как социальный проект. «Мы – производное олимпиады IQanat. Когда мы стали проводить олимпиаду, у нас появились финалисты и победители. Возник закономерный вопрос: что с ними делать дальше? Решили, что будет справедливо тем, кто проявил себя в олимпиаде, дать возможность учиться в передовой школе. Из 35 000 участников олимпиады около 600–700 детей проходят в финал. Из этих 700 мы отбираем 100 детей в нашу школу», – поясняет Маденов.

Он подчеркивает, что образование в школе бесплатное. Все расходы, включая пятиразовое питание и униформу, берет на себя администрация. «Мы вкладываемся в детей, чтобы они стали успешными. Мы не просто школа, мы идем значительно дальше: отслеживаем успехи ребят в университетах, хотим, чтобы с нашей помощью выпускники школы устраивались в лучшие казахстанские компании. Благо у нас много попечителей из числа представителей крупного бизнеса», – улыбается собеседник.

По опыту первого года руководство IQanat High School приняло решение открыть еще и 9-е классы, учеба в которых будет построена по принципу курсов foundation. «Нам бы хотелось, чтобы мы могли набирать детей с 6–7-х классов. Это было бы правильнее, но опять же все упирается в финансирование. В такие школы, как НИШ и КТЛ, дети поступают как раз в средние классы. К нам же они приходят уже сформированными. Но надо понимать одну вещь – в истории Казахстана никто, кроме нас, не занимался исключительно сельскими школьниками. В других школах нашего уровня горожане и сельчане вынуждены соревноваться за места на равных. Это не очень справедливо по отношению к ученикам сельских школ», – считает Маденов.

Наравне с городом

Когда ученик поступает в IQanat High School, на него сразу заводится профайл. «Мы проводим тесты и анализируем, чего хочет ребенок, каким стремится стать, что ему в себе нужно развивать и как в этом можем помочь мы. В начале учебного года кто-то хотел стать акимом села или сотрудником КНБ. Уже к середине года мы, согласно новому срезу, поняли, что дети меняют интересы и хотят стать бизнесменами или инженерами», – рассказывает Маденов.

Интересный факт: спустя девять месяцев обучения в школе 20 учеников из 92 захотели стать учителями. По словам директора, руководство школы не задавалось целью воспитать будущих педагогов. Свое отношение к профессии учителя – не всегда хорошо оплачиваемой и не очень модной – дети поменяли самостоятельно, увидев работающих в IQanat High School молодых специалистов. Средний возраст учителей здесь – 30 лет. Они не только знают свое дело, но и идут в ногу со временем: стильно одеваются, могут ответить на любые вопросы. Именно на таких преподавателей хотят походить ребята.

Кроме увлекательной учебной программы и новых подходов к образованию в IQanat High School позаботились о том, чтобы ученики общались со сверстниками из городских школ. «Мы развиваем партнерство со столичной Quantum STEM School, – говорит Маденов. – Недавно сборные двух школ играли друг против друга в футбол. Матч закончился со счетом 4:4. Такое партнерство позволяет нашим детям заводить знакомства со сверстниками из городов. Это в дальнейшем поможет легко интегрироваться в городскую жизнь».

В прошлом году IQanat High School of Burabay выпустила 92 ученика. Общий средний балл ЕНТ составил 105 баллов. 84% выпускников оказались на грантовых программах в вузах. Некоторые поступили в зарубежные университеты: Университет Пердью, Гонконгский политехнический университет, Университет Витаутаса Великого, Бухарестский экономический университет, Санкт-Петербургский электротехнический государственный университет и Омский государственный университет. По данным школы, выпускники предпочитают выбирать такие направления, как IT, педагогические и инженерно-технические специальности, медицину, гуманитарные науки.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить