Вуз с «рок-звездами», или Как Назарбаев Университет принимает участие в глобальной борьбе с коронавирусом

11240

С коронавирусом в Университете не только борются – его изучают. В Институте умных систем и искусственного интеллекта при вузе разработали стохастический симулятор эпидемии для моделирования распространения COVID-19 в Казахстане

ФОТО: Сергей Астрелин

Когда 14 марта 2020 года правительство выпустило постановление о мерах по недопущению распространения COVID-19 в организациях образования, в Назарбаев Университете (НУ) были в целом уже готовы к переводу обучения в онлайн-режим. Технические мощности университета давно налажены, а квалификация преподавателей не оставляла сомнений в их навыках ведения дистанционных занятий. Тем не менее пандемия оказалась вызовом, прежде всего для студентов.

«Это был целый процесс, в ходе которого учащимся пришлось приспосабливаться к новым условиям, – говорит президент Назарбаев Университета Шигео Катсу. – Больше всего расстроились студенты-выпускники: их долгожданному выпускному вечеру не суждено было состояться вживую».

Пандемия фундаментально повлияла на жизнь университета еще и потому, что он работает на базе кампуса. Так бывает не везде: в мире полно учебных заведений, у которых нет обширных студенческих городков. В случае с Назарбаев Университетом кампус представляет собой целый город: на площади почти 100 га расположены учебные корпуса, научные и учебные лаборатории, многофункциональный исследовательский центр, жилье для преподавателей и студентов и многое другое. С марта прошлого года этот город зажил совершенно иначе: доступ в кампус был строго ограничен, а узкому контингенту сотрудников, живущим здесь преподавателям и немногим студентам предписано регулярно сдавать ПЦР-тесты.

На базе Назарбаев Университета действует так называемый University Medical Center (университетский медицинский центр), в состав которого входят три больницы, служащие клиническими учебными площадками для студентов Школы медицины. UMC включает в себя Республиканский диагностический центр, в котором проводят ПЦР-тесты на COVID-19 для сотрудников, преподавателей и студентов. Здесь в среднем делают порядка 100 ПЦР-тестов в день. Кроме того, в университете действует центр здоровья (University Health Center), где тоже тестируют на коронавирус.

«Я часто сдаю тест на COVID-19 по служебной необходимости, – признается Катсу с улыбкой. – Отмечу: такого налаженного процесса, как у нас, я больше нигде не видел».

Залог налаженности – менеджмент. Для эффективной борьбы с распространением COVID-19 в Назарбаев Университете создали соответствующую рабочую группу, которая занимается внедрением международных стандартов в этой области в ежедневную жизнь вуза.

«Разумеется, мы не хотим стать очагом распространения коронавируса, поэтому внедрили не только повсеместное тестирование, но и «ковидный светофор» (трехступенчатая классификация степени риска распространения COVID-19. – Прим. авт.)», – рассказывает Катсу.

Система противодействия инфекции имеет ряд аспектов. Например, в кампусе строго следят, чтобы наполняемость «желтых» зон не превышала 30%. В исследовательских лабораториях, которые относятся к «красной» зоне, порог еще строже – 10%. Административному персоналу предписано работать из дома, насколько это возможно.

Под микроскопом

С коронавирусом в Назарбаев Университете не только борются – его изучают. В Институте умных систем и искусственного интеллекта при вузе разработали стохастический симулятор эпидемии для моделирования распространения COVID-19 в Казахстане. Симулятор учитывает широкий набор данных для прогнозирования динамики распространения инфекции – от плотности населения в том или ином регионе до емкости больниц. Моделирование основано на особенностях воздушного, железнодорожного и автомобильного сообщения между крупными географическими узлами страны.

ФОТО: Досбол Жарылгас

У симулятора – много сфер применения. Используя прогнозные данные, правительство может оптимально распределять ресурсы в борьбе с пандемией. В будущем подобное моделирование позволит лучше контролировать ход эпидемий и сдерживать рост заболеваемости.

«Исследовательская команда предоставляет все данные по моделированию правительству, а исходный код программного обеспечения симулятора открыт, – подчеркивает Катсу. – Мы считаем, что это очень важно – делиться знаниями с нашими коллегами из других университетов и учреждений».

В Назарбаев Университете исследуют коронавирус и с других сторон. Команда физиков и биологов, например, изучает процесс формирования тромбов у пациентов, перенесших коронавирус. Образование тромбов – одна из причин высокой смертности среди тех, кто переболел COVID-19. Ранняя диагностика и предотвращение сгущения крови, таким образом, могут помочь снизить смертность от инфекции и уменьшить частоту развития связанных с ней осложнений. Кроме того, большая команда ученых, в которую входят эпидемиологи, микробиологи, генетики и аналитики данных, исследует клинико-эпидемиологические особенности коронавируса. Исследователи хотят понять, почему COVID-19 распространился с такой скоростью, что влияет на риск заражения этой инфекцией и как можно его снизить.

В Назарбаев Университете разрабатывают собственную тест-систему для определения антител к COVID-19 – она нужна для формирования более ясного представления о том, сколько казахстанцев перенесло вирус и у какого количества этих людей выработались антитела. Изучают в университете и влияние пандемии на экономику и бизнес-климат Казахстана.

Назарбаев Университет отличается от других казахстанских вузов тем, что это исследовательский университет (research based university). Центральное место в деятельности таких учреждений занимают научные исследования, которые дают студентам прочный академический фундамент.

В НУ проводят исследования по многим направлениям: от искусственного интеллекта и астрофизики до антропологии и генетики (здесь, например, секвенируют геномы). Результаты многих исследований публикуются в научных журналах и находят применение в реальной жизни. В прошлом году в Назарбаев Университете разработали экзоскелет (устройство, предназначенное для выполнения утраченных двигательных функций), работой которого управляет искусственный интеллект. Разработка применяется в реабилитации пациентов, перенесших инсульт.

Все флаги в гости

Проведение наукоемких исследований – часть усилий по укреплению международных позиций университета.

«Как создать университет мирового класса? Для этого нужны три компонента: талант, ресурсы и эффективное управление», – перечисляет Катсу.

С первым компонентом, считает он, в Казахстане проблем нет: страна богата на ясные умы. Чтобы раскрыть весь потенциал студентов, нужно лишь создать для них благоприятные условия. Тем более что поступление в Назарбаев Университет – это, по словам Катсу, большой прыжок для выпускников казахстанских школ. Преподают в вузе на английском, учебный процесс выстроен по международным стандартам, требующим от студентов дисциплинированности и самостоятельности.

Для плавного перехода в студенческую жизнь в Назарбаев Университете существует подготовительная программа Foundation, предназначенная для выпускников школ. Партнерами НУ в рамках этой и других образовательных программ являются ведущие вузы мира. Катсу уверен: именно сотрудничество с лучшими университетами помогает определять собственный курс стратегического развития. У каждой школы НУ – свой партнер. Так, Высшая школа бизнеса сотрудничает со Школой бизнеса Фукуа Университета Дьюка, Высшая школа государственной политики – со Школой государственной политики Ли Куан Ю при Национальном университете Сингапура, партнер Школы медицины – Питтсбургский университет.

Ресурсы особенно важны для амбициозных университетов, поскольку позволяют привлечь не только талантливых студентов, но и именитых профессоров, которых Катсу в шутку называет «рок-звездами». Сегодня в Назарбаев Университете преподают профессора из порядка 60 стран. Общее число их научных публикаций перевалило за 4500.

«У исследований нашего университета высокий средневзвешенный индекс цитирования: 1.35, – подчеркивает Катсу. – Мы хотим довести его до 1.6».

Эти показатели важны для международного престижа университета, чему в последние годы уделяют особое внимание.

«Между странами идет яростная борьба за умы. Чтобы предотвратить утечку мозгов из Казахстана, нужно не просто создавать условия для местных студентов, но и привлекать лучших учеников из-за рубежа», – убежден Катсу.

Сегодня в Назарбаев Университете около сотни иностранных студентов (всего учащихся – свыше 6 тыс.). Это число планируется постепенно увеличивать.

Привлечение в Нур-Султан зарубежных студентов Катсу считает важной задачей еще и потому, что казахстанцам, обучающимся в Назарбаев Университете, нужно иметь возможность знакомиться с другими культурами. Глобальность – требование времени, без которого сложно понять современный мир. Раньше получить опыт общения с иностранцами можно было, уехав учиться за рубеж по программе «Болашак». В 2011 году выдачу этой стипендии для обучения на бакалавриате стали сворачивать. Одной из причин, как пояснила тогда пресс-служба президента, стало повышение уровня отечественного образования, связанное в том числе с открытием Назарбаев Университета.

Катсу признает: полного погружения в иностранную среду, которое доступно стипендиатам «Болашака», у них нет.

«Студенты хоть и говорят по-английски во время занятий, в общении между собой все равно используют казахский или русский», – констатирует он.

Это обстоятельство можно преодолеть за счет наращивания числа студентов из-за границы.

«Я думаю, будет справедливо дать нашим казахстанским ученикам шанс взаимодействовать с другими культурами», – говорит собеседник.

ФОТО: архив пресс-службы

Тиражировать успех

Из трех компонентов, необходимых для создания первоклассного университета, самым важным Катсу считает эффективное управление. В англоязычный термин good governance (беседуем мы по-английски) Катсу вкладывает многое: и существование современной законодательной базы для деятельности вузов, и академическую свободу, и честный отбор абитуриентов по принципам меритократии.

Катсу знает, о чем говорит: до прихода в Назарбаев Университет в 2010 году он почти три десятка лет проработал во Всемирном банке, где занимал должность вице-президента по Европе и Центральной Азии, отвечал за поддержку реформ финансового сектора Китая.

«Идея создания университета вроде нашего витала в воздухе Казахстана давно, – говорит он. – Но когда вуз открылся, мало кто верил в его успех, зато скептиков было много».

За 10 лет Назарбаев Университету удалось задать новую планку казахстанским вузам – так считают и в правительстве. В феврале этого года премьер-министр Аскар Мамин объявил о планах создания других университетов наподобие НУ – в Петропавловске и Шымкенте. Катсу уверен: кроме политической поддержки и значительных ресурсов успеху Назарбаев Университета способствовала и его академическая автономность.

«Перед Казахстаном стоит важная задача превращения экономики из ресурсной в экономику, основанную на знаниях, – отмечает собеседник. – Роль образования в этом первостепенна. Наш университет готов делиться своим опытом».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить